- Девонька, ой, какая холёсенькая! Пойдем со мной! - бабулька-одуванчик, сюсюкая, протягивает руку моей двухлетней дочери. Я победоносно думаю "Ха! Щас! Как же, пойдет она с вами, она мамку любит!"
И что вы думаете, пока я самоуверенно хмыкаю, моя принцесса на глазах у изумленной матери доверчиво протягивает бабульке руку и уходит с ней в голубую даль. Что делать? Во мне боролись два решения:
Первое - броситься, рыкнув тигрицею, и отнять у ведьмы дитеныша, а дитенышу наподдать по самые бантики, чтобы не уходил с непроверенной санэпидстанцией тетей.
Второй вариант - нежно улыбнуться и, сохраняя присутствие духа и сжимая рогатку в кармане, следовать за деточкой, как Кевин Костнер за Уитни Хьюстон.
Так я и поступила. Дочь рассказала бабульке, что ночью описалась, и вернулась на путь истинный - в руки матери.
Меня в детстве не отпускали ни на шаг. Пугали "злыми дядьками", которые меня утащат. Зачем дядьки утащат, родственники умалчивали и как-то многозначительно переглядывались. А еще бабушка строго наказала, что, если дядя предложит показать котеночка или угостить конфеткой, надо срочно бежать и звать милицию. Чем провинился любитель животных и сладкого, опять же держали в секрете.
Я боялась всего и всех. Диким ревом отказывалась ехать в лифте с соседом дядей Колей. Хотя тот был тихим, нежным и плохо стоящим на ногах любителем коктейля "Клюковка". Во всех чужих дядях мне мерещились желающие меня утащить куда-то и зачем-то. Неважно, куда и зачем! Неизвестность пугает куда сильнее, чем обрисованные перспективы.
Сейчас у меня много друзей, с общение и доверием своим людям проблем нет, но мужиков в темных переходах, цыганок на вокзале и бомжей я жутко боюсь. Я обхожу их через лес и через поле!
На днях шли с дочерью вечером по парку. Подходит мужчина лет 60, не сказать, чтобы страшный какой. Вполне приличный, в шляпе, в пальто. Улыбается и к Машке: - Ух, какой у тебя велосипед! А как тебя зовут? А ты занимаешься танцами?
Чувствую тонус. Кровь к голове. Что ему нужно от нас? Обидчик? Вор? Извращенец? УТАЩИТ! Беру Машку за руку и пытаюсь уйти. Ребенок не хочет, она дядьке о своих новых чешках рассказывает.
Увидев мой психический взгляд, дядя в шляпе говорит:
- Да вы не бойтесь, я просто скоро дедом стану, вот вспоминаю, как это, с детьми разговаривать. Пока отцом был, работал все время, хочу с внуками наверстать.
Почувствовала себя подозрительной дурой. Потом этого деда видели, гордо гуляющим с неприлично розовой коляской.
А знакомая моя девушка своей до ужаса общительной дочери запрещает строго-настрого разговаривать с чужими.
Прям бежит, если видит, что девочка с кем-то болтает, и кричит:
- Не разговаривайте с моей дочерью. Зачем вы пристаете к чужим детям?!
Даже в поликлинике с врачами говорит только сама. Вторая, младшая ее дочь при встрече с незнакомыми людьми, всегда прячется за маму.
Она в чем-то права. Мы живем не в волшебной тихой деревеньке на окраине штата Айова, где все жители друг друга знают, где круассаны с корицей дают в кредит, потому что хозяйка и покупатель - соседи, где не закрывают машины, потому что их не угоняют, и двери домов не закрывают, потому что плохих вокруг нет! Мы боимся и не доверяем. Но правильно ли это?
Машка многому меня учит. Раньше я до смерти боялась бомжей, и ни за что не подошла бы к грязному вонючке, лежащему на лавочке. А прошлой зимой мы с дочерью проходили мимо остановки, а там бомж.
- Девчонки, налейте чайку горячего, холодно ужас!
Хотелось убежать и сделать вид, что не слышу. Но Машка посмотрела и решила очень уверенно:
- Сейчас, дядя, подожди.
Всю зиму мы наливали дяде Витьку чайку горячего.
Я стараюсь не устраивать панику. Но в глубине души я очень боюсь дядек, которые утащат, я боюсь бомжей, боюсь, что моя доверчивая дочь откроет дверь каким-нибудь гадам, пойдет за какими-нибудь гадами, поверит каким-нибудь гадам...
Но с другой стороны, не хочу, чтобы она боялась всего и всех, не хочу, чтобы пряталась за меня. Ведь всякое недоверие чужим - это недоверие своим. Наши самые близкие и любимые друзья тоже были когда-то чужими. Самый любимый и самый дорогой сегодня мужчина когда-то просто проходил мимо... И если не доверять чужим, то как научиться доверять своим?
Как вы думаете, что нужно объяснять детям? Надо ли учить их доверять людям? Или в нашем жестоком обществе лучше опасаться и обходить чужих стороной?
Завтра в 13 часов будем обсуждать эту тему с детским психологом Амиром Тагиевым в программе "Родительское собрание" на радио "Комсомольская правда" 97.2 fm. Позвоните и скажите, что вы думаете! Телефон прямого эфира 97-00-972