В последний год мы то и дело писали о каких-то законодательных новшествах, призванных навести порядок в сфере коммунальных услуг. И что получилось на практике?
- А помнишь, ты писала, что по каким-то там новым правилам расценки на услуги коммунальщиков должны висеть в подъезде дома? - напомнила мне недавно коллега. - А у нас так ничего и не повесили... Надо жаловаться?
Конечно, помню. В мае прошлого года правительство утвердило новые правила предоставления коммунальных услуг. А в июне были приняты поправки в Жилищный кодекс (ЖК), касающиеся деятельности ТСЖ и разного рода управляющих организаций в сфере ЖКХ. Много было разговоров о том, что, мол, теперь управленцам от ЖКХ просто придется меньше воровать и получше нас обслуживать. Вот только никаких особых изменений в своих взаимоотношениях с коммунальщиками я, как и моя коллега, не заметила. А потому и решила попробовать разобраться, что же случилось на практике с законодательными новациями.
Где деньги, Зин?
Что должно было измениться
Согласно поправкам в Жилищный кодекс управляющие организации в сфере ЖКХ ОБЯЗАНЫ обеспечить «свободный доступ» к информации о своей хозяйственной деятельности и оказываемых услугах, включая цены на них.
То есть, грубо говоря, давать отчет, как именно они используют наши деньги. В «уточняющем» поправки Постановлении правительства от 10 июня 2011 года УК обязали еще и в открытый доступ в Интернете «суперсекретную» информацию об их деятельности и ценах на услуги выкладывать - в частности, на специальном официальном сайте.
Новые правила предоставления коммунальных услуг от 2011 г. содержали не менее интересные пункты. Размеры тарифов на коммунальные ресурсы и надбавок к ним должны вывешиваться в подъезде (со ссылками на нормативные документы, согласно которым эти циферки появились). А в платежке надо указывать не просто сумму, которая нам начислена, скажем, за воду, а и сколько этой воды, по мнению коммунальщиков, у нас в квартире утекло, а также сколько с нас взяли за «общедомовую» воду (то есть ту, которая пошла, скажем, на поливку травки во дворе).
Как на практике
Начнем с новых правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных правительством 6 мая 2011 г. и официально опубликованных 1 июня. Они до сих пор... не введены в действие. В придачу к ним надо было разработать ряд документов и нормативов. Вот их подготовкой и утверждением чиновники все и занимаются (см. «Комментарий Минрегиона»).
Поправки в Жилищный кодекс ДЕЙСТВУЮТ. Но мне лично расценки на услуги своего ДЕЗа (он у нас теперь «управляющая компания») найти «в открытом доступе» не удалось. В том числе и на созданных на сегодня для обнародования таких «отчетов» интернет-ресурсах - московском (http://dom.mos.ru) и федеральном (http://minregion.ru, слева ищите кнопку «Раскрытие информации управляющими компаниями»). Правда, на обоих сайтах указано, что информация предоставляется в тестовом режиме и будет пополняться. Пополняться есть чему. В федеральном реестре компаний, которые пожелали «раскрыть» не только свои названия, но и цены, я насчитала аж два-три десятка - на всю Россию.
- Мне лично пока неизвестны случаи, когда за непредоставление сведений управляющая компания понесла бы какую-то ответственность, - комментирует ситуацию практикующий адвокат, эксперт по правам потребителей Дмитрий Лесняк. - Кроме того, в ответ на запросы некоторые УК присылают формальные отчеты, на уровне «поливали газоны, израсходовали много воды».
В новостройке вода втрое дороже!
Что должно было измениться
Благодаря июньским поправкам в ЖК застройщикам запретили создавать ТСЖ в строящихся домах.
Было как: сами покупатели жилья в новостройках создать ТСЖ не могут, пока не получат документы о праве собственности (а это нередко случается через год-два, после того как дом построен), поэтому ТСЖ создавал застройщик, это товарищество заключало договор с управляющей компанией... И покупатели квартир в новостройке обнаруживали, что за «коммуналку» им надо платить по расценкам в два-три раза выше, чем в соседних домах.
Как на практике
- Норма действует, - говорит Дмитрий Лесняк. - Но застройщики нашли другие способы вынуждать дольщиков заключать договор на обслуживание с определенной управляющей компанией. Пока не подпишешь договор с УК - не выдают ключи.
Рис. Валентина дружинина.
Долой «левые» ТСЖ
Что должно было измениться
Правила создания ТСЖ (а они зачастую создавались так, что жильцы и не подозревали, что организовали какое-то товарищество) поправками в ЖК ужесточены. Более того, жилинспекции до 1 марта 2013 года должны проверить законность создания всех существующих ТСЖ и заключенных ими договоров с УК.
Как на практике
- Новые нормы ЖК против «фиктивных» ТСЖ, на мой взгляд, обойти сложно, - подтверждает наш эксперт.
Правда, в законодательстве появилась другая лазейка. Теперь в качестве альтернативы ТСЖ в многоэтажках можно создавать совет дома. Точнее, жильцы тех домов, где нет ни ТСЖ, ни ЖСК, обязаны выбрать такой совет - для «оперативного управления».
- Совет дома нигде регистрировать не надо, а полномочия ему даются как юридическому лицу. Представляете, какая это может получиться «кормушка», - сокрушается Галина Хованская, известный специалист по жилищному законодательству, с недавнего времени председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ.
Итого: и что нам с этим делать?
Эксперты дружно дают один совет: все-таки жаловаться. Не обязательно с коммунальщиками судиться - это дело затратное. Июньские поправки в ЖК предлагают бесплатную альтернативу - жаловаться в жилищную инспекцию. К ее прежним полномочиям с лета добавилась обязанность проводить проверки деятельности УК и ТСЖ по обращению жильцов.
Написание запросов в УК с требованием разъяснить, почему у вас в платежке появились те или иные цифры (на это, как мы тут уже говорили, имеет право любой гражданин), тоже не всегда занятие бессмысленное и бесперспективное. Как показывает практика, даже после звонка с расспросами цифры в платежке, бывает, пересматриваются (ой, ошибка компьютера!). Ну а кто не спрашивает - тот всегда платит больше.
И наконец: если в доме встал вопрос о смене управляющей компании (по Жилищному кодексу жильцы имеют на это право), отписка из ее офиса в стиле «квартплата выросла, потому что много воды ушло на полив газона» может стать документом, доказывающим, что УК халтурит и нарушает закон.
Комментарий Минрегиона
Где «потерялись» новые правила предоставления коммунальных услуг?
«Указанные Правила вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня вступления в силу изменений, которые будут внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306. Минрегионом России разработан, согласован в установленном порядке и внесен в правительство РФ проект постановления правительства РФ, предусматривающий соответствующие изменения».
Распечатай и повесь у себя в доме!
Эти сведения о себе УК по ныне действующим нормам обязана сообщать всем желающим и публиковать в Интернете
(Постановления правительства РФ от 23 сентября 2010 г. и 10 июня 2011 г.):
а) общая информация об управляющей компании;
б) основные показатели ее финансово-хозяйственной деятельности (те, которые свидетельствуют, как именно исполняются заключенные компанией договора управления домами);
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
ВНИМАНИЕ! Коммунальных деятелей, которые информацией делиться не хотят, можно попробовать попугать совсем «свежим» Федеральным законом № 403 от 6 декабря 2011 г. «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях». Там расписаны размеры административных штрафов за «засекречивание» упомянутой выше информации (30 - 50 тысяч рублей для должностных лиц, 250 - 300 тысяч рублей для юридических лиц и ИП).