Фото: Евгения ГУСЕВА
Вот как изложил ее суть Александр КАНЬШИН, полковник запаса, тогдашний председатель комиссии ОП по делам военнослужащих (сейчас он возглавляет в ОП комиссию по вопросам нацбезопасности:
- Помню, как вскоре после окончания августовской войны на Кавказе члены нашей комиссии побывали в частях, которые участвовали в боевых действиях. Мы были поражены убогостью экипировки офицеров и солдат. Создавалось такое впечатление, что она со времен афганской войны «застыла». Мы сразу стали бить в тревожные колокола. Собрали пленарное заседание Общественной палаты с участием членов Совбеза, представителей силовых ведомств, правительства, Госдумы, Совета Федерации. И подняли вопрос о том, что надо срочно и радикально улучшить индивидуальную экипировку воинов.
Но, к великому сожалению, дальше разговоров дело не пошло. Тогда Общественная палата решила сама «двигать вопрос», ставить его на практические рельсы. Мы организовали в Санкт-Петербурге конференцию по экипировке совместно с Академией ракетно-артиллерийских наук, научно-производственным объединением «Спецматериалы», других организаций. Конференция показала, что наши отдельные научные, производственные круги, где с большим, где с меньшим успехом все же что-то делают, но целостной системы нет. Я убежден, что так и дальше может продолжаться, если не будет мощного толчка на высшем государственном уровне. Поэтому мы обратились по этой проблеме с письмом к президенту страны. После этого за решение проблемы взялась Военно-техническая комиссия. Я считаю, что в Госпрограмме вооружения должен быть специальный раздел по экипировке с точным указанием целей и результатов, которых надо добиться. Иначе дальше разговоров дело не пойдет.
Прошло время. И вот новое сообщение в СМИ: эксперты Общественной палаты РФ недовольны ходом работы по улучшению боевой экипировки.
- Военное ведомство тормозит развитие отечественных предприятий, занимающихся разработкой и производством защитной экипировки для военнослужащих, считает советник ОП генерал-майор запаса Владимир Богатырев. Он участвовал в общественных слушаниях по проблемам индивидуальной экипировки, которые комиссия Общественной палаты РФ по проблемам национальной безопасности и социально-экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов проводит в Санкт-Петербурге в рамках 15-й Всероссийской научно-практической конференции Российской академии ракетных и артиллерийских наук.
"Сегодня Минобороны интересуется, в основном, американской, французской и израильской защитной экипировкой, заявляет о намерениях закупать ее образцы для изучения, чтобы найти в ней какие-то идеи для разработок. Однако практика показывает, что по целому ряду направлений отечественная боевая амуниция гораздо лучше зарубежной, а наши производственные объединения способны создавать для спецслужб самые достойные образцы", - заявил В.Богатырев.
По его оценке, "реальных поступлений в войска защитных приспособлений, которых насчитывается более 60 комплектов, до сих пор нет". "Исследовательские разработки ведутся, в основном, по индивидуальным заказам и, как правило, буксуют. Взаимодействия в этом направлении между силовыми структурами нет, они продолжают работать в разброд", - проинформировал генерал. При этом военное ведомство не желает допускать к совместной работе даже такие ведущие российские предприятия, как петербургское НПО "Спецматериалы", имеющее серьезные разработки, отметил В.Богатырев. Подобная позиция Минобороны вызывает недоумение, тормозит развитие отечественной науки и промышленных предприятий, которые пока способны обеспечивать наших военнослужащих высококачественной боевой экипировкой. По его словам, руководитель совета экспертов комиссии Вячеслав Алешин в своем выступлении на слушаниях заявил, что изученные экспертами законопроекты о гособоронзаказе и федеральной контрактной системе госзакупок являются несовершенными, не способствуют разработке конкретных образцов вооружения и защиты военнослужащих.
Эксперт также сообщил, что по итогам общественных слушаний в адрес правительства РФ и руководства силовых структур будут направлены конкретные предложения.