Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
В мире9 марта 2011 22:12

В Бенгази утром — похороны, а вечером - гуляния

Наши спецкоры передают из восточной Ливии [фото, видео, аудио]

На стене разгромленного Верховного суда в Бенгази надпись баллончиком-пульверизатором:

«Люди требуют: 1. Свободу. 2. Демократию. 3. Достойную жизнь. 4. Толерантность. 5. Свободные выборы. 6. Триполи как единую столицу. 7. Равенство для всех.

Подпись: Борцы революции 17 февраля».

С другой стороны фасада вдоль всей стены развешены фотографии людей. Их около двух тысяч.

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Это все жертвы режима Каддафи? - спрашиваю у стоящего рядом мужчины.

- Да, но не революции 17 февраля. Вот это жертвы события, о котором мы узнали совсем недавно, от нас уже 40 лет все скрывают, - отвечает тот, показывая на самый большой блок фотографий молодых людей. - Раньше никто даже подумать не мог, что существовали противники режима Каддафи. Но, оказывается, в середине девяностых в тюрьме под Триполи томились 1200 человек, неугодных этому псу.

По словам моего собеседника, узников совести держали в невыносимых условиях по 30 человек в камере, и в начале лета 1996 года они потребовали от администрации тюрьмы улучшить свое положение, пригрозив массовым бунтом. Ночью 26 июня 1996 года карательные группы автоматчиков открывали одну камеру за другой, расстреливая спящих бунтовщиков. За одну ночь были убиты 1200 человек...

- Остальные фото — тоже противники Каддафи, умершие в разные годы, - продолжает мой новый знакомый. - Но здесь появляются уже и карточки жертв нынешней революции.

Сейчас их лица смотрят на площадь Тахрир. По сути — это небольшой пятачок между судом и морем, разделенный дорогой. По примеру египтян он прозван Площадью свободы, и ежедневно на ней собираются тысячи людей, чтобы высказать свое отношение к лидеру ливийской революции.

Но, в отличие от Каира, здесь совершенно непонятным образом при полном отсутствии правоохранительныых органов сохраняется порядок на улицах. Пусть здесь вместо мегафонов — стволы автоматов, но ни грабежей, ни мародерства, ни нападений на иностранцев нет... Отношение к ним, конечно, как к дойным коровам, но иной раз могут и бесплатно подвезти на машине. А на улице не преминут напомнить что «Каддафи - киллер! Каддафи - крейзи! Каддафи — Гитлер!» Спросишь, как дела на фронте, ответят, что уже под Триполи.

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Из более-менее подтвержденных источников известно, что бои идут в нескольких городах. Продолжаются налеты на Рас Лануф, в результате которых были разбиты несколько нефтяных резервуаров. Самые тяжелые бои идут в Завии, что чуть западнее Триполи. Повстанцы в этом городе отрезаны от своих соратников и находятся в фактическом окружении. Как и революционеры в Мисатре. Ожесточенное противостояние идет также в Бен Джаваре. Говорят — это стратегический город, взяв который повстанцы выйдут на крупнейший порт Сидр. Это будет серьезным ударом по Каддафи. По мнению повстанцев, после падения Сидра неминуемо падет и Триполи. Несколько нефтеперерабатывающих заводов вокруг этого порта, к слову, тоже подвергались бомбардировкам. Однако, насколько сильны там разрушения можно судить лишь по черным дымам из-за горизонта.

Мобильный отряд повстанцев

Мобильный отряд повстанцев

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

Приезжающие с запада раненые рассказывают прямо противоположные вещи. Кто-то говорит, что «каддафисты» давят — и уже практически под Рас Лануфом. Кто-то считает, что инициатива полностью у повстанцев... Неоспоримо одно — революционеры несут потери.

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

В дань памяти жертв 26 июня 1996 года гробы с погибшими в местах боев ставят к «стене героев» с фотографиями. Затем выносят на площадь. Сотни мужчин, сняв обувь, выстраиваются в несколько рядов на коврах и молятся об усопших. Рядом оператор арабского телеканала выстраивает с десяток молодых людей с транспарантами, чтобы картинка была как можно удачнее. Переставляет их местами «по ранжиру, весу и жиру» минут 15, пока не достигает идеального визуального эффекта. И по взмаху руки те начинают скандировать и махать плакатами.

В это время молитва заканчивается, и шумная процессия под крики «Аллах акбар!» движется на машинах в сторону кладбища. Здесь уже вырыта траншея глубиной не более полутора метров и длинной метров в триста. В ней один к одному из кирпичей-шлакоблоков выложены прямоугольники-могилы. На кладбище гробы вносят на руках, подносят к одной из таких ячеек, перекладывают тело в саване на землю и читают молитву. После этого могилу накрывают бетонной плитой, цементируют и присыпают песком. Несколько прощальных залпов воздух, и к траншее подходит новая процессия. На наших глазах похоронили четырех повстанцев. Всего я насчитал 18 свежих могил, однако сложно сказать, кто из них какой смертью умер.

Между тем, город живет своей обычной жизнью, тем более, что развлечений добавилось. Днем можно съездить на экскурсию в когда-то режимную военную базу Аль Катиба. Здесь, бывая в Бенгази, останавливался сам Каддафи. Пешком ее не обойти и за день, поэтому местные катаются между сожженных казарм, взорванных складов, взломанных бункеров на своих машинах с женами и детьми. Но главная «движуха» в Бенгази начинается ближе к вечеру на площади Тахрир. Вдоль набережной прогуливаются мамаши в хиджабах со своими детишками, победно размахивающими флагами. Из репродукторов звучит музыка популярных ливийских исполнителей. Периодически микрофон берет очередной заводила, задорно заканчивая свои выступления неизменной очередью. То и дело люди, вставая в круг поют и пляшут, обнимаются и чему-то радуются.

-С чего веселитесь? - спрашиваю у молодого парня с револьвером.

-Каддафи осталось не больше пяти дней! - безапелляционно заявляет тот. - Как только он уйдет, в нашей богатой стране сразу все наладится, и люди будут жить хорошо!

Ночной митинг на центральной площади Бенгази

Ночной митинг на центральной площади Бенгази

Фото: Вадим ШЕРСТЕНИКИН

То же самое в конце января я слышал на другой площади Тахрир — в Каире. Но после после ухода Мубарака жизнь лучше не стала. А на Тахрире вновь нападают на демонстрантов.

СКАЗАНО! «Бывают ситуации, когда государство может применить силу, например, подавляя мятежи (именно мятежи, а не народные восстания), заговоры, попытку вопреки воле народа подчинить его внешней силе. Когда такое происходит, власть при поддержке общества должна отвечать силой на силу». (Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества, - во вчерашнем заявлении на сайте Общественной палаты РФ.)

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Франция объявила противников Каддафи законной властью

После встречи с противниками Каддафи Франция признала их Национальный совет единственным легитимным органом власти в Ливии. Именно с этими представителями власти и будет вести переговоры посол Франции, отправленный в Бенгази (читать далее).

ДНЕМ РАНЕЕ

ГУМАНИТАРНЫЙ СУХПАЕК

— Ха! Посмотри, Каддафи говорит, что у нас нет воды, пищи, топлива и газа, — молодой ливийский боец хватает меня левой рукой, задорно постреливая из «калаша» правой. — Можешь сам убедиться, Каддафи врет!

Парень подводит меня к грузовику, в котором стоит огромный лоток с говядиной, промасленными пальцами хватает кусок и протягивает мне. Кладу его зачем-то в карман и принимаю поочередно бутылку воды, упаковку бисквитов, коробку вафель и консервную банку с тунцом. Все это съестное добро всего несколько дней назад в гуманитарном конвое на моих глазах пересекало границу Египта с Ливией. Теперь — это сухой паек местного революционера. Или все-таки контрреволюционера, так как в восточной части Ливии мы, журналисты, имеем дело только с противниками лидера ливийской революции (читать далее).

А В ЭТО ВРЕМЯ:

Наш корреспондент передает 10 марта:

- Сейчас мы находимся в крупном городе Бейда, здесь, как и во всех небольших городах есть свой Тахрир, свои площади, где народ митингует, где народ высказывает свои лозунги против Муаммара Каддафи.Стало намного больше постов на дорогах, с танками. Причем если раньше мы замечали, что эти посты в сторону запада выставлялись как-то бессмысленно, и неправильно с военной точки зрения. Теперь эти посты усилены танками, на этих постах стоят бывшие военнослужащие армии Каддафи, которые перешли на сторону народа. Здесь, чуть восточнее Бенгази ??? кажутся более мирными чем оппозиция. Кругом открыты магазины, больницы.. Центр города Бейда похож на обычный средиземноморский городок. Если говорить о событиях сегодня на фронтах, то по-прежнему информация поступает противоречивая. Если говорить о городе Завия, где идут самые ожесточенные бои, то государственное телевидение говорит о том, что этот город взят под контроль правительством. В то же время такие каналы, как Аль-Арабия передают, что город находится под контролем повстанцев. Такие сводки идут со всех городов, где сильны группировки повстанцев.

Самые тяжелые бои в эти дни идут в окрестностях города Бен Джавад.

Самые тяжелые бои в эти дни идут в окрестностях города Бен Джавад.

ПОД ШУМОК

В Лондоне захвачен дом сына Каддафи «Оккупанты» не хотят покидать здание, пока всю недвижимость семьи диктатора не вернут ливийскому народу Скромный особнячок (8 спален, сауна и бассейн) на севере Лондона стоимостью $18 млн. занят в знак протеста против режима Каддафи. Сквоттеры - люди, захватывающие пустующие здания, - вывесили плакат «Вон из Ливии! Вон из Лондона!», наклеили сообщение, что дом ими занят, и весело обживают особняк. Здание, по версии сквоттеров, принадлежит сыну Каддафи Сеифу. И покидать его «оккупанты» не намерены до тех пор, пока вся недвижимость семьи диктатора не вернется в руки ливанского народа. Полиция им тоже не помеха - стражи порядка приехали, посмотрели и уехали (в Британии сквоттинг - не уголовное преступление). Так что «новые жильцы» чувствуют себя вполне спокойно и приглашают к себе пожить всех, кто «бежит от тирании и преследований в разных странах». Никита КРАСНИКОВ

Смотрите:

Фоторепортаж из мятежного Бенгази

Репортаж из Ливии

Будни ливийских повстанцев