Антон Челышев:
- В гостях у нас сегодня завкафедрой журналистики и пиара Российского православного университета Елена Жосул. Вы к нам зачастили. Мы очень рады. Вас мы пригласили потому, что говорить мы сегодня будем о продвижении православия, если уместно это словосочетание употребить. Раз в РПУ есть кафедра журналистики и пиара, значит, вопрос уместен. И ждем мы самого ректора РПУ игумена Петра Ереемеева.
Лена, как профессионал в этой сфере, вы видите необходимость в продвижении Церкви и какие-то инструменты этого продвижения?
Елена Жосул:
- Я вижу необходимость, в первую очередь, в адекватном и грамотном, профессиональном публичном представлении церковной позиции. Церковь, поскольку она сегодня занимает очень заметную позицию в обществе и по многим вопросам активно высказывается, должна быть правильно понимаема и воспринимаема людьми, которые ее видят, слышат, слушают священноначалие, приходят в храмы на богослужение и слушают проповеди. Не должно возникать неправильных интерпретаций в донесении церковной точки зрения до публики. Именно поэтому сегодня Русской Православной Церкви, как любой публичной организации, безусловно, нужен пиар – то есть связи с общественностью. Если говорить о каком-то специальном продвижении, навязывании церковной позиции в массы, в этом особой необходимости нет. Но в устранении ошибок при восприятии Церкви обществом, конечно, пиар необходим.
Елена Чинкова:
- А кто должен заниматься этим пиаром?
Е. Жосул:
- Специально обученные люди, которые занимаются медийной политикой, информационной политикой, которые отвечают за публичный образ Церкви. Православные журналисты. Хотя в классическом варианте журналистика и пиар – это две сферы деятельности, которые должны быть разделены. Но у нас ситуация сейчас такова, что очень часто эти функции в православной медиа-среде взаимосвязаны.
Звонок от радиослушателя Кирилла:
- Я считаю, что это не пиар, это посвящение. Почему журналисты должны быть православно образованы? Потому что другие журналисты пишут о том, о чем понятия не имеют. Иногда, когда читаешь журналистов, просто смешно становится. Потому что, не хочу обидеть вас, не все, есть хорошие статьи, но люди почему-то не пытаются писать о высшей математике, например. У них хватает совести, и они понимают, что в этом не разбираются. А что касается религии – пожалуйста, все всё знают.
А. Челышев:
- Вам не кажется, что отсутствие материалов о высшей математике только вредит этой высшей математике? Не знает у нас страна лучших высших математиков дня сегодняшнего, потому что о них не пишут.
Е. Чинкова:
- А про деятельность Патриарха знают все и благодаря той же «Комсомолке».
Кирилл:
- Прежде чем писать о чем-то, надо иметь понятие об этом. Если человек не понимает, о чем он пишет, тем более он атеист, то это, конечно, выглядит очень даже непрофессионально. Но я вообще еще хочу сказать, что пиар в православной прессе – это не реклама продукции. Это просвещение и заказная статья с целью, например, информировать православных о каких-то поездках православных, о храме каком-то, о сборе пожертвований.
Е. Жосул:
- Я с Кириллом, безусловно, и соглашусь во многих вопросах, и в то же время поспорю. Поспорю в первую очередь в том, что к «Комсомольской правде» лично я, как человек, долгое время изучающий церковную медиаполитику, по тому, как Церковь представляется сегодня в СМИ, претензий предъявлять не стала бы. В «Комсомолке» и деятельность Патриарха, и нашего духовенства, и Церкви представлена достаточно доброжелательно, адекватно и честно. Но Кирилл прав в том, что очень многие журналисты сегодня пишут так, что просто за голову хватаешься. Элементарный уровень церковной грамотности у наших светских коллег сегодня отсутствует. И одна из задач нашей кафедры – в том числе этот уровень повышать посредством различного рода образовательных программ, курсов повышения квалификации для наших светских журналистов, посвященных православию и Церкви. Какие-то самые элементарные азы. Как сегодня у нас преподается православная культура в младших классах и классах средней школы, точно так же мы будем разрабатывать специальные образовательные программы непосредственно для сотрудников СМИ, которым это интересно и которые в этой теме работают профессионально.
А. Челышев:
- Такая катехизация?
Е. Жосул:
- В определенной мере да, Конечно, у нас огромный спрос сегодня на это есть.
Звонок от радиослушательницы Светланы, Тверь:
- У меня один вопрос. Главная идея православия – это спасение. Что понимать нам, простым смертным, под этим понятием?
Игумен Петр Еремеев:
- Журналисты – тоже часто верующие люди, которые требуют спасения. Спаситель, спасаемый, спасение – все это о чем? Православие говорит о том, что каждый из нас нуждается в изменении. Поэтому «покаяние» – изменение по-русски, перемена мышления, образа поведения – имеет в своей основе понимание необходимости в изменении самого человека, в его улучшении внутреннем. Это и есть спасение. То есть избавление человека от рабства греху и достижение состояния, когда человек уже сам поступает по-христиански, живет по-честному и спасается достигая святости. И происходит это уже при жизни.
Поэтому спасение – это преодоление в себе греховной наследственности, приобретенных греховных навыков, устремлений, желаний. И посредством этого – достижение чистоты и святости. Это и есть спасение.
И ведь почему мы называем Христа Спасителем? Давайте посмотрим на то, как проходит наша духовная жизнь. Выходим мы на улицу и говорим себе: всё, соблюдаем заповеди теперь, вот прям с этой минуты. Ко всем теперь относимся доброжелательно, не крадем, не желаем чужой жены и так далее. Только решили мы жить честно и начинается... Входим в метро, хамят, толкаются, наступают на ноги…
А. Челышев:
- И тут чужая жена…
Игумен Петр Еремеев:
- И чужая жена, и чужое имущество, и желание пройти через турникеты, не оплатив за проезд. Одни испытания, а своих сил не хватает. И кричим тогда: Господи, спаси, не можем сами! Это и есть потребность в помощи в спасении от дурных навыков и пороков. Только человек понимающий, что он сам не может исправиться, называет Бога Спасителем.
А. Челышев:
- У меня небольшой диссонанс в голове. С одной стороны, отношение человека к Церкви – это нечто сугубо личное, интимное, где только я и мой духовный наставник или только я и храм. Или просто только я. А тут вдруг такие на весь свет заявления о том, что Церковь думает по тому или иному поводу. И тут же вопрос: а если представитель Церкви, священник думает иначе? Что, он теперь не имеет права высказывать позицию, отличную от официальной церковной позиции? И чем в таком случае Церковь отличается от министерства?
Игумен Петр Еремеев:
- А что такое Церковь?
Так получилось, что я жил, учился и служил в разных местах – в России и за рубежом. И общался с разными журналистами. И чаще всего с людьми из светской медийной среды. И хочу вас удивить, они тоже Церковь. Большинство известных мне журналистов, работающих на телевидении, на радио, в печатных СМИ, в масс-медиа в Интернете, люди или глубоко верующие и практикующие христиане, либо те, кто по-настоящему, будучи крещеными, ищут Бога в своем сердце и постепенно обретают его.
Церковь – это все мы, спасаемые в Боге. Все мы, вместе, за руку идущие в Царство Божье через личное спасение, изменение себя. И каждый из нас стремится поделиться с окружающими собственным духовным опытом, собственным драгоценным приобретением живой веры. Это часто делают через свои материалы и Ваши коллеги в различных СМИ. Случается, что при этом они говорят, ссылаясь на мнение или позицию Церкви, как источника духовного опыта и знания. Так поступают не только журналисты, но верующие люди из разных профессий.
Случается нам иметь и различные мнения по вопросам жизни Церкви в современном мире. И резонно возникает вопрос – имеет ли право священник, верующий человек выражать свою личную точку зрения? Конечно, имеет. И сегодня многие священники и миряне выражают свою личную точку зрения по многим вопросам.
При этом надо понимать, что от лица Церкви, от лица всего нашего большого спасающегося сообщества людей, верующих в Бога, может выступать только Собор Церкви.
Если и говорить о некой схожести этого с партийностью или министерством, то скорее можно говорить о том, процессы в них протекающие в чем-то похожи на жизнь Церкви. Но только не наоборот.
А. Челышев:
- Хотелось, чтобы именно так все и было. Пиар сегодня Церкви для чего нужен? Чтобы официальную позицию грамотно, правильно и до максимально широкой аудитории доносить? Или саму Церковь, само учение Христа по православному образцу сделать, привлечь к нему большее число последователей?
Игумен Петр Еремеев:
- Я думаю, что едва ли верно говорить о продвижении, о пиаре Церкви как некой институции. Потому что у Церкви нет цели себя саму продвигать или себя саму рекламировать. Церковь имеет другую задачу и ее осуществляет. Это донесение до людей Божьего Слова о мироздании и цели жизни человеческой.
Речь должна идти о том, что журналисты от Церкви или церковные СМИ должны научиться доносить до современного человека, до разных уровней – от обывателя до интеллектуала – высокие те ценности, которые Церковь выражает на протяжении всей своей истории.
Создавая кафедру журналистики и связей с общественностью в нашем университете, мы и руководствовались задачей подготовить квалифицированные кадры в сфере журналистики, повысить квалификацию уже работающих церковных журналистов и журналистов от светских СМИ.
Е. Чинкова:
- На встрече с православными журналистами не так давно Патриарх Кирилл призывал активнее действовать в Интернете, самих священнослужителей – писать в своих блогах. Есть какие-то первые итоги этой инициативы? Удается закреплять позиции в информпространстве?
Е. Жосул:
- Церковь последние лет десять достаточно активно присутствует в Интернете. У многих священников есть свои блоги, есть масса электронных СМИ, которые развивают православные, церковные организации. В начале 2000-х у многих были фобии, в том числе и у церковной публики, например, по отношению к Интернету. А является ли это богоугодным делом? А не является ли это чем-то недопустимым для православных? Теперь это разговоры вчерашнего дня, никакого отношения к нам сегодняшним уже не имеющие.
Е. Чинкова:
- А как поживает православный канал, запущенный в Интернете?
Е. Жосул:
- Он был запущен в октябре прошлого года. Официальный канал Русской Православной Церкви. За шесть месяцев его работы его посещаемость выросла, по-моему, раза в три или в четыре.
Звонок от радиослушателя Андрея:
- Я считаю, что нужно продвигать именно православие. Потому что сейчас уже почти сто лет после 1917 года – так перевернули и цифрами, и датами, и вообще слово Божье перевернули, что люди очень мало знают. Я столько открытий для себя из вашей беседы обретаю, из передач «Комсомольской правды». Очень много говорится плохого о православии, иноверного, неправославного очень много. И почему-то мир этому менее сопротивляется. Многие в православии заблуждаются, сектами многие увлекаются. Пускай будет это просвещение. Дай Бог вам здоровья. Спасибо.
Игумен Петр Еремеев:
- Спасибо за пожелание. Действительно, сам Христос говорил том, что мир во зле лежит. Что мы хотим, чтобы заповеди Божьи, по которым должен строить свою жизнь человек, были воспринимаем всеми однозначно хорошо? Увы, так никогда не будет.
Если Господь, Творец наш, говорит: не убивай, не кради, не прелюбодействуй и будешь счастлив. Но многие живут вопреки этим законам духовной жизни и до поры чувствуют себя прекрасно. Они не готовы сегодня даже терпеть того, чтобы другие люди вместе с тем жили иными ценностями. Не готовы, потому что это потребует и от них самих перемен в жизни, а они ищут себе подобных.
Поэтому, хотим мы или не хотим, но то, что возвещает Церковь миру, говоря о правде, о высоком призвании человека, о необходимости тяжелой работы над собой, все это будет вызывать у большинства даже наших, увы, и радиослушателей, неприятие.
А. Челышев:
- Нас тут упрекнули, что мы о высшей математике не пишем, не говорим, не просвещаем народ. Не высшая, но все-таки математика. Простейшие правила. Если смешать плюс и минус, в итоге все равно отрицательное число получится. Минус победит. И так же в жизни. Если есть люди праведные, не крадущие, не убивающие и жены чужой не желающие, и рядом с ними живут люди, которые заповедей не исполняют и при этом их никто за это не наказывает, вот их пример, пример жизни легкой, неправедной, он будет побеждать. Опять же, обращаясь к математике, только минус на минус плюс даст. Может быть, мы обратимся к Богу, к праведности во всенародном масштабе только после того, когда какое-то большое количество людей, живя неправедно, в конце концов поймут, что мы просто друг друга уничтожаем и это не то, что нам нужно.
Игумен Петр Еремеев:
- И да, и нет. Вспомним события Великой Отечественной. Кто поднимал людей из окопов? Наших солдат разве поднимало в полный рост и под пули квалифицированное большинство? Часто поднимал один герой. Вставал командир, вставал боец и поднимал сто, двести, пятьсот, пять тысяч человек. И все шли за ним одним.
Христос замечательно сказал, что «вы – соль земли», обращаясь к ученикам на общем фоне окружающих тысяч неверующих или инаковерующих людей.
Малое число святых спасает число большее – это закон духовной жизни. Такая духовная математика. Помните, как в Ветхом Завете описывается гибель Содома и Гоморры. Какая истина там раскрывается? Оказывается, ради жизни нескольких праведников может стоять целый город полный самых отъявленных грешников. Жизнь и молитва нескольких праведников спасает целую страну. Закон духовной жизни имеет свои законы, свои пропорции.
Но Церковь, все мы должны говорить миру о том, как должен жить человек, к чему призывает нас Господь. Если христиане будут молчать, если сами будут жить не по Божьему закону, то праведность со временем иссякнет и, конечно, мир погибнет.
Потому будем проповедовать, возвещать истину и правду, и тем большее число людей прислушаются к Слову Божьему и изменят свою жизнь.
А. Челышев:
- Это если любой представитель Церкви может выйти и возвестить. А если выйти может только один официальный представитель Церкви и возвестить…
Игумен Петр Еремеев:
- Меня в Церковь привела женщина – бабушка лет семидесяти, совершенно случайным образом поговорив со мной раз и два. Не священник. Именно общение с мирянами подвигло меня стать верующим человеком. Потом уже в конце внутренне длинного для меня тогда, но короткого в календарном отношении пути я встретил священника. И он как бы завершил мое вхождение в Церковь.
О православных ценностях может кто угодно говорить. И когда Елена Викторовна готовит журналистов к связям с общественностью от лица Церкви, она ведь готовит не только священников к этим связям с общественностью, а девочек и мальчиков, мужчин и женщин разных возрастов. Любой по-настоящему верующий человек, имеющий огонь в сердце и силу в своем слове, может обратить тысячи людей к вере в Бога.
Звонок от радиослушательницы Валентины, Волгоград:
- Современный человек просто не рассматривает даже вопрос о вере. И голова у него совершенно пуста. К нему подходят на улице, в квартиры стучатся всякие сектанты. И на пустую голову все это вываливают. А почему же христианская вера не может похоже действовать - объявления развесить, пригласить на службу?
А. Челышев:
- Скажу за пустые головы. Если человек ни в кого не верит, это еще не значит, что у него пустая голова. Если человек – доктор физико-математических наук или медицинских наук, говорят, физики, математики, медики достаточно редко верующими бывают. Но все-таки бывают. Отсутствие веры во что-то – это еще не значит отсутствие веры в принципе. Может, человек верит в науку. Это еще не говорит о пустой голове. А в остальном ваш вопрос вполне уместен.
Игумен Петр Еремеев:
- Интересный вопрос, который и Святейший Патриарх поднимает, и духовенство обсуждает. Сегодня мы переживаем время, когда количество действий Церкви в лице священнослужителей и мирян переходит в качество. Если, допустим, храм располагается в квартале, где компактно проживают 10 или 15 тысяч человек, то уже сегодня в нем можно наблюдать настоящую общинную жизнь, когда священники знают поименно своих прихожан, знают семьи, проживающие в этом районе, которые крестят своих детей здесь, венчаются здесь, приходят по нуждам и потребностям. И возникает удивительная духовная связь, формирующая христианскую общину. Тогда уже и церковные объявления на дверях в подъезды смотрятся уместно, газеты этого прихода лежат на подоконниках здесь же. И здорово, когда священники находят для себя возможным, имея соответствующую подготовку или, может быть, самодеятельно издавать при каждом приходе свои приходские газеты, приходские журналы даже, листки. Даже приходские научные конференции сегодня устраивают в отдельных городах и селах. Это же замечательно.
Мы постепенно переходим на новый уровень церковной жизни. Когда-то мы строили храмы, золотили купола и отливали колокола, этим довольствовались, но сегодня все больше внимания начинаем уделять внутренней жизни общины. И слава Богу, что духовенство это понимает и меняет свое отношение и к своему служению, и к приходящим в храм людям.
А. Челышев:
- Но по улицам все равно не будут ходить православные священники, подходить к человеку и говорить: я не денег пришел просить, я ничего не продаю, а вот…
Игумен Петр Еремеев:
- Давайте поговорим о Библии, - как говорят некоторые сегодня на улице?
А. Челышев:
- А с другой стороны, о чем спрашивать?
Игумен Петр Еремеев:
- Открою большую тайну. Проблема в том, что священников не хватит на все улицы. Я имею в виду наше ограниченное количество. У священника сегодня на каждый день записано пять-шесть венчаний, крещений, отпеваний, причащений на дому, посещения детского дома или иного социального учреждения. Сегодня уже такое количество воцерковленных людей, нуждающихся в пастырской поддержке, что мы физически не успеваем выйти на улицу и поговорить с прохожим. Но случается общаться с людьми на улице по пути в магазин, храм или еще куда-либо. У меня никогда не выходило пройти по улице и оказаться невостребованным. Обязательно подойдут люди – или благословение возьмут, или вопрос зададут.
Даже так выходит, что нет необходимости священнику, останавливать кого-то на улице и предлагать поговорить о Боге. Его самого останавливают!
Но нас пока очень мало, увы. Другое дело, что сегодня многие миряне – просвещенные и образованные проповедуют сегодня и на работе, и по службе, и общаясь с людьми, добрым словом и отношением.
Е. Чинкова:
- Я помню, Патриарх Кирилл ранее распорядился ввести в приходское штатное расписание специальных людей по работе с молодежью.
Игумен Петр Еремеев:
- И социальных работников.
Е. Чинкова:
- В чем их задача заключается?
Игумен Петр Еремеев:
- Работа с теми, кто уже приходит в храм и с теми кто находится на его пороге. Вместе с тем, это работа и вне храма по запросу организаций, учреждений, различных обществ. Вот их задача – работать с этими людьми, когда священника не хватает. Есть помощники и деятельные миряне. Они и идут работают с людьми.
Е. Чинкова:
- Их услуги востребованы? Много молодежи идет?
Игумен Петр Еремеев:
- Безусловно. Их тоже не хватает – тех, кто есть сегодня.
Звонок от радиослушателя Леонида Сергеевича:
- Я человек верующий, я хочу к отцу Петру обратиться вот с какой просьбой. Дело в том, что воцерковление само по себе, на мой взгляд уже старого человека, недостаточно. Потому что очень многие люди, вообще не читавшие Библию, этим и ограничиваются. С другой стороны, смотрите, какой пример. Я опрашивал многие десятки людей. Какой праздник наступает после Рождества? И никто почти не говорит, что это праздник Обрезания Господня. Это неграмотность. Причем Церковь, конечно, отмечает этот великий праздник. Но то, что народ этого не знает, говорит о слабости пропаганды Библии и Евангелия. Разговор об этом идет поверхностный.
А. Челышев:
- Что вы предлагаете?
Леонид Сергеевич:
- Я думаю, что здесь надо в храмах и при храмах в каких-то общественных организациях или просто собраниях говорить о Библии, вглубь уходить, а не поверхностно в ритуалы.
Игумен Петр Еремеев:
- Я с вами согласен. И сегодня во многих храмах это происходит. Кроме расписания совершения богослужений и треб на входе в церковь можно прочитать объявления о различных приходских встречах, лекториях, праздниках. Сегодня мы уже об этом говорили. И силами священства этого прихода, силами образованных прихожан, мирян, преподавателей воскресной школы устраиваются и библейские вечера, и большие просветительские программы. Все это становится постепенно нормой жизни для нашей Церкви. И слава Богу.