Картина великого Эль Греко "Христос выгоняет торговцев из храма"
На пике информационного скандала, когда все старые претензии к церкви были отработаны и костру потребовались сухие дровишки, любители панк-концертов вдруг вспомнили про жалкие церковные лавочки. С иконками, свечками, крестиками и духовной литературой.
Негодованию «борцов с попами» не было предела, и им, в их прельщенной ереси, вдруг показалось, что на их стороне оказался сам Христос! Который, согласно Новому Завету, выгнал торговцев из храма.
Священство жалобно оправдывалось: мол, мы не торгуем, а отдаем за пожертвования.
Странно, что среди иерархов не нашлось богослова-историка, который разъяснил бы оппонентам истинный смысл этой библейской притчи, которая описана в Новом Завете, в четырех Евангелиях - от Иоанна, Луки, Марка и Матфея.
В те далекие времена иерусалимский храм представлял собой аналог Нью-Йоркской фондовой и товарной биржи, но в одном помещении. Что только усугубляло апокалиптичность этой туманной картины.
Во-первых, в храме торговали «мыльными пузырями», которые сейчас называются акциями, - долговыми расписками и закладными. Долги влиятельных людей Иудеи стоили дорого, даже если у них не было за душой и ломаного гроша. Там же, в храме, работали обменники, которые при той неразберихе в денежной системе приносили огромные барыши менялам.
И самое главное, в этом помещении, растерявшем всю свою сакральность, был рабовладельческий рынок. Деловая активность, как принято в тех широтах, сопровождалась безобразными драками и дикими криками. При этом, как писал святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, вокруг «храма» было достаточно пустого места, чтобы организовать хоть десяток восточных базаров. Но торговцы скапливались именно в храме, «чтобы призвать Бога на помощь своему сребролюбию, стяжательству и корысти».
Вот это все и возмутило Христа. А не скромные лавки с предметами для отправления культа.