2016-08-24T03:24:06+03:00

Вернем советскую прописку - и будет счастье?

В России разработан законопроект - об ужесточении соблюдения правил регистрации по месту жительства граждан и мигрантов, приехавших в нашу страну. Фактически он возвращает институт прописки, действовавший еще в СССР
Георгий БОВТобозреватель
Поделиться:
Комментарии: comments223
Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.Рис.: Валентин ДРУЖИНИН.
Изменить размер текста:

Столкнулся тут с одной депутатшей. Зачем вы, говорю, реставрируете советскую прописку? Она мне: «Ой, действительно, у меня племянница живет, теперь ее надо регистрировать. Это неудобно». Но проголосует, конечно, она, как скажут.

В законопроекте об ужесточении правил регистрации всего намешано: благих намерений, заблуждений, старых стереотипов, просто глупости. Людям кажется, что вынь из чулана старую советскую прописку, отряхни от пыли (поставь на компьютерную основу) - и будет счастье. Не будет. Будет бюрократическая суета по освоению денег на саморазмножающихся функциях. А миллионам россиян будут хлопоты, нервы и раздражение, штрафы. Может и до тюрьмы дойти. Разберем законопроект о «резиновых квартирах».

СВОИ КАК ЧУЖИЕ

Главный мотив сторонников закона - борьба с нелегальной иммиграцией. При этом самих россиян приравнивают к гастарбайтерам-нелегалам: первые должны пасть жертвой борьбы со вторыми. По данным ФМС, в России сейчас 3,3 миллиона «чистых» нелегалов. Всего же в нашей стране 10,2 миллиона иностранцев: 4,2 млн. пребывают с разными целями, не связанными с работой, 1,5 млн. - законно работают (есть разрешение или патент). Во-первых, откуда известно, что все-все 4,2, которые не превысили 90-дневный срок пребывания, не работают незаконно? Во-вторых, получается, что из более чем 10 млн. иностранцев лишь 1,5 работают законно. Риторический вопрос: сколько из них зарегистрировано по всем правилам - не фиктивными фирмами, не в «резиновых квартирах» и т. д.? Думаю, ничтожное меньшинство.

Предлагается, по сути, чтобы все «гости» зарегистрировались «законно», желательно с соблюдением «санитарных норм» (на местах уже практикуют - 6 метров на человека). Если вычесть из 10 млн. несколько сот тысяч, реально живущих в гостиницах, у родственников и на частных квартирах, то где остальные миллионы смогут реально законно зарегистрироваться? И ради чего? Откуда возьмутся эти 60 млн. кв. метров «жилых помещений»? Люди, пишущие закон, с Луны свалились или предлагают всей стране годами работать только на жилье для азиатских гастарбайтеров? Ссылка на «мнение россиян», которые якобы за ужесточение регистрации мигрантов, лукава: россияне не хотят, чтобы было «легально зарегистрировано» 10 миллионов, они хотят, чтобы нелегальных работников стало в разы меньше.

Что делать по уму? Ввести визы для желающих работать из стран СНГ. Туристы и родственники, пожалуйста, въезжайте без виз (аналогичны отношения ЕС и США, и никто не сокрушается о порушенном трансатлантическом союзе). Попался на нелегальной работе - депортация без права въезда на 5 - 10 лет. А чтобы не меняли фамилии и паспорта в соседнем ауле - въезд по биометрическим паспортам. Работников регистрировать по месту работы - у работодателя, по юридическому адресу, он за них пусть и отвечает. Всех остальных оставить в покое (вы же не регистрируетесь в полиции, приезжая в страны Шенгена), дав возможность в уведомительном порядке сообщить на границе, где они собираются гостить (в гостинице, у родственников и пр.), - но при условии ужесточения наказаний для нелегалов-работников. Ежу понятно: гастарбайтеры как живут, так и будут жить в сараях, вагончиках-времянках, в подвалах и выселенных домах (но зарегистрироваться там они не могут, т. к. помещения «нежилые»). Загоняя их в законодательную ловушку (они же все равно не смогут исполнить новые требования), власти удобряют почву для коррупции контролирующих органов. Если же наши думцы так пекутся об условиях проживания миллионов гастарбайтеров - это вопросы к инспекциям по труду и к самим законодателям: как ограничить демпинг на рынке труда, дискриминирующий россиян? Для гастарбайтеров нужен отдельный закон об их въезде и учете. Не надо их мешать в одну кучу с гражданами России.

УЧАСТКОВЫЙ - ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Законопроект во многом возвращает нас к временам советской прописки. Под штрафы и наказания подпадут миллионы. До четверти горожан в России живут не по месту постоянной регистрации. Это 30 - 40 миллионов человек. Люди в гражданском браке. Жены, прописанные у родителей, переехавшие к мужу. Такие же мужья. Дети, живущие у бабушки. Люди, более 90 дней проживающие на даче (прописаться там невозможно - помещения не признаны жилыми). Старики, переехавшие к детям за уходом. Люди без своего жилья, снимающие квартиру. Последние - частые «жильцы» «резиновых квартир». Я знаю нескольких. Говорить, что все эти люди - алиментщики или преступники, - значит лгать. Они, полноправные граждане РФ, вынуждены прописываться фиктивно, потому что не могут зарегистрироваться в уведомительном порядке по фактическому адресу проживания (но они спокойно сообщают его банкам, работодателям, в медучреждения и школы). И потому, что в стране не обеспечены иначе (без регистрации) их конституционные права - на обучение детей, на медобслуживание, нельзя открыть банковский счет и, часто, получить работу. Теперь они должны прятаться от бригад швондеров-шариковых во главе с участковыми, выискивающих нарушителей паспортного режима. Больше делать участковым нечего, конечно.

Зачем государству знать, где искать граждан? Чтобы высылать туда квитанции, уведомления о штрафах, налогах, судебные и военные повестки и т. д. (все россказни про улучшение учета ради строительства детских садиков и школ - для наивных: в десятках стран мира все это делается на основе фактов обращений в эти учреждения). Ну откройте свои государственные компьютеры - и посмотрите. Там все уже есть. Десятки баз данных: сотовых операторов, водительских прав, регистрации прав собственности, медицинских полисов, ЗАГСов, СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета), ИНН (идентификационный номер налогоплательщика), места работы, банковских счетов, загранпаспортов. Даже списков избирателей. В США федеральный учет граждан - по номеру соцстраха, у нас можно учитывать по ИНН или СНИЛС.

Есть иллюзии, что при системе прописки легче ловить преступников, алиментщиков и должников. Чушь. Они найдут способ не оказаться дома, когда к ним придут. И они не оставляют паспорт, раскрытый на страничке с пропиской, на месте преступления. Если гражданин гарантирует получение по какому-то адресу всех уведомлений-требований от государства (с учетом, что «Почта России» начнет работать нормально) и исполнение их, то ему надо дать возможность в простом уведомительном порядке указать такой адрес и отстать от него. Не нужна никакая «временная регистрация» гражданам РФ. Не нужно заставлять их собирать справки насчет «оснований для вселения» в жилое помещение. Пусть скажет родине: ищите меня там-то, я за это отвечаю. Если же кто-то уклоняется - от налогов, долгов, воинской службы и проч., - то задействовать правоохранительные органы, влезать в базы данных, наказывать таких людей многократным увеличением тех же штрафов. В цивилизованных странах государство само создает условия - ненавязчиво, - чтобы гражданам было выгодно указывать настоящий адрес. А как иначе получить пособие, пенсию, водительские права? Но не наказывают за «нарушения паспортного режима», за жизнь «не по прописке». Нигде!

«К ВАМ ВСЕЛИТСЯ БОМЖ»

Многие обыватели задают вопрос, свидетельствующий о том, что они не выбрались из советской мифологии с ее крепостной пропиской. Мол, любой бомж в уведомительном порядке «зарегистрируется» у меня в квартире, а я буду платить в разы выросшую «коммуналку»? Чтобы бомжу это было неинтересно, надо сделать три вещи: 1) Дать даже бомжу право регистрироваться для сношений с родным государством в уведомительном порядке (скажем, по вопросу получения медпомощи и пособий, заинтересовав его тем самым), в том числе по абонентскому ящику на почте. 2) Отвязать наконец регистрацию от права на проживание и жилье (судебная практика все еще трактует наличие регистрации как право на квадратные метры). Право на жилье, при уведомительной регистрации, должно регулироваться исключительно (!) собственником (физлицом, ведомством или муниципалитетом), а право на проживание - договором между собственником и жильцом. Больше не выдумывать. Скажем, я за границей снимаю квартиру, мне туда приходят счета за «коммуналку» и прочая корреспонденция. Но никому и в голову не придет думать, что я «приобрел право» на некие метры. Кончился договор аренды - давай, до свидания. 3) Плата за «коммуналку» должна быть привязана к индивидуальным приборам учета, когда это невозможно (по теплу, например) - к площади помещения. Воровства в ЖКХ будет меньше. Президент недавно в том же духе высказался.

Политикам пора приглядеться к реальной жизни - с перемещениями по миру, с потребностям нашей страны в повышении мобильности населения во имя развития экономики, с неизбежно возрастающей миграцией. Ежегодно ФМС совершает 25 - 26 млн. действий, в основном это бессмысленная регистрация-перерегистрация. Если принять описанный законопроект и исполнять его буквально, то полстраны встанет в многочасовые очереди за справками ради непонятно чего. Вместо реальной борьбы с преступниками, нелегальными работниками и т. д. Пока не поздно, надо остановить эту безумную затею.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

"Почему россияне должны страдать во время борьбы с нелегальными мигрантами". Нужны ли «паспортные» рейды в России? [обсуждение]

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также