Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды1 марта 2013 22:00

Вячеслав Зайцев: «Русских женщин теперь можно узнать за границей - они прекрасно одеты!»

Первый отечественный модельер был кумиром советских женщин. Носить костюм «от Зайцева» означало иметь вкус, деньги и блат

Теперь Вячеслав Михайлович не только признанный мэтр кройки и шитья, но и часть истории. Мы встретились с кутюрье накануне его юбилейного концерта «75 лет радости бытия» в столичных «Лужниках», чтобы вспомнить былое и поговорить о настоящем.

«МОДЕЛЯМ ПЛАТИЛИ, КАК УБОРЩИЦАМ»

- Работы было очень много перед юбилеем - столько всего сделать, отобрать моделей - девчонок и человек 40 мужиков, - вздыхает Вячеслав Зай-цев. - Сын Егор возглавляет агентство, у него там есть прекрасные модели. Хочу «стариков» еще своих пригласить, с которыми раньше работал…

- А помните свою первую модель?

- Конечно. Лёка Миронова, мы работали вместе с ней в городе Бабушкине на экспериментально-технической швейной фабрике. Меня поставили туда поднимать производство - шить спецодежду. Пришла девочка интересная, странная немножко. Тогда с манекенщицами было тяжело - оплата минимальная, почти как у уборщицы. И воспринимали их как каких-то проституток. Было страшно людей приглашать, приходилось подходить на улице к тем, кто понравился. Кто-то соглашался, кто-то отправлял куда подальше. Девочки в итоге у меня подобрались - все яркие личности. А сейчас почему-то модели все одинаковые. Совсем другое качество.

- В 90-е годы ваш Дом моды немало пережил...

- Жуткое время, когда мастера уходили на заработки, потому что стали появляться иностранные фирмы. Был сильный отток клиентов - все бросились покупать иностранные вещи. Но потом все потихонечку вернулись.

- Я хожу на Недели моды, видно, что вы стоите несколько поодаль от наших дизайнеров. Сложилась в России индустрия моды?

- Моды у нас как таковой нет, потому что нет денег. В Европе дают дотации молодым дизайнерам. У нас есть состоявшиеся мастера - Алена Ахмадулина, например. Дима Логинов и его «Арсеникум», Лена Макашова создает блестящий ширпотреб...

- Вот идет мимо вашего Дома моды женщина, видит вывеску, думает: а не зайти ли мне к Зай-цеву? Вы ее примете вот так - без договоренностей и записи?

- Я так часто работаю. Просто не все знают, что это возможно. Все же думают, что я жутко крутой и ко мне просто так не подойдешь. А я очень доступный человек.

К Славе Зайцеву слава пришла не сразу, но сегодня, в свои 75 лет, он по-прежнему остается главным брендом российской моды.

К Славе Зайцеву слава пришла не сразу, но сегодня, в свои 75 лет, он по-прежнему остается главным брендом российской моды.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

«С МУЖИКАМИ - КАТАСТРОФА»

- Сравните моду тогда и сейчас: когда было сложнее одеться хорошо?

- Тогда был диктат. Сейчас очень много идей выплескивается, трудно разобраться. Но раньше нашего человека можно было за границей узнать по плохой одежде, а теперь, наоборот, по хорошей. И в провинции стали хорошо одеваться. Когда я туда приезжаю, то с удовольствием это отмечаю. Или они ко встрече со мной так готовятся…

- А мужчины?

- С мужиками - катастрофа. Они замкнулись на классической консервативной одежде. А вот молодежь выглядит классно, единственное, что мне не нравится, - они переняли несколько расхлябанный американский стиль.

- А как на программе «Модный приговор» вы умудрялись и советы давать, и не размазывать своих «пациенток» из-за отсутствия вкуса?

- Мной двигала любовь к женщинам. «Приговор» оказался для меня колоссальным опытом. Сейчас в программе все немного расслабилось. Саша (историк моды Александр Васильев) - очень хороший профессионал, но при этом не любит женщин, и это чувствуется. Любая женщина должна ощущать себя уверенно, и мы должны им эту уверенность прибавлять. Снять комплексы. А он их часто обижает, что непозволительно, как мне кажется. А я до сих пор получаю кучу писем от своих зрителей. Но, к сожалению, я вынужден был уйти из программы, потому что здоровье пошатнулось.

«Я УВИДЕЛ 20 БОРДОВЫХ ГАЛСТУКОВ БРЕЖНЕВА И НЕ СТАЛ ДЛЯ НЕГО ШИТЬ»

- Клиенты вас слушают или пытаются навязать свое представление о прекрасном?

- Все доверяют - когда индивидуально работаешь, очень важно, чтобы клиент ушел счастливым. Есть и те, кому я отказываю, особенно людям из большого бизнеса или обладающим властью, потому что не хочу быть обслуживающим персоналом. Я - личность. Они приходят и уходят, а мы остаемся.

- Кто же на вас так давил?

- От Раисы Максимовны Горбачевой я бегал. Потому что она была властной женщиной, из категории тех, кто приказывает, что делать. Однажды мы с ней случайно встретились, и я ее спросил: «Почему вы говорите, что я для вас делаю одежду?» Она мне отвечает: «А разве вам это не приятно?» С дочерью Алексея Косыгина, Людмилой, мы интересно расстались. Она заказала трикотажное платье. Я его передал, и мы пошли с ней в театр, куда она меня пригласила. Пришло время рассчитаться, она отдает мне 20 рублей, при том что наряд стоил 40. Оказывается, вычла еще деньги за билет. Я для себя сделал вывод, что, если человек до такой степени меркантилен, мне такое общение не нужно.

С женой Брежнева тоже не сложилось. Однажды на приеме в посольстве Чили меня пригласили в комнату, где сидели мадам Брежнева, мадам Громыко и другие. Когда я увидел Викторию Петровну, то растерялся - такая была она полная, невыразительная. Нас познакомили, и она говорит: «Я бы хотела, чтобы вы для меня что-нибудь сшили». И тут я допустил чудовищную бестактность, которая меня и выручила, сказав: «Да, запишите мой телефон». Естественно, она сочла ниже своего достоинства мне звонить. А Брежнева я сам передал коллеге: когда пришел к нему, чтобы обсудить новый костюм, то увидел штук 20 бордовых галстуков на столе. И понял, что тут мне делать нечего. Вообще «верхушка» обычно не платит за работу - им кажется, что нам просто должно быть приятно их одеть.

Вячеслав Зайцев консультирует манекенщиц перед показом коллекции «Русская серия», 1978 год.

Вячеслав Зайцев консультирует манекенщиц перед показом коллекции «Русская серия», 1978 год.

- Удивительно, как вас тогда не покарали?

- Я был человеком очень принципиальным и терпеть не мог, когда меня унижали. Карой было то, что мне не давали работать - я 20 лет никуда не выезжал, не мог показывать коллекции. Но однажды все изменилось. У меня был друг, который работал в МИДе. И тут меня позвали в Канаду, году в 86-м. Он пошел к Ельцину, который тогда был еще в ЦК партии, и Борис Николаевич разрешил поехать. Мы прошли жуткие собеседования, нас запугали, чтобы мы ни в коем случае доллары не брали, ни с кем не общались... А возвращались мы с огромной победой - столько народу было на показе! Русскую моду тогда показывали как - бабки-дедки в платках по лавкам прыгают. И тут я со своими коллекциями. А потом уже началось - Германия, Америка, Франция, Япония…

- Вы тогда познакомились с Пьером Карденом?

- Намного раньше, в 1965 году, когда он к нам приезжал. Мы поужинали в гостинице «Украина», он уже знал обо мне и активно помогал «выписать» меня с показом во Францию. Буквально месяц назад мы с ним встречались в Париже, он выглядел усталым, потому что до этого упал плашмя, повредил ногу.

Смотрите фотогалереии:

Показ Вячеслава Зайцева на международной выставке головных уборов

Неделя моды «Мерседес Бенц» в России открылась показом Вячеслава Зайцева

В Манеже открылась выставка Вячеслава Зайцева «Слава русской моды»

Показ Славы Зайцева открыл Неделю моды в Москве

Показ Славы Зайцева открыл «Российскую неделю моды»

Показ Вячеслава Зайцева на кинофестивале в Иваново

ПРИГЛАШАЕМ

На торжественный вечер Вячеслава Зайцева!

В гала-показе примут участие артисты эстрады, театра и кино, которым в течение многих лет Вячеслав Зайцев, как художник-модельер, создаёт индивидуальный сценический образ: Иосиф Кобзон, Елена Образцова, Лев Лещенко, Филипп Киркоров, Валерий Леонтьев, Григорий Лепс, Александр Серов, Тамара Гвердцители и другие