Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+15°
Boom metrics
Звезды17 июня 2011 7:35

Арнис Лицитис: «Если я играю киллера, это не значит, что я кого-нибудь убью»

У Арниса Лицитиса на редкость счастливая актерская судьба. В кино он пришел в 18 лет и с тех пор постоянно востребован
Источник:kp.ru

Как живется артисту, как настроение - поинтересовались мы.

По-русски без акцента

- Лето, и рижане массово выехали на загородные участки. А вы уже закончили весенние работы?

- А я не сажаю ничего. Я горожанин, наверно, уже в пятом поколении. Да и профессия не та - артист всегда в разъездах.

- Чем сейчас заняты?

- Все начатые работы закончены. Я пенсионер, сижу дома, читаю газеты, смотрю сериалы.

- Тяжелый хлеб у актера - приходится ждать предложений...

- Это свободная профессия. Если ты нужен, тебя найдут.

- Вы абсолютно чисто говорите по-русски. Специально занимались?

- Нет, как-то само получилось, хотя я ходил в латышскую школу, а моя мама русского языка не знала. Но я был советский ребенок, все время по пионерлагерям, санаториям. И теперь это оказалось важным для работы в России. Когда денег было больше, то можно было позволить себе дублировать роли, а теперь и там экономят и берут тех, кого не надо «переводить».

- Нравится сниматься в России?

- Колоссально! В Петербурге и Киеве я вполне мог бы жить. Это мои города! Люди замечательные!

- А знаменитая русская неорганизованность не мешает?

- Там все прекрасно организовано. Будет неразбериха - останешься без работы. Капитализм...

Что людям нужно

- В скольких фильмах вы снялись?

- Я не считал, но за 150 наверняка перевалило. Я ведь с 18 лет снимаюсь, в последнее время тоже каждый год минимум по две роли было, иногда больше. И все они разные, чему я очень рад. «Бездельники» - комедия, «Леший» - мелодрама, «Точка возврата» - очень интеллигентный детектив.

Своеобразного персонажа я сыграл в фильме «Ведьма» - по гоголевскому «Вию» на современный лад. Фильм снимали россияне в Эстонии. Операторы киностудии только после второго просмотра меня отшифровали. А после первого недоумевали: «Где же Арнис? Ведь мы видели его имя на афише!»

Еще играл в «Ранетках» - это мыльная опера для школьниц, мам и бабушек. Я подключился где-то на 160 серии и через полтора года дошел до конца, до 300-й.

- Некоторые пренебрежительно называют сериалы «мылом»...

- Люди смотрят - значит, им это нужно.

- А вам самому сериалы нравятся?

- Я как зритель предпочитаю фильмы исторические или остросюжетные. Наверно, это больше отвечает моему характеру. С удовольствием вспоминаю свою роль в «Мужском сезоне». Это был не сериал, а полноформатный фильм - а значит, другие деньги, другой темп. Было время подумать.

- Вы там так убедительно сыграли киллера...

- И что? Если бы я в шекспировской пьесе кого-то заколол кинжалом, это не значит, что я и в жизни мог бы поднять на кого-то руку. Я актер. Играю то, что в сценарии написано.

- Но, наверное, есть роли, которые ближе душе?

- Те, которые талантливо написаны. Хороший материал сразу видно.

- А если он не хороший?

- Моя задача - сделать своего героя интересным. Хотя бы самому себе. На то я и профессионал.

- И как вы, профессионалы, это делаете?

- Прежде всего пытаюсь понять, что за человек мой герой, и показать его так, чтобы людям было интересно следить за его похождениями на экране. Если роль трудная, то она постояно в подсознании крутится, а если тебе примерно ясно, что и как делать и каким может быть результат, то и спишь спокойно.

- Какие роли вам особенно запомнились?

- Пожалуй, исторические. У меня в школе по физике было «три с минусом», а историей я уже с тех пор интересовался, поэтому мне нетрудно свои знания углубить для конкретной роли.

Я много известных персонажей сыграл. Особенно везло на военных - и полковники были, и генералы... Играл Гомулку, Риббентропа, Павла Первого, снимался в «Трех мушкетерах», «Двадцать лет спустя», «Узнике замка Иф» у Георгия Юнгвальда- Хилькевича…

Колоссальная энергия нужна, чтобы все подготовить для съемок - кареты, костюмы, лошадей... Современный фильм намного проще снять: навел камеру на прохожих - и готово! Я с удовольствием и завистью смотрю зарубежные исторические сериалы, прекрасно понимая, сколько сил и средств туда вложено.

В театр, как в церковь

- Вы 9 лет проработали в Рижском русском театре. Наверно, и сейчас за ним следите. Как оцениваете его работу?

- Для меня это свой, родной театр. Я считаю его одним из лучших. С актерами среднего поколения я сохранил дружеские отношения. С молодыми знаком только визуально, но мне очень нравится, как они работают. Иногда просто слюнки текут! Для театра это большой плюс, если у него есть такая молодая поросль. Значит, театр жив, с ним все в порядке.

- Есть ли разница в восприятии спектаклей русским и латышским зрителем?

- Рижская русская публика реагирует более непосредственно, и даже если постановка дрянная, русский зритель будет аплодировать, чтобы поддержать актеров. Латышский же зритель всегда четко дает понять, что удалось, а что - нет.

Это не обвинение, а констатация - латышский зритель очень театральный, прекрасно ориентируется в этом мире. Для латышей театр нечто большее, чем спектакль. Они как в церковь туда ходят. А среди русских Риги, к несчастью, мало тех, для кого театр что-то значит.

В Рижском русском театре среди публики процентов 40 латышей, а сколько русских можно увидеть в Национальном или Художественном театре? Единицы! Многие впервые пришли в театр только после реконструкции - на новое здание посмотреть.

- В Театр юного зрителя при Адольфе Шапиро ходили... А потом он Латвии оказался не нужен.

- Закрыл его один человек - тогдашний министр культуры Раймонд Паулс, и Латвия тут ни при чем. А про Адольфа Шапиро я иногда думаю, что мне посчастливилось встретиться с гением. ТЮЗ был единственным театром в Латвии, который при советской власти ездил на зарубежные гастроли, и это показатель качества. Но ведь и на его спектаклях многие не были.

- И чем вы это объясняете?

- Такая публика здесь...

- Может, просто у русского зрителя требования выше? Ведь на гастрольные постановки почти всегда аншлаг.

- Это как раз и говорит о неком провинциализме. В городе есть свой, хороший театр, а все рвутся посмотреть на приезжих звезд, платят большие деньги за билеты, а потом иногда жалуются: «Мы разочарованы!»

- Откройте большую тайну латышского народа. Почему в канун праздника Лиго все каждый год ходят смотреть спектакль «Дни портных в Силмачах»?

- А почему перед каждым Новым годом по телевидению показывают «Иронию судьбы»? К театру это по сути не имеет отношения. Просто приходит лето, наступает Лиго, и спектакль очень точно передает праздничный настрой. Он очень латышский ментально.

- Что вы посоветуете посмотреть в театрах Риги?

- Идите в Русский театр имени М.Чехова!