Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество4 января 2013 9:05

Wi-Fi в сельской школе?

Да - если эта школа в Эстонии

Довелось мне на зимних каникулах отдыхать в эстонском городе Пярну. В нашей группе было много школьников, их родителей и учителей. В один из дней нас пригласили приехать с экскурсией на хутор в 20 километрах от Пярну. Откровенно говоря, не очень хотелось отрываться от аквапарка, спа-процедур, шопинга и от бесцельного гуляния по сказочному городу. «О, это счастье разнузданной лени» - бродить по узким тропинкам между двухметровыми абсолютно белыми сугробами, заходить в маленькие магазинчики или кафешки. И хруст снега под ногами, как в детстве… Менять все это на эстонские «Дудутки» абсолютно не хотелось, но отказаться было невежливо.

Нас привезли в школу, расположенную на большом хуторе. В ней с первого по девятый класс учатся около 100 детей, которых привозят с соседних хуторов. Первое впечатление - чистенько, но бедненько. Невыровненные оштукатуренные стены, простые двери из ДВП, чистые и целые, но достаточно старые столы, шкафы и стулья. Но мы заметили и закрывающиеся мусорные баки с педалью и заправленным полиэтиленовым пакетом, и такие же, как в городских квартирах, туалеты, в которых было жидкое мыло и туалетная бумага. На каждом из двух этажей школы стоял кулер с холодной и горячей питьевой водой и одноразовыми стаканчиками.

В холле на первом этаже стоял старый рояль.

- Здесь проходят уроки музыки? - спросили мы учительницу русского языка, которая стала нашим переводчиком.

- Нет, рояль расстроен. На уроки музыки учитель ходит вот с этим. Она указала нам на какой-то инструмент в матерчатом чехле, стоящий в углу. Мы сняли чехол и увидели профессиональное электропианино.

В кабинете директора школы мы ничего интересного не увидели - компьютер, телевизор, цветной ксерокс - и пошли в учительскую. По пути мы обнаружили еще один ксерокс, стоящий в коридоре. В учительской было поинтересней. Кроме рабочей зоны с компьютером и ксероксом там была зона отдыха для учителей, огороженная шкафом, диваном и креслами... Все скромно: столик, посуда, холодильник, СВЧ, кофеварка, чайник.

Мы стали обходить кабинеты. В каждом классе по две доски - впереди зеленая для мела, в конце класса - белая для маркеров. Она же выполняла роль стенда - вся информация крепилась к ней магнитами. В кабинете информатики 15 компьютеров с плоскими мониторами и тонкими процессорами. Широкополосный безлимитный интернет включен постоянно. В кабинете домоводства для девочек современные электроплиты, вытяжки, посудомоечная машина. В спортзале изобилие разнообразного спортинвентаря.

- Круто! - сказал я.

- Но кое-чего явно не хватает, - сказала одна ехидная учительница.

Я удивленно посмотрел на нее.

- Где папки с документацией, дидактическим материалом, портфолио учителей и прочей чушью? - продолжала учительница.

- Не может быть, - не поверил я и пошел назад, осматривать все по второму кругу, благо у нас был свободный доступ во все кабинеты. Действительно, несколько папок с бумагами я нашел только в кабинете директора. А единственный стенд в школе (в виде натянутого холста) я отыскал только у входа - на нем было закреплено расписание уроков и другая информация. Зато рядом красовались полки с разными кубками и наградами, завоеванными учениками школы.

В это время эстонские школьники показывали нам театрализованное рождественское представление.

- Внеклассная работа на каникулах? - спросил я.

Эстонская коллега испуганно покраснела:

- Нельзя детей на каникулах в школу. Строжайше запрещено! Мы только для вас, в качестве исключения.

- А если ребенок плохо учится?

- Тогда с ним дополнительно занимаются две недели сразу по окончании учебного года. За это время он должен ликвидировать отставание.

Мы долго мялись, но не выдержали и спросили о зарплате учителя.

- Приблизительно 800 евро, но 200 евро уходят зимой на коммунальные платежи.

Еще мы узнали, что английский язык учат с первого класса, а с пятого добавляется еще один по выбору ученика. Чаще всего это немецкий или русский.

Учатся в школе 12 лет, с десятого по двенадцатый класс образование профильное.

Мы бы расспрашивали и дальше, но за нами приехал автобус. Забыл сказать, что я описываю события двухлетней давности, так что про Wi-Fi я тогда не спросил, потому что почти ничего о нем не знал.

В этом году зимний отпуск я опять с удовольствием провел в Прибалтике. И снова у нас было знакомство со школой, на этот раз в маленьком городке Маарду около Таллинна. Это была русскоязычная девятилетняя школа, в которой учатся почти 400 человек. В каждой параллели по два класса. Первое, что я сделал, переступив порог школы, - включил свой планшет. Такого устойчивого соединения с интернетом не было ни в гостиницах, ни в порту, ни в магазинах.

- Wi-Fi по всей школе? - спросил я.

- Да, причем в разных кабинетах разные сети.

Морально я уже был готов, но все-таки мне нелегко было узнать, что не только все оценки ставятся в электронный журнал, но и общение с родителями происходит на специальных страницах школьного сайта, куда ученики доступа не имеют.

Что посещение дома учеников возможно только с разрешения родителей ученика.

Что в 15 кабинетах школы есть мультимедийные проекторы, а в остальных классах их монтируют.

Что всем учителям установили компьютер в классе или выдали ноутбук.

Что три года назад всем эстонским школам было разрешено закупить любое оборудование и материалы в нужном количестве для преподавания физики, химии, биологии и географии, и теперь лаборантские под завязку забиты.

Что в каждой школе - даже такой небольшой - есть своя медсестра и свой логопед, в отличие от наших, где медсестра или логопед обслуживают несколько школ.

Что директор школы подотчетна попечительскому совету, состоящему из учителей, учеников, родителей учеников, чиновника и выпускников школы.

- Ну, это фикция? - предположил я.

- Если бы... - ответила директор.

- Отчеты заедают? - проникновенно спросил я у мужчины - учителя географии.

- Не особо, даже планов уроков писать не надо, - ответил он.

- А календарно-тематическое планирование, план воспитательной работы?

- Тоже нет. Есть только конкретный план работы с отстающим учеником на летних каникулах.

- А репетиторство у вас развито? - перешел я на любимую тему.

- Для поступления в вуз репетиторов нанимают часто.

- А репетиторы для отстающих школьников?

- Зачем? После уроков отстающий ученик может ходить на дополнительные занятия хоть по всем предметам.

- Это дорого?

- Это бесплатно. Школа вообще не зарабатывает деньги ни на чем.

- Да ладно! Родителям приходится сдавать деньги хотя бы на бытовые нужды?

- Строжайше запрещено. Никаких денег ни на что собирать нельзя!

- А на питание?

- С первого по девятый класс в школах бесплатное двухразовое питание. Дети съедают практически всё.

- Хорошо, но на экскурсии же деньги нужны.

- Нет, деньги на экскурсии входят в школьный бюджет. Вот вчера вернулись из Петербурга.

Последние фразы услышали учителя из нашей группы. Мне показалось, что в этот момент их как-то качнуло.

К сожалению (или к счастью?), нам пора было уезжать.

На обратном пути та же ехидная учительница со вздохом сказала мне:

- У нас совершенствуют документооборот, а у них - образование.

P.S. Те, кто был в Эстонии, знают, что в абсолютном большинстве жители этой страны абсолютно законопослушны и честны, а показуха им не свойственна.

Вот сайт этой школы. Не поленитесь внимательно прочитать информацию о школе и репортаж о встрече. Думаю, что вам удастся составить собственное впечатление об эстонской школе.