2016-08-24T03:09:53+03:00

Воспитатели будут развивать ребенка в игре, а не натаскивать к школе

С 1 сентября начинает действовать новый образовательный стандарт для дошколят [видео]
Поделиться:
Комментарии: comments42
Малышам в детском саду должно быть интересно и весело.Малышам в детском саду должно быть интересно и весело.Фото: Евгения ГУСЕВА
Изменить размер текста:

«Комсомолка» выяснила у первого замминистра образования и науки Натальи Третьяк и директора Федерального института развития образования академика Российской академии образования Александра Асмолова, что изменится в жизни малышей с нового учебного года.

- С 1 сентября наша система начинает жить в условиях нового закона «Об образовании», - объясняет Наталья Третьяк. - Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование - уровень общего образования. Это событие знаковое: именно дошкольное образование является особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы. Логичным продолжением такого решения является принятие федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Рабочую группу по их разработке согласился возглавить Александр Григорьевич Асмолов. В группе собраны ведущие специалисты в этой сфере: педагоги, психологи, экономисты. Дошкольный стандарт уже получил имя «асмоловский».

- Когда начинали вводить стандарты для младшей школы, учителя в большинстве своем были подготовлены, для них организовывали курсы переподготовки. А вот воспитатели никакой подготовки не проходили. Как им быть, когда с 1 сентября им на голову обрушится новый стандарт?

- Этот стандарт будет вводиться поэтапно, по мере готовности учреждений. Мы рассчитываем, что переходный период займет три года. Этого времени должно быть достаточно для подготовки соответствующих условий, разработки образовательных программ, переподготовки воспитателей. По новому закону, напомню, повышение квалификации педагогов должно осуществляться не реже чем один раз в три года. Министерство уже запустило соответствующие проекты.

Стандарт состоит из трех компонентов: требования к содержанию образовательной программы, к условиям ее реализации, к результатам освоения. Последний компонент определяет, какие личностные характеристики должны быть развиты у ребенка к моменту завершения дошкольного образования. Среди них, например, инициативность и самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

У каждого малыша свой путь развития

- Но пока ни методик, ни программ переподготовки учителей нет...

- Хотя стандарт как нормативный документ начнет действовать с 1 сентября, само его обсуждение уже поменяло атмосферу дошкольных учреждений, - вступает в разговор Александр Асмолов. - Впервые слова о том, что образование должно идти через всю жизнь, могут стать реальностью.

Такого еще не было. Мы делаем стандарт поддержки разнообразия детства, стандарт развития личности ребенка. Раньше говорили: ребенок должен готовиться к школе. Теперь мы говорим: школа должна готовиться к ребенку.

Наш стандарт уменьшает риски детства. Главный из них сегодня - дефицит общения с родителями. У ребенка может развиться базовое чувство недоверия к миру. Стандарт с года, с трех лет предусматривает такие формы развивающего взаимодействия ребенок - взрослый, ребенок - сверстник, которые бы порождали у ребенка доверие к миру.

Раньше мы считали, что дети должны вырасти, как солдаты Урфина Джюса, - один похожий на другого. Нет! Наш стандарт говорит: у каждого ребенка свой путь развития. И его надо поддержать. Это другая ценностная ориентация.

- Пока это все красивые слова. Был один документ, по которому учили ребенка в детском саду. Сейчас другой будет. В чем принципиальная разница?

- Теперь родители будут вправе потребовать от образовательной организации достижения ребенком определенных результатов, которые зафиксированы в стандарте, - объясняет Третьяк.

- Прежде всего у ребенка должен появиться навык самодисциплины, самостоятельности, ответственности, готовности договориться с другими, сопереживания неудаче другого, сострадания и сорадования, - продолжает Асмолов. - И родителям придется повкалывать. Семья не меньше, чем дошкольное учреждение, ответственна за то, как пройдет развитие ребенка.

- Но современные родители захлопотаны, заняты зарабатыванием денег. Они сдают ребенка в детсад в надежде, что там его научат всему, чему нужно...

- Подготовить ребенка к обу­чению - это задача детского садика. Но когда мы превращаем детсад в начальную школу и начинаем там учить ребенка тому, что он должен пройти только не ранее 7 лет, мы калечим ребенка. Принципиально важно учить малышей не счету и письму, а развивать, готовить к обучению.

Наша цель - эмоционально, коммуникативно, физически, психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформировать способность и желание учиться.

А если ребенок не детсадовский?

- Стандарт касается не только детсадовских детей. Но как заставить ему следовать родителей домашних малышей?

- Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Стандарт - это ориентиры, в том числе и для тех родителей, которые не водят детей в садик. Хотя сейчас почти 100-процентный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 5 до 7 лет, - отмечает Третьяк.

- Папам и мамам стандарт дает целевые и ценностные ориентиры, - добавляет Асмолов. - Ну, например, какие методические пути выбирать, какие книжки можно ребенку читать, какие формы общения предпочитать.

Стандарт писался достаточно сложно. Обычно такие документы излагают сухим канцелярским языком. На этот раз мы старались писать по-другому - понятнее и четче. Чтобы прочесть его смог не только чиновник, но и родители.

Про зарплаты воспитателей

- Новый стандарт требует от воспитателей уникальных навыков. Вообще с дошкольниками сложнее, чем с ребятами постарше. Кто пойдет работать в такие трудные условия, когда у нас воспитатель - самая низкооплачиваемая категория в образовании?

- Один из мифов - это низкая зарплата учителей и воспитателей, - замечает Третьяк. - Заработная плата педагогических работников значительно выросла: почти все регионы достигли показателя, когда средняя зарплата учителей равна средней зарплате по экономике региона. По дошкольникам ориентир - их средняя зарплата должна равняться средней зарплате в целом по общему образованию региона. При этом регионы уже довели заработную плату педагогических работников детских садов до 90% от средней по общему образованию, повысив ее за прошедший год на 52%.

Впервые на федеральном уровне осуществляется столь масштабная поддержка дошкольного образования. В регионы направлено 59 млрд. рублей на финансирование программ по модернизации дошкольного образования. Программы подразумевают не только создание новых мест для дошкольников, но и повышение оплаты труда. Такая тенденция сохранится и в следующем году.

- Многие вузы уже начали подготовку в контексте нового стандарта. Создают психолого-педагогический стандарт подготовки дошкольного работника, - дополняет Асмолов. - Наш стандарт задал опережающую логику развития для профессиональной подготовки и переподготовки. Начали быстро реагировать издатели. Они тоже уже участвуют в разработке программ, готовят новую игровую продукцию.

- Изменения затронули не только дошкольное образование, - заключает Третьяк, - они произошли на всех уровнях образования. Системные перемены затронули все уровни образования. Один из основных принципов нового закона - это приоритет потребностей ребенка и семьи. Школа подстраивается под нужды ребенка. Вводится возможность сетевого взаимодействия, когда ученик может получать образование не только в рамках своей школы, но и с использованием возможностей соседней школы, учреждений дополнительного образования, инклюзивное образование, электронное обу­чение, обучение с применением дистанционных технологий.

Перенастройка системы обу­словливает необходимость введения именно такого стандарта дошкольного образования, когда система подстраивается под ребенка, а не наоборот.

СПРАВКА «КП»

Разработка федерального государственного стандарта дошкольного образования велась с 30 января 2013 года.

В июне этого года проект стандарта был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании совета Минобрнауки по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля. Затем проект был доработан и внесен на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы совет Минобрнауки 28 августа утвердил стандарт для дошколят.

Теперь детсады получили право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы на основе федерального стандарта. В качестве ориентира они смогут использовать образовательные программы, подготовленные опытными разработчиками и размещенные в федеральном реестре.

В отличие от других стандартов стандарт для дошколят не предусматривает никаких промежуточных и итоговых аттестаций для оценки того, насколько ребята освоили образовательную программу. Главный упор в стандарте сделан на развитие малышей через игру, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями.

Выбираем тетради к 1 сентября вместе с "Комсомолкой".КП-ТВ

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также