Телевизор

Сергей Урсуляк, режиссер фильма «Жизнь и судьба»: «Не согласен ставить знак равенства между фашизмом и коммунизмом»

В это воскресенье состоится премьера фильма, снятого по знаменитому роману Василия Гроссмана
Командир танкового корпуса Новиков (Евгений Дятлов) позволил себе ослушаться Сталина, чтобы сохранить жизни солдат.

Командир танкового корпуса Новиков (Евгений Дятлов) позволил себе ослушаться Сталина, чтобы сохранить жизни солдат.

Эта картина станет главным событием нового сезона на канале «Россия». Накануне мы поговорили с режиссером фильма Сергеем Урсуляком.

«Я делаю КИНО НЕ ДЛЯ ДУРАКОВ»

- Сергей Владимирович, не было ощущения, что взялись за дело, заведомо проигрышное с точки зрения телевизионного успеха? Говорить с экрана тяжелую правду о войне и сталинской эпохе, когда народ требует хлеба и зрелищ, - занятие неблагодарное.

- Народ у нас разный. Кто-то жаждет хлеба и зрелищ, а кого-то возмущает, что на телевидении нет ничего, кроме хлеба и зрелищ. Я убежден, что дебилы - это отнюдь не подавляющая часть отечественной телевизионной аудитории. Хотя и такие тоже встречаются. И если, посмотрев ту или иную картину, человек задумался - в этом ничего страшного нет. Это полезно периодически делать.

- Бытует мнение, что современный зритель неспособен воспринимать серьезную литературу или серьезный кинематограф, если это не упаковано в яркую развлекательную упаковку. Был соблазн сделать из романа Гроссмана голливудский блокбастер?

- Для того чтобы сделать голливудский блокбастер, надо жить в Голливуде. Я ставил перед собой предельно простую задачу: сделать фильм, адекватный книге автора. Принципиальным было не идти на упрощение содержания романа.

- Когда вы впервые познакомились с романом, это было потрясением?

- Я первый раз прочитал его во времена перестройки, и он был одним в ряду такого рода запрещенной литературы. Поэтому роман не произвел впечатления разорвавшейся бомбы. А вот когда я уже готовился к картине и перечитал «Жизнь и судьбу» во второй раз, то испытал чувство ужаса. Потому что понял, насколько книга сложна для экранизации. К счастью, наш сценарист Эдуард Володарский (мы брали интервью еще до известия о том, что Эдуард Яковлевич ушел из жизни. - Прим. авт.) сумел компактно структурировать произведения Гроссмана. При этом, по словам дочери писателя, нам удалось сохранить дух замысла ее отца. Мы ей показывали фильм, нам было важно ее мнение.

Прототипом физика Штрума (Сергей Маковецкий) был нобелевский лауреат Лев Ландау. В фильме у ученого роман с героиней Анны Михалковой.

Прототипом физика Штрума (Сергей Маковецкий) был нобелевский лауреат Лев Ландау. В фильме у ученого роман с героиней Анны Михалковой.

«МЫ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ СТАЛИНА И КОНЦЛАГЕРЕЙ»

- От каких сюжетных линий в итоге пришлось отказаться?

- Мы отказались от концлагерей - и фашистского, и советского. Нет у нас и линии Сталина, он представлен лишь закадровым голосом. Но это не было жертвой в угоду чему-то. Просто мне эти линии были не так интересны, а приходилось выбирать главное. Все так называемые несущие конструкции романа мы сохранили, в том числе и письмо матери Штрума из гетто.

- Гроссман впервые поставил в романе знак равенства между фашизмом и коммунизмом. Эта мысль прозвучала в диалоге гестаповца Лисса и большевика Мостовского, и во многом из-за нее роман был запрещен. Сегодня зрители готовы это услышать?

- Да, Лисс говорит: «Вы наши учителя». В книге это есть, но в фильме этого эпизода не будет. Объясню почему. Можно утверждать, что тоталитарные государства схожи: у Германии времен Гитлера и СССР времен Сталина есть общие родовые черты. Но нельзя ставить знак равенства между идеями фашизма и коммунизма, потому что прежде всего я сам с этим не согласен. Как не согласен с тем, что можно поставить знак равенства между Германией и СССР, когда заходит речь об их вине в развязывании Второй мировой войны.

- Военные съемки - это хлопотное дело с точки зрения технологии: взрывы, военная техника, стрельба...

- Не хлопотное, а скорее чудовищное. Во-первых, надо управлять огромным количеством людей, задействованных в массовке. Во-вторых, мы все дико замерзли, поскольку снимать приходилось только в холодное время года. В-третьих, старое оружие все время давало сбои, и его постоянно приходилось реанимировать и снимать эпизод заново...

- По масштабу батальных сцен «Жизнь и судьба» может сравниться с «Войной и миром» Бондарчука или той же «Цитаделью» Михалкова.

- Да вы что! На Бондарчука работала вся мощь Советского Союза, всей его военной и государственной машины. В ближайшие лет двести ничего не будет снято сопоставимое по масштабу с «Войной и миром».

Александр Балуев сыграл правоверного сталиниста комиссара Крымова.

Александр Балуев сыграл правоверного сталиниста комиссара Крымова.

«НЕ ЗНАЛ, ЧТО СНИМАЮ ДОЧЬ КИНЧЕВА»

- Для вас важно было сделать рейтинговый фильм для массовой аудитории или главное - донести содержание для тех, кто понимает?

- Естественно, я хотел, чтобы фильм посмотрели как можно больше зрителей. В нем есть все, чтобы стать народным фильмом: любовные линии, батальные сцены, блестящие актеры, неожиданные повороты сюжета. Это не элитарное, а простое кино. Абсолютно понятное для всех, кто хоть немного интересуется историей своей страны.

- Одну из главных женских ролей в фильме играет ваша супруга Лика Нифонтова. Наличие жены на съемочной площадке облегчает рабочий процесс или это скорее отвлекающий фактор?

- Мне это помогает, во-первых, потому, что она не просто жена, а жена любимая, а во-вторых, потому, что она хорошая актриса. Я за семейный кинематограф, во всяком случае я хорошо понимаю тех людей, кто снимает в картинах своих близких. Потому что при прочих равных условиях проще иметь дело с человеком, который тебя понимает и с которым тебе комфортно работать.

Сергей Урсуляк снял не элитарное, а простое кино.

Сергей Урсуляк снял не элитарное, а простое кино.

Фото: RUSSIAN LOOK

- У вас свою дебютную роль в кино сыграла дочь знаменитого музыканта Константина Кинчева Вера. Не пожалели о своем выборе?

- Нет, потому что она замечательно сыграла. Кстати, Вера носит фамилию Панфилова, и о том, что она дочка Кинчева, я узнал уже после того, как она была утверждена на роль. Так что это не было для меня дополнительным манком. Могу сказать, что у нее прекрасные актерские данные.

- А где вы ее нашли?

- А я активно хожу по училищам, смотрю студентов, там есть очень хорошие, талантливые ребята.

- Вы волнуетесь перед премьерой или выработали в себе профессиональное хладнокровие?

- Естественно, я волнуюсь, потому что хочу быть услышанным и понятым. «Комсомолка» - массовая газета, и с вашей помощью я хочу обратиться к зрителям: посмотрите фильм, это займет у вас пять вечеров. Если и потеряете время, то немного. А потом поговорим, разберем, что понравилось, а что - нет. Мы очень старались сделать вещь, достойную великой книги.

«Жизнь и судьба». С воскресенья, 14 октября, по четверг, 18 октября, вечер.