Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество27 октября 2016 10:25

За что же уволили протодиакона-блоггера Кураева?

Наиболее распространенная версия - «за эпатаж в блогосфере», но сам представитель РПЦ считает, что его лишили работы из-за гомосексуального скандала в Казанской семинарии
Сам же Кураев предполагает, что его уволили из-за гомосексуального скандала в Казанской семинарии

Сам же Кураев предполагает, что его уволили из-за гомосексуального скандала в Казанской семинарии

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Судя по официальным и неофициальным церковным источникам, Кураеву запретили преподавать в Московской духовной академии «за эпатаж в блогосфере». Но это почти ничего не объясняет - ведь диакон давно был известен своей эпатажностью в блоге, часто публиковал реплики и эссе, которые вызывали бурные споры и «горячие» реплики. И при этом никаких санкций со стороны высшего церковного управления к нему не применялось. И вот тебе такая «кара». Сам же Кураев предполагает, что его уволили из-за гомосексуального скандала в Казанской семинарии. Но о чем же конкретно речь?

«Торжество голубого лобби?» - так протодиакон прокомментировал в своем дневнике новость о своем увольнении. И далее разъясняет: «Интересно, что за неделю до ученого совета Академии на заседании Синодальной Богословской Комиссии мы вполне дружески беседовали с о. Максимом Козловым и именно на тему его казанской инспекции. Тогда он подтвердил вину проректора и то, что сама проверка была вызвана потоком жалоб со стороны семинаристов. Претензий ко мне за то, что я поддержал выводы инспекции о. Максима, высказано не было. Беседовали мы и в присутствии ректора Академии архиепископа Евгения. На шуточное предложение о. Максима назначить меня на освободившуюся должность проректора Казанской семинарии владыка Евгений реагировал вполне серьезно: идея ему понравилась...».

Тут уже возникает очередной вопрос: о какой же инспекции и о каком «гомосексуальном скандале» идет речь? А вот о каком. ЧП произошло в Казанской митрополии в начале декабря этого года. А две недели назад оно стало «достоянием гласности». Суть. Несколько десятков учащихся Казанской духовной семинарии написали коллективную жалобу патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, в которой сообщили о сексуальных домогательствах со стороны проректора по воспитательной работе и пресс-секретаря митрополита Казанского и Татарстанского игумена Кирилла Илюхина. После этой жалобы в семинарию нагрянула комиссия во главе с протоиереем Максимом Козловым (о нем и написал в своем дневнике Кураев). Комиссия эти факты обнаружила и подтвердила. Итог: проректор был уволен с занимаемой должности. Но вскоре прошел слух, что виновник скандала получил работу в Тверской епархии (однако официально этот слух не подтвержден).

Ну а дальше, по версии Кураева, события разворачивались так.

Как только комиссия уехала, митрополит Анастасий собрал семинаристов и обрушился на них обвинениями в «предательстве», грозя им различным карами за то, что те вынесли сор из избы. Именно эту гневную речь ректора оскандалившегося духовного вуза записал один из студентов. Ее и опубликовал в своем дневнике протодиакон Андрей Кураев. И вот так прокомментировал: «Теперь митрополит напрягает всех студентов, чтобы они написали коллективное письмо с опровержениями. Это ведь тоже форма изнасилования. И если студенты не устоят и подпишутся под «поздравительным адресом», это будет для них травмой на всю жизнь».

Но и это еще не все. Гомосексуальный скандал имел и «вторую серию»? Почти в те же дни казанское интернет-издание KazanFirst сообщило о новом гомосексуальном скандале в Казанской митрополии - на этот раз в храме Петра и Павла города Зеленодольска. И выложило снимки одного из местных клириков, страстно целующегося в засос с малолетним мальчиком и лежащим с ребенком на кровати. Вскоре этот материал был снят с новостной ленты, но информация и фотографии уже разошлись по социальным сетям.

Вот этот «сору из избы (на этот раз – церковной) и вынес Кураев. За что, похоже, и поплатился.

ЧТО ГОВОРИЛИ О КУРАЕВЕ

Патриарх Алексий II, из интервью «Газете»:

Вопрос: — Такие люди, как диакон Андрей Кураев и Александр Дворкин, ездят по стране, читают лекции, показывают фильмы и возбуждают в православных ненависть к иноверцам. Они действуют от имени Церкви?

Ответ: - Просветительская работа сегодня предполагает не только проповедь Евангелия, но и полемику, в том числе публичную, с различного рода учениями, противоречащими Православию. Впрочем, полемика и ненависть — далеко не одно и то же. При ведении полемики нужно очень ответственно подходить к словам, избегать эмоциональных оценок, проверять и перепроверять факты, которые должны быть достоверными и доказанными.

Мне неизвестны случаи разжигания межрелигиозной или межнациональной вражды упомянутыми миссионерами. Более того, я убеждён, что проявления такой вражды прямо связаны с царящим в обществе невежеством в области религии, которому они в меру своих возможностей противостоят.

Член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой онтологии и теории познания и декан философского факультета МГУ, доктор философских наук профессор В. В. Миронов в интервью газете «Татьянин День»:

- Андрей Кураев всегда мощно выполнял миссионерскую функцию и имеет для этого безусловный талант лектора и мыслителя. Это человек, который отстаивает определённые ценности, причём очень жёстко, кстати говоря, его мнение часто шло вразрез с мнениями внутри Церкви. Он глубоко разбирается в проблеме веры и знания. Я оцениваю его очень высоко, но при этом должен отметить, что рационалистическая струя внутри его сознания кажется мне доминирующей. Я бы назвал его классическим теологом.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В "Комсомолку" передали комментарий Московской духовной академии в связи с исключением из числа ее профессоров протодиакона Андрея Кураева.

Протоиерей Владислав ЦЫПИН, профессор Московской духовной академии: "Причиной стали вопросы этические"

- Исключение протодиакона Андрея Кураева из преподавательской корпорации Московской духовной академии было мотивировано эпатирующим стилем его публичных выступлений в СМИ, неподобающим преподавателю духовной школы. На Совете Академии не шла речь о позиции отца Андрея по вопросам богословским, церковно-историческим, или по вопросам отношений Церкви, государства и общества. Причиной стали вопросы этические.

Поскольку отец Андрей около двух лет назад уже был предупрежден о необходимости изменить тон своих публикаций, ввести его в рамки церковного этикета, но этим предупреждением пренебрег, то у Духовной академии не оставалось иного выбора, кроме принятия административных мер.