Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Происшествия12 июня 2013 22:00

Крушение Ми-8 на севере Иркутской области: Спасатели отстояли деревню от паводка, но себя спасти не смогли

Завтра в Сибири простятся с погибшими во время взрыва вертолета
Источник:kp.ru
Александр Степанов (слева) и Станислав Омельянчик ушли из жизни как настоящие герои.

Александр Степанов (слева) и Станислав Омельянчик ушли из жизни как настоящие герои.

Уже месяц прошел с момента той трагедии. Напомним, 6 мая вертолет Ми-8 со спасателями и аммонитом на борту в назначенное время не вышел на связь в Иркутской области. В то утро команда из трех членов экипажа и шести спасателей под руководством заместителя главка МЧС Приангарья Станислава Омельянчика и заместителя начальника БПСО Александра Степанова двинулись в сторону северного поселка Преображенка взрывать лед на Нижней Тунгуске, чтобы освободить течение от заторов. Освободили! Отстояли 120 домов, вода наконец-то спала. Но себя не уберегли. Взорвались. Через несколько дней нашли обломки вертолета - опаленные куски обшивки разлетелись в радиусе 300 метров.

- Я в тот день разговаривал по телефону с Омельянчиком, - рассказывал о событиях того дня около месяца спустя экс-начальник ГУ МЧС России по Иркутской области Вячеслав Эглит. - Он гордо кричал мне в трубку: «Командир, мы сорвали голову затора в Преображенке, сейчас вода пошла на спад. У нас остается взрывчатка, идем на Ерему» (другой пострадавший от паводка поселок. - Ред.).

Версий, что же могло произойти на борту Ми-8, много. Одна из них - команда нарушила технику безопасности. Мол, соединяли взрывчатку и детонатор прямо в салоне и бросали с воздуха на землю.

- Это чушь! - уверяет Вячеслав Эглит. - Там были опытнейшие спасатели, которые никогда бы не нарушили технику безопасности. Тем более что трагедия случилась на 100-метровой высоте, где взрывные работы вообще не проводятся.

Результаты экспертиз - молекулярно-генетической, взрывотехнической и топливной - тоже не пролили свет на причины крушения. Подтвердилось только, что борт действительно рванул в небе. А почему и кто в этом виноват, пока загадка.

Останки тел придадут земле ровно на 40-й день со дня трагедии - завтра, 14 июня. Попрощаться с погибшими приедут родные, друзья, сослуживцы со всей России. Отдать дань памяти спасателям с большой буквы приедет и глава МЧС России Владимир Пучков.

В архивах ведомства среди прочих сообщений случайно нашлись очерки о Станиславе Омельянчике и Александре Степанове.

- Станислав Омельянчик - человек с характером, - так вспоминают о нем коллеги. - Волевой, требовательный руководитель. Был…

За высокий профессионализм его не раз поощряли ведомственными наградами, медалью-орденом «За заслуги перед Отечеством II степени».

Более 25 лет Омельянчик проработал руководителем: сначала в Бурятии, а после в Иркутской области. В Приангарье он переехал в 2005-м, за полгода до страшной авиакатастрофы - крушения аэробуса А-310, где погибли 124 человека.

- Напряжение было таким, что одновременно приходилось отвечать на 8 звонков, я руководил работами на месте аварии, - позже вспоминал Омельянчик. - Домой мы не уходили, оперативный штаб работал непрерывно в течение 5 суток. Погибших было много, требовалось помещение для хранения останков, поэтому я взял на себя ответственность и отдал приказ взломать неэксплуатируемый ангар. В нем мы организовали временный морг. Откровенно говоря, со столь концентрированным людским горем до того ЧП мне еще не приходилось сталкиваться...

В это время не смыкал глаз и спасатель Александр Степанов. Он, как никто другой, знал специфику работы «на авиакатастрофе». К тому моменту за его плечами были такие серьезные операции, как крушение самолета ­Ан-124 «Руслан» и Ту-154 (поселок Бурдаковка, 2001 год), химическое заражение пещеры Иконнинская, авария на Саяно-Шушенской ГЭС и другие.

- Спасателем я решил стать в 17 лет, когда с альпинистами пошел на пик Черского, - вспоминал позже Александр Ильич. - Было очень много снега, тропу приходилось пробивать. Остановились на ночевку, стали разбивать лагерь. Парни начали пилить огромный кедр, он стоял в стороне от тропы. Однако траектория дерева при падении сбилась, и оно упало на девушку. Черепно-мозговая травма, она умерла…

Гибель сокурсницы оставила глубокий след в душе молодого человека.

- Я должен знать, как спасти жизнь человеку, - решил он и записался на курсы спасателей-общественников.

Нет точной цифры, сколько операций провел Степанов, - сотни. На его груди были звания - «Заслуженный спасатель РФ» и спасатель международного класса.

- Итоги подводить еще рано, много еще предстоит сделать: и по работе, и по жизни, - признался в одном из последних интервью Степанов. - Выросли дети, подрастают внуки. Нужно им дать еще очень многое. Одно я могу сказать точно: мне жизнь позволила заниматься любимым делом, и за это я ей благодарен.