2016-08-24T03:21:31+03:00

Уличные музыканты к лету готовы

В Москве прошел смотр профессиональной готовности уличных музыкантов к летнему сезону
Поделиться:
Комментарии: comments4
Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН
Изменить размер текста:

Еще в полях белеет снег, а воды уж весной журчат. На поля вывозят навоз. Механизаторы готовят трактора и сеялки. Возвращаются с юга шумные стайки олигархов и грачей. После зимней спячки, щурясь, щерясь и улыбаясь, выползают из под снега голодные медведи и бухие бомжи, с ближнего зарубежья едет в гости к нам с пожитками жаждущий труда гастарбайтер, а на проспекты и улицы городов выходят уличные музыканты и художники. Наступает теплая пора уличного искусства.

В Париже на прошлой неделе прошел конкурс уличных музыкантов, за право играть в столичной подземке. Москва не отстает: здесь давеча прошел фестиваль уличных музыкантов, своеобразный смотр боевой готовности к летнему сезону.

В известном музыкальном клубе собрались представители этой древнейшей профессии. Ведь уличное музыкальное искусство зародилось на заре человеческой цивилизации: музыка на кимвалах, бубнах, на костях мамонта, на рожках, звучала исключительно в лесах, полях и горах. Домов-то еще не было. Да так с тех пор не умирает эта прекрасная традиция: на улице играть.

Уличные музыканты - это люди особенные. Большинство имеет музыкальное образование, семью, любимую даму или две, много поклонников, все записываются в профессиональных студиях. Но уличные концерты - их призвание. Им нравится живое общение со зрителями.

В концертном зале, какому-нибудь Баскову или какому-нибудь Стасу Михайлову не скажут столько ласковых слов благодарности, сколько скажут уличному музыканту. Иногда, правда, их забирают в милицию, потому что на улице - НИЗЗЯ! Но они все равно возвращаются! Потому что уличный музыкант без улицы, что собака без крыльев. Они без этой шумной сцены не могут жить. Кому-то их позиция может показаться странной, а мне она близка. Сам в молодости, лет, эдак, пять назад, играл и пел на улицах (за что был даже пару раз бит).

- Мы играем в основном, в электричках, - говорят музыканты группы «Лелик и Болик» Дмитрий Меркулов и Сергей Безматерных, - Это же жутко приятно, когда зрители, они же пассажиры, тут же после песни, могут тебе пожать руку и поговорить. Ты чувствуешь, что не зря работаешь.

Некоторые зрители сегодня пришли специально послушать Лелика и Болика, в необычной обстановке: не в электричке, а в уютном клубе.

Тэй Цуркава играет на улице Арбат на витаре с 1986 года. Это такой уникальный инструмент, который создан был по его проекты. Описать его звучание невозможно, но можно послушать.

Ах, как сладко звучит в наших широтах по весне Пан флейта известного музыканта Михаила Рожченко. Хочется взмахнуть крыльями и взвиться вместе со звуками высоко в небо. Но я, увы, не орел, оттого и не летаю. Да, Михаил, выпускник Киевской консерватории, виртуоз-музыкант, а работает на улице, он ветеран Арбата. Но его знают во всем мире, потому что он участник многих музыкальных фестивалей, играл со многими знаменитыми оркестрами.

Павел в отличии от остальных музыкантов Степанов играет на древнем инструменте - волынке. Похоже, на ней играли еще древние викинги. Волынка у него особенная, меховая, изготовленная по собственному проекту. Спрашивает, Павел, с хитроватым прищуром:

- А знаете ли вы, друзья мои, что волынка, это исконно русский инструмент? Вот смотрите: шотландцы играют все время в одной тональности и с одним звуком. А у меня тут столько насадок, что я могу играть все что угодно.

И в самом деле играет Павел Степанов любую музыку, и классику и рок, и польку, и цыганочку, и лезгинку, и русскую плясовую. Время от времени, сидя на табуретке, и подкачивая воздух ногой, Павел пританцовывает, покрикивает, притоптывает, прихлопывает, и в колокольчики , прикрепленные к волынке, постукивает. Оркестр, прямо, а не человек. Конечно, заслышав такого музыканта на улице, невольно остановишься, залюбуешься и в пляс пустишься, ежели сидру али медовухи заглотишь поллитру.

Кунлла Маннез, жизнерадостный молодой парень с контрабасом, с разрисованным по случаю фестиваля лицом, был настолько экспрессивен, что вздрагивал холодец на блюдце перед едоком. Другой уличный музыкант, Анатолий Семочкин, потрясающий гитарист, в свободное от игры на Арбате время, преподает класс гитары и является постоянным членом жюри различных международных конкурсов гитаристов.

Но вот уже 25 лет его завораживающую музыку всегда можно услышать на Арбате. В его репертуаре композиции в авторской переработке, группы Джипси Кинг, Пако де Люсия, Джиммии Хендрикса, Риччи Блэкмора, Чик Кореа, Баха, гуно, Эрика Клэптона, Роберта Планта, и самого Семочкина.

Но что это? Отзвучали последние звуки, аплодисменты, крики «Браво», и стоны восторга дам. Неужели это конец? Да! Это конец! Но конец лишь фестиваля. А музыка - продолжается без конца!

- Эх! Жизнь какая прекрасная! - светясь от счастья, восклицает, собирая свои пожитки и инструменты в котомку, Павел Степанов. - Хотя, конечно, она была бы намного лучше, если бы нам, уличным музыкантам, государство хоть немного платило бы, за то, что народное искусство в народ несем. Ну, и пенсию какую-нибудь.... Ну да ладно! Зато сколько я друзей тут приобрел!

Да, друзья! Для прирожденного уличного музыканта друзья - это и есть настоящее счастье. А Музыку рассказывать - зря времечко терять, - как говорят уличные музыканты. Но зато теперь, в век буйного развития видеотехники и аудио аппаратуры наш весенний репортаж с фестиваля можно послушать и посмотреть на нашем сайте.

 
Читайте также