Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Политика22 ноября 2013 13:45

Украина повернулась к Европе задом, к России передом?

Несколько наивных вопросов о временном отказе Украины от соглашения об ассоциации с ЕС
Киев решил притормозить процесс евроинтеграции...

Киев решил притормозить процесс евроинтеграции...

Фото: REUTERS

В минувший четверг грянула главная международная сенсация ноября - Киев решил прекратить подготовку к подписанию соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом и переориентироваться на развитие отношений со странами СНГ и Таможенного союза (ТС), в частности. С учетом того, что все последние месяцы в Украине развернулась жесточайшая и максимально интенсивная кампания обработки общественного мнения за евроинтеграцию и европейский вектор развития (от самых высших эшелонов власти, включая президента Януковича, и до учеников школ), принятие этого решения выглядело как гром среди ясного неба. Примерно так же, как разрешение кризиса в международных отношениях по отношению к Сирии несколькими месяцами ранее, когда все уже были готовы к бомбежкам и ракетным ударам, а потом Путин - бах! - и неожиданно разрулил ситуацию за пару дней. В смене украинцами международного вектора многие и тут узрели руку Москвы. Некоторые обрадовались, другие огорчились. Но так ли все просто, как считает ряд политиков, возвестивших, что Украина, как избушка из народной сказки, повернулась к европейским полям задом, а к российским лесам передом? Попробуем разобраться.

1. Чем объясняют в Киеве отказ от подготовки соглашения об ассоциации с Евросоюзом?

Официальный ответ на этот вопрос озвучил премьер-министр Украины Николай Азаров под крики «Позор!», которыми оппозиция сопровождала его выступление в Верховной Раде. Одна из главных причин - снижение товарооборота со странами СНГ, прежде всего, с Россией.

- Мы не можем не обращать внимания на то, что на 19% сократилось производство химической продукции, на 14% - в строительстве и на 6% - в металлургии. Экспорт в этом году наших товаров в РФ сократился на 2 млрд. Это не мертвые цифры, они режут по живому, - объяснил он и спросил депутатов. - Что компенсирует нам потерю от закрытия рынков Таможенного союза? Что, я вас спрашиваю? На этот вопрос, к большому сожалению, мы не получили реалистичный ответ.

Депутаты в ответ закидали ложу правительства в Раде бумагой.

Кроме того, как пояснил украинский премьер, , Международный валютный фонд обусловил выдачу дальнейших кредитов (а они нужны стране как воздух даже для того, чтобы обслуживать прежде взятые займы) неприемлемыми условиями: «Условия: повышение тарифов на газ и отопление для населения примерно на 40 %; обязательство замораживания базовой заработной платы, минимальной заработной платы, общей заработной платы на текущем уровне; существенное сокращение расходов на бюджетные цели, снижение субсидий в энергетике; постепенное свертывание освобождения от НДС для сельского хозяйства и других отраслей».

Объяснение аргументированное. Для экономики Украины, и без того дышащей на ладан, подписание соглашения, которое потребует дополнительно потратить на перевод промышленности и сельского хозяйства на европейские стандарты от 160 до 500 млрд. долларов равносильно тому, чтобы смертельно больного человека посадить на бочку с порохом и разжечь под ней костер.

2. Какими могут быть еще реальные причины отказа от соглашения?

По этому соглашению свободное движение товаров в ближайшие несколько лет гарантируется только в одном направлении, из Европы в Украину. И грядущее заполнение украинского рынка более дешевой европейской продукцией и, как следствие, разорение и закрытие тысяч предприятий, дополнительные многомиллиардные (в долларах) затраты и иные, нежели сейчас, правила торговли со странами Таможенного союза вызовут такой вал негатива в отношении нынешней власти и лично Януковича, что ни о каком президентской кампании на грядущих выборах в 2015 году ему и думать будет заказано. К тому же, речь идет не о вступлении в ЕС, а о принятии Киевом таких отношений, что есть у Евросоюза с Тунисом, воюющей сейчас Сирией и еще добрым десятком стран, вплоть до Азиатско-Тихоокеанского региона. Но не меньше, если не больше, Януковича волнует другое обязательное условие для подписания соглашения с ЕС - разрешение выезда на лечение за границу самой знаменитой украинской сиделицы, экс-премьера Юлии Тимошенко. Что фактически равносильно ее выходу на свободу и доступу к СМИ. В таких условиях Янукович мог и не сохранить статус президента до следующих выборов.

3. Можно ли считать принятое Киевом решение победой Москвы и поражением Евросоюза?

Администрация Барака Обамы выразила глубокое разочарование принятым решением (оно и понятно, ведь США граничат что с ЕС, что с Украиной, во всяком случае, в мозгах вашингтонских политиков), реакция Европы была еще более резкой. Глава МИДа Швеции Карл Бильдт написал в своем микроблоге: "Правительство Украины неожиданно прогнулось перед Кремлем. Политика грубого давления, очевидно, работает". А руководитель Комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков подытожил: «Нахожусь в Вене, куда вчера прибыл Янукович. Здесь решение Украины рассматривают как геополитический провал ЕС. Пресса и политики в шоке». Единственное оправдание европейские политики могут для себя найти, свалив все шишки на Москву. Что уже сделала например, президент Литвы, обнародовав «откровения» Януковича о «выламывании ему рук Москвой». Что касается Литвы, тут все понятно, эта страна председательствует в ЕС, предстоящий саммит, в отношении которого были гигантские планы пройдет в ее столицы Вильнюсе, и этот провал запишут этим младоевропейцам в пассив самой жирной строкой.

На самом деле Россия ничего никому не ломала, а лишь на практике продемонстрировала, какие реальные последствия ждут Украину после соглашения об ассоциации. Более того, Москва не раз подчеркивала, что принятие решения - дело сугубо украинское. Активность и давление на Киев демонстрировали как раз эмиссары и высокопоставленные функционеры ЕС вроде Кэтрин Эштон или Штефана Фюле. Некоторые из эмиссаров фактически прописались в Киеве, выезжая в Европу лишь за инструкциями. А вот из Москвы никаких делегаций в Киев не отсылали. Наоборот, Азаров и Янукович зачастили в Россию на переговоры, а последний раз визит Януковича прошел в обстановке секретности и явно не по желанию Кремля. Так что если шантаж Киева и имел место, то со стороны Запада. Кстати, в этом уверен и Алексей Пушков: «Чрезмерным давлением на Киев по вопросу экс-премьера Юлии Тимошенко ЕС перегнул палку».

На самом деле это ничья не победа, а решение Киева. Поскольку Янукович явно и в Москву летал, и с еврокомиссарами переговаривался не просто так. А жесточайше торговался, выпрашивая преференции, скорее всего, финансовые гарантии для страны и политические для себя. И не исключено, что обещания Москвы показались ему или соблазнительнее, или реальнее. Скорее всего, Янукович добился значительного смягчений условий газового контракта с российской стороной и по цене, и по объемам закупки и заручился обещаниями поддержать его на выборах 2015 года. Европейцы увидели «жесткую руку Москвы» там, где на самом деле их обвела вокруг пальца украинская расчетливость и прагматичность.

4. Что будет дальше, или чем украинское сердце успокоится?

Если и можно говорить об упрочении российско-украинских связей в ближайшем будущем, то лишь как о временном явлении. Этого, кстати, не скрывает и украинский премьер-министр.

- Перерыв в переговорах с ЕС - тактический шаг, - заверил Азаров тех же депутатов и пообещал. - Это не меняет стратегического направления развития Украины, закрепленного законом об основах внутренней и внешней политики.

А это значит, что никакого вступления в ТС ждать не стоит. Зато Европа готова продолжать переговоры о соглашении, о чем уже заверили Киев комиссары ЕС, и Украина этим обязательно воспользуется. Не исключено, что уже в следующем году. Янукович, продемонстрировавший Брюсселя способность к неожиданным ходам, потребует больших преференций Украине и себе со стороны ЕС (не исключено, что и гарантий неприкосновенности), и, вероятно, их получит, потому что второй раз европейцы обжигаться не захотят, а если заупрямятся, их подправят из Вашингтона. Более того, подписание соглашение ближе к выборам не успеет окончательно развалить украинскую экономику до выборов и даст дополнительные очки Януковичу в глазах электората - дескать, он и Москву обманул, набрав на грош пятаков, и все равно в Европу ведет. Киев по-прежнему будет балансировать, наращивания требования к ЕС, чтобы подписать документ, а к Москве, чтобы его не подписывать. И, как ЕС придется пойти на уступки, так и России - проявлять все большую гибкость, доказывая, что отказ от соглашения, пусть и временный, был «правильным выбором» Украины.

Единственное, что может изменить эту ситуацию «тяни-толкая», шантажа и уступок - качественное улучшение отношений России с Евросоюзом для создания зоны свободной торговли между ЕС и ТС и введение безвизового режима для граждан. Только тогда у Киева не останется площадки для шантажа.

Есть еще вариант окончательного и бесповоротного решения Украиной в ту или иную сторону. Но он не столь вероятен, поскольку в Киеве в совершенстве освоили тактику растягивания «ужаса без конца» и извлечения из этого максимальных дивидендов.