Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество12 августа 2013 10:47

Берегите учителя, если он у вас есть

Многие школьные педагоги могут уволиться в ближайшее время
Скоро учителей будут искать не только директора школ, но и сами школьники

Скоро учителей будут искать не только директора школ, но и сами школьники

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Совмином в один день были приняты два решения - об увеличении ставки с 18 до 20 часов в неделю и о повышении зарплаты учителей на 25%. Что касается увеличения ставки, то для учителей это решение достаточно понятно: плата за один час уменьшается на 11%, так как 2 часа составляют девятую часть от 18 часов.

Что касается повышения зарплаты на 25%, то постановление об этом написано очень путано. Вообще говоря, хотелось бы, чтобы пресс-службы государственных органов публикацию нормативного документа сразу же сопровождали его переводом на человеческий язык. Если я правильно понял, то увеличение зарплаты составит не 25%, а 12,5%, что сопоставимо с уровнем годовой инфляции в стране.

Поясню на примере. Пусть за ставку (18 часов) учитель получал, например, 1,8 млн. рублей в месяц. Теперь, с учетом 25-процентного повышения оплаты одного урока, за ставку (20 часов) учитель будет получать 2,25 млн. рублей. Значит, раньше за 1 урок в неделю учитель зарабатывал 100 000 рублей в месяц, а станет зарабатывать 112 500, то есть на 12,5% больше.

При этом объявлено о повышении ставки первого разряда с 1 сентября для всех бюджетников. Непонятно, это повышение на 12,5% связано с повышением ставки первого разряда или учителям поднимут зарплату дважды? Я был бы рад ошибиться, но предполагаю, что зарплата учителей практически не изменится.

В результате всех этих манипуляций с числами учителя почувствуют себя обманутыми. При этом у многих учителей в августе заканчивается контракт, и я думаю, что далеко не все захотят его продлить. А после получения расчетных листков за сентябрь стоит ждать новых заявлений об увольнении.

Кстати, раньше увольнение во время учебного года было довольно редким явлением. Если профессиональный учитель решал уйти из школы, он дорабатывал до конца учебного года не потому, что этого требовал от него контракт, а потому, что этого требовала от него совесть. Сейчас ситуация в корне изменилась. Учитель находится в состоянии, когда любая капля может стать последней. Этой каплей может стать новый дурацкий отчет, хамская выходка уверенного в своей безнаказанности ученика, родители, требующие повысить оценки своего ребенка, совещание или педсовет, на котором учитель узнает об очередном расширении своих обязанностей, и многое другое, в том числе и домашний конфликт, когда члены семьи учителя не понимают, почему надо так вкалывать за такую небольшую зарплату.

Сейчас самый популярный анекдот в учительской среде: «Уважаемая администрация магазина, просьба не писать в объявлении зарплату уборщиц, чтобы не травмировать психику учителей». Кстати, моя ученица-десятиклассница отработала летом месяц в магазине, расставляя на полках бутылки и банки с пивом и раскладывая овощи. График - два дня работы по 12 часов, затем 2 дня выходных. На руки получила больше 3 миллионов. Не все учителя могут похвастаться такой зарплатой.

И еще один момент меня возмутил. В постановлении Совмина ничего не говорится о воспитателях детских садов, зарплата которых еще меньше учительской. Как результат - в наших детских садах воспитателей становится все меньше.

Очевидно, у государства сейчас нет финансовых возможностей привязать учителя к школе с помощью зарплаты. Для того чтобы мой очередной прогноз (на этот раз об исходе учителей из школы) не сбылся, надо срочно и кардинально уменьшить нагрузку на учителя, не связанную с его преподавательской работой. Заполнение огромного количества никому не нужных документов и частое проведение псевдовоспитательных мероприятий отнимает у учителей много времени и нервов, парализуя работу школы. Настоящий учитель с ненавистью относится к отчетам, планам, всеобучам, посещениям неинтересных соревнований, участиям в мифических конкурсах. «Урок - это святое!» - вбивала в меня, молодого учителя, директор школы, в которой я начал свою учительскую карьеру. Именно так относятся к урокам мои коллеги, которые добились признания как учителя. Но если урок - святое, то все остальное должно быть вторично или малозначительно.

При этом победить бюрократию в школе, в отличие от решения других проблем, достаточно просто. Для этого надо законодательно определить, что единственным документом, который должен заполняться учителем, является классный журнал. Вся остальная документация (более 100 отчетов, справок, планов) должна быть категорически запрещена. К тому же это сокращение позволяет сэкономить достаточно много денег. Я многократно писал и говорил о том, что раньше в школе со всеми бумагами справлялась одна секретарша с одной печатной машинкой, а сейчас в каждой школе целое машбюро из трех-четырех работников с современной оргтехникой. Раньше один бухгалтер со счетами обслуживал около десяти учебных заведений, а сейчас в каждой школе по 1 - 2 бухгалтера с компьютерами и специальными бухгалтерскими программами. Кроме этого смело можно сокращать целую армию госслужащих, проверяющих школьную документацию и работающих в разнообразных управлениях, институтах, комитетах образования. При этом можно сократить и сами бюрократические институты. Такие меры сэкономят в масштабах страны существенные средства, раскрепостят учителя и сделают его работу более привлекательной.

Заодно некому будет делать бессмысленные до идиотизма объезды школ, из-за которых учителей вынуждают на неделю прервать отпуска - навести порядок в школе, вымыть окна и парты, купить и расставить наглядные материалы, пересадить цветы, в общем «сделать красиво», часто за свой счет. Чтобы отремонтировать классы, многие учителя приводят на помощь своих родственников. А потом еще целый день сидят и ждут проверяющих. Кстати, у части учителей непреодолимое желание уволиться возникает именно во время подготовки к объезду или сразу после него.

Год назад я написал статью «Защищайте хорошего учителя». Сейчас я советую ученикам и родителям беречь того учителя, который у них есть, так как в любой день он может уволиться, и не факт, что на его место придет хоть кто-то другой.