Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Политика27 мая 2014 22:00

Выборы как госуслуга

Наш колумнист решил разобраться, насколько было справедливым интернет-голосование на выборах в Общественную палату

В наши суровые консервативные времена нет-нет да и смалодушничаешь. Смотришь на грозно обступивший тебя мир и думаешь - но с другой стороны, а чего о демократии кричать?! Кому, извините, она нужна? А были ли на Руси вообще времена, когда демократия (прежде чем, как обычно, свалиться в свою крайнюю противоположность - к топору или к царско-сталинским застенкам) успевала приносить хоть какую заметную практическую пользу? Словно действует какой-то безумный закон: спросишь у народа его мнение - выборы обязательно организуются так, что на выходе получишь крик, шулерство, скандал и аллергию на волеизъявление в принципе.

Причем выборы любые. Не обязательно депутатов, губернатора или еще чего денежного. Возьмем выборы, казалось бы, самого невинного консультативно-экспертного органа - Общественной палаты России (ОПРФ), часть которой в виде смелого эксперимента доверили выбрать... самому обществу. Причем, казалось бы, самой мирной и высоколобой ее части - интернет-пользователям. Им, по замыслу авторов эксперимента, было достаточно зарегистрироваться на сайте госуслуг, ну и кликнуть мышкой по фамилии угодного кандидата. И вот она, бирюзовая мечта русского демократа, первые в России интернет-выборы, без фальсификаций, «каруселей», автобусов с липовыми избирателями, вбросов и т. д. - свершилась!

Как вы думаете - что произошло дальше? Правильно. Интернет интернетом, а наши традиции сильнее.

Подозрение, что с выборами в палату творится что-то неладное, возникло у меня, когда я нашел кандидатов, которые обнаружили, что интернет-голосование не только ничем не лучше обычного. Система так запутана и сложна, что, переняв все родовые травмы российских выборов, до предела усложняет голосование простого человека.

Например, мы с одним из кандидатов, участником рабочей группы по агропромышленному комплексу и продовольственным рынкам Общественной палаты Анной Филатовой, вместе пытались разобраться, как проголосовать простому человеку.

Филатова выдвинулась от общественного фонда «Здоровье. Экология. Спорт», который оказывает помощь больным детям, пожилым людям, отчаявшимся получить помощь у государства. Дело доброе, хорошее, и давайте представим, что я вдруг озаботился судьбой Общественной палаты и решил за Филатову проголосовать. До конца выборов (они до 30 мая) еще пара дней.

- А как? - спрашиваю.

- Есть несколько вариантов, - говорит она. - Чтоб зарегистрироваться на сайте госуслуг, надо приехать в офис «Ростелекома», отстоять трехчасовую очередь. Вы будете стоять ради выборов три часа?

- И 30 минут вряд ли буду, даже ради вас, - качаю головой.

- Можно оформить регистрацию по почте, - предлагает кандидат в члены палаты. - Но письмо с ответом придет в течение трех недель, когда выборы закончатся. Остается электронная подпись, которой ни у вас, ни у меня, ни у тети Маши нет.

Анна Филатова - одна из тех, кто медийно громко возмутилась, написав открытое письмо «КАК НЕ ПРОЙТИ В ОПРФ?!»:

«Неприятно смотреть, как некоторые кандидаты автобусами (с сотнями людей) привозят граждан к офисам «Ростелекома» получать коды активации! Смотришь и понимаешь, что выборы в ОПРФ превращаются в фарс!»

- Я понимаю, что чиновники используют интернет-выборы для раскрутки сайта госуслуг, - вздыхает Филатова. - Но разве нельзя было устроить голосование на сайте палаты, применив надежную авторизацию? Ведь у большинства пожилых людей, инвалидов, граждан, которые проживают в небольших городах, нет никакой возможности проголосовать! В адрес фонда поступило очень много обращений на тему «очень хотим поддержать, но не можем, так как во многих городах России вообще не выдают коды активации к порталу госуслуг»! Ведь я боюсь, что простой гражданин РФ, который живет в глубинке... почувствует себя ненужным, почувствует, что все решили без него!

Я хотел бы спросить что-то едкое - дескать, а когда он иначе чувствовал?! Но подумал - а вдруг Ее Величество Эволюция сделает следующие интернет-выборы менее маразматичными. И уже лет через сто российские выборы наконец-то пройдут тихо, спокойно. И даже по интернету.