Звезды25 апреля 2014 2:00

В одном невероятном нерве вы прожили свой краткий век

В прокат вышла картина «Зеркала» - первый художественный фильм о великой поэтессе Марине Цветаевой

«Зеркала» - не прямая биография Цветаевой. Из ее жизни взяты несколько эпизодов, связанных с мужем Сергеем Эфроном, белым офицером, ставшим агентом НКВД (и впоследствии расстрелянным тем же НКВД). Вот совсем юная Цветаева гуляет с ним по крымским скалам и пляжам. Вот она - уже сильно повзрослевшая - изменяет Эфрону с его другом Константином Родзевичем. Муж застает их голых у камина, после чего следует довольно-таки безобразная сцена, по итогам которой именно Эфрон выглядит как побитая собака. Вот она хочет утопиться. Вот она беременна сыном Георгием, который переживет ее на несколько лет и погибнет на войне. Вот она возвращается в СССР. Вот ей окончательно плохо - арестовывают мужа, а потом дочь. Вот она в Елабуге. Вот она вешается. Нельзя спорить с тем, что на долю Цветаевой выпало много страданий, которые надломили бы и более уравновешенную женщину. Конечно, найдутся критики, которые сочтут героиню «Зеркал» всего лишь неудавшейся актрисой, трансформирующей свои мучения в эффектные театральные этюды. В фильме Цветаева обожает громкие фразы, может разыграть трагедию из-за того, что кто-то на кухне не туда поставил соль. Она готова писать стихи кровью и воображать, как ей отрубают голову. При этом в «Зеркалах» слишком мало поэзии, ее, считай, вовсе нет - если не брать в расчет несколько гениальных строк, прорывающихся через режиссуру.

Виктория Исакова добилась почти стопроцентного сходства с поэтессой.

Виктория Исакова добилась почти стопроцентного сходства с поэтессой.

Большинству же экранная Цветаева, скорее всего, покажется сильной женщиной, способной запросто победить кого угодно - свою эпоху, своего мужчину, свою депрессию. В конце концов она сдастся. Защитники фильма вспомнят, что Цветаева - из тех самоубийц, для которых было официально разрешено отпевание. Ее суицид был рассмотрен как несчастный случай, результат крайней степени отчаяния доведенной до края женщины...

Фото: ТАСС

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Актриса Виктория ИСАКОВА:

Марина Цветаева слишком рано поседела

Шесть лет режиссер Марина Мигунова готовилась к съемкам «Зеркал». Пять из них ушли на создание сценария. Потом был долгий кастинг на роль Цветаевой...

- Первая мысль, когда мне предложили роль Марины Ивановны, была: «Боже, как же я соединяюсь с этой женщиной?!», - рассказывает актриса Театра им. Пушкина, звезда «Оттепели» Виктория Исакова. - Всегда опасно играть портретного персонажа. Два месяца, пока шли съемки, я ни с кем не общалась на площадке, потому что не могла эмоционально перепрыгивать в разные состояния. Я обычно эмоциональная, болтаю со всеми. Цветаева же - тяжелый и драматичный человек. Я даже дома не могла выйти из этого состояния. Потом долго выталкивала из себя категоричность, асоциальность, даже злость поэтессы. Этот персонаж сильно меня перекроил.

- Вы подстриглись для внешнего сходства?

- У нас с Мариной Ивановной разная структура волос, из моих прическу, как у нее, не сделаешь. К тому же она очень рано поседела… Поэтому мне шили парик. Но если бы нужно было подстричься - сделала бы это легко.

- Ваш супруг, режиссер Юрий Мороз, влияет на вас при выборе роли?

- Никогда! Он считает, пусть даже будут провалы, ошибки, но только так можно реализоваться в нашей профессии.

В «Оттепели» актриса сыграла жену режиссера Хрусталева Ингу.

В «Оттепели» актриса сыграла жену режиссера Хрусталева Ингу.