Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Звезды7 ноября 2010 17:56

Непошлый патриотизм

В прокат выходит фильм «Брестская крепость» - возможно, самый удачный за долгие годы фильм о Великой Отечественной [видео]
Источник:kp.ru

Брест, 21 июня 1941. Сын полка Сашка Акимов (дебютант Алеша Копашов) играет на трубе в городском парке. Дамы в шляпках прогуливаются по сонному городу, начальник погранзаставы Алексей Кижеватов (Андрей Мерзликин) успокаивает жену, что войны не будет, а недавно назначенный комиссар Ефим Фомин (Павел Деревянко) выбивает из несговорчивой служащей железнодорожной кассы билеты в Даугавпилс - он берет отпуск, чтобы перевести в Брест свою семью. О том, что завтра спокойная жизнь закончится, знает только командир полка Петр Гаврилов (Александр Коршунов), но его предупреждения об атаке немцев никто не слушает. Режиссер "Брестской крепости" Александр Котт в первые минуты фильма использует безотказный прием - в мирном прологе он разливает по кадру теплый свет, включает сладчайшую музыку и устраивает танцы в городском парке. Делается это, понятно, не столько затем, чтобы познакомить зрителей с довоенным бытом главных героев, сколько для того, чтобы на 20-й минуте, (когда начинается неожиданная для всех персонажей бомбардировка), сыграть на контрасте. Теплый свет исчезает из фильма насовсем, его заменяет стальной отлив орудий и грязь окопов. Гламурные фокстроты уступают место тревожной музыке.

Режиссер Александр Котт не раз говорил, что стремился к фотографической точности каждого кадра фильма.

Режиссер Александр Котт не раз говорил, что стремился к фотографической точности каждого кадра фильма.

О том, что дальнейшие события известны зрителю, Котт, понятно, знает. Но все равно почти ничего не выдумывает в угоду зрелищности. Да и нет необходимости это делать - сама фактура (особенно на первых порах) подразумевает чисто киношную красоту действа - та самая первая бомбардировка Бреста выглядит до жути реалистично, даром, что полностью нарисована на компьютере. В ряду фильмов о Великой Отечественной, снятых за последние 20 лет, «Брестская крепость» стоит особняком. Здесь никто не пытается сыграть в политические игры и изменить идеологию в угоду собственному представлению о том, что такое хорошо и что такое плохо. Строго говоря никакой идеологии в «Брестской крепости» нет. Не считать же таковой желание показать героизм и патриотизм солдат, оказавшихся на передовой. Зато есть похожие друг на друга истории людей, которые погибли, защищая западные рубежи страны. В свое время именно так снимали войну Сергей Бондарчук и Григорий Чухрай. Александр Котт не скрывает, что в «Брестской крепости» он отдает дань и им в том числе. Потому что с одной стороны «Брестская крепость» - это большое кино про упоение в бою. Но не менее важна здесь лирическая часть, та самая «баллада о солдате», которая в последние годы дается отечественным режиссерам из рук вон плохо. Котт пользуется еще одной не самой новой, но действенной кинематографической хитростью - он показывает всю историю глазами девятилетнего сына полка Сашки Акимова. И в итоге не промахивается - начинающий актер Алеша Копашов со своей партией справляется достойно.

Создатели «Брестской крепости» (слева направо): генеральный продюсер Игорь Угольников и актеры Яна Есипович, Андрей Мерзликин и Алеша Копашов.

Создатели «Брестской крепости» (слева направо): генеральный продюсер Игорь Угольников и актеры Яна Есипович, Андрей Мерзликин и Алеша Копашов.

Создатели «Брестской крепость» сделали очень важную вещь - они очистили склоняемое направо и налево слово «патриотизм» от всех наносных смыслов и без пошлости и излишнего пафоса показали патриотизм настоящий. Именно благодаря этому у «Брестской крепости» есть все шансы запомниться как лучший отечественный фильм о войне, снятый в наши дни.