Прочитать книгу.
«Психология убеждения - 50 способов быть убедительным» - это книга-практикум. Авторы без долгих предисловий ставят перед читателем вопросы, которые собираются затронуть, после чего начинают по пунктам предлагать пути их решения. Сугубо научный подход, который, однако, несмотря на всю его научность, воспринимается читателем легко и увлекательно. При этом авторы сами чуть ли в первых строках своей книги заявляют: «Убеждение – наука, а не искусство», то есть, овладеть его навыками может каждый человек, приложив для этого определенные усилия и изучив соответствующие методики.
Каждый из 50 способов быть убедительным подкреплен данными социологических исследований и результатами экспериментов, проведенных авторами или другими учеными. При этом в качестве примеров приводится опыт всемирно известных корпораций, чей коммерческий успех ни у кого не вызывает сомнений, таких, например, как Coca-Cola, EBay и других. Помимо готовых способов быть убедительными, авторы раскрывают и оборотную сторону используемых ранее методик – тех, которые при всей своей видимой логичности, тем не менее, приводят к отрицательным результатам. Но иногда стоит только изменить порядок слов в объявлении, как ситуация кардинально меняется в лучшую сторону. И ваш призыв не остается без ответа, как раньше, а начинает по-настоящему эффективно работать.
При этом авторы не придумывают ничего нового, а просто открывают читателям глаза на, в общем-то, давно сказанные истины. В книге рассмотрены шесть универсальных принципов социального влияния: взаимный обмен (мы чувствуем себя обязанными оказать услугу за услугу), авторитет (мы ищем экспертов, чтобы сказали, как делать), обязательства/последовательность (мы хотим действовать в соответствии с нашими обязательствами и системой ценностей), дефицит (чем менее доступен ресурс, тем больше мы его желаем), благорасположение (чем больше нам нравится человек, тем больше мы хотим сказать ему «да») и социальное доказательство (в своем поведении мы руководствуемся тем, что делают другие). Другое дело, что теперь эти принципы предстают в системном, четком и структурированном виде, подкрепляется примерами и научными данными.
Для кого эта книга? Конечно, в первую очередь, для работников рекламной отрасли, в том, числе разработчиков социальной рекламы, сотрудников маркетинговой сферы, специалистов по продвижению продукта. Кроме того, «Психологию убеждения…» стоило бы прочитать руководителям, которые могли бы из нее узнать, как добиться наиболее эффективной работы от своих подчиненных и наладить конструктивные отношения в коллективе. Помимо этого, советы из книги могут помочь разработать эффективную стратегию ведения бизнеса.
Но, вместе с тем, «Психология убеждения…» может быть полезна самому широкому кругу читателей, с маркетингом и рекламой по роду профессии никак не связанными. Советы из нее легко можно применить и в повседневной жизни. Авторы предлагают способы честно и этично выстраивать отношения с другими людьми, основываясь на принципах уважения и взаимовыгодного сотрудничества. При этом, читатель не только раскрывает для себя новые способы взаимодействия с внешним миром, а еще и узнает, как этот мир взаимодействует с ним. То есть, то, как его пытаются убедить другие – копирайтеры, авторы социальной рекламы, политики и маркетологи.
В общем, книга можно быть полезна для всех, кто работает с людьми, - а это, по большому счету, каждый из нас.
ОБ АВТОРАХ
Роберт Чалдини — регент-профессор психологии и маркетинга госуниверситета Аризоны. Является наиболее часто цитируемым в мире экспертом по вопросам влияния и убеждения, автор международного бестселлера «Психология влияния», изданного полуторамиллионным тиражом.
Стив Мартин — руководитель британской компании Influence At. Обучает и консультирует на основе стратегий, описанных в книге «Психология убеждения».
Ноа Гольдштейн — преподаватель Высшей школы бизнеса Чикагского университета. Имеет исследовательские стипендии и гранты нескольких государственных учреждений США, в том числе Национального научного фонда и Национального института Здоровья.
ЦИТАТЫ ИЗ КНИГИ
«Психология считается интуитивно понятной. Все считают, будто уже обладают знанием ее принципов, просто потому, что живут и взаимодействуют с другими. Как следствие, принимая решения, они не склонны изучать психологию и обращаться к соответствующим исследованиям. Такая самоуверенность приводит к тому, что люди упускают прекрасные возможности оказать влияние на окружающих или, что даже хуже, используют психологические подходыв ущерб себе и другим».
«Восприятие себя как эксперта – по собственному мнению и мнению окружающих – может оказаться чрезвычайно опасным».
«Когда приходится убеждать или просить других о помощи, люди часто совершают ошибку, задаваясь вопросом: «Кто здесьможет мне помочь?» Это близорукий подход. Мы считаем, что более продуктивно спросить себя: «Кому я могу помочь?». Принцип социальной взаимности и социальные обязательства, которые человек возлагает на других, сделают будущие просьбы более эффективными».
«Слишком большое количество вариантов может ошеломить и в конечном счете демотивировать. Старая поговорка гласит: многообразие – это как приправа к еде. Но научные исследования показывают, что в некоторых обстоятельствах слишком большое разнообразие, как и слишком большое количество специй, может испортить блюдо».
«Хотя универсального, стопроцентного метода влияния на других не существует, мы уверены: понимание тех факторов, которые задействованы в этом процессе, уже является хорошим началом».