Туризм3 июля 2014 16:30

Питер-Хельсинки-Стокгольм-Таллин: четыре дня на российском лайнере

Отечественный пассажирский флот возрождается

«Шота Руставели»... «Иван Франко»... «Тарас Шевченко»... Кто знает, что означает эта последовательность закавыченных имен — счастливый человек. Потому что, в советские времена ему очень-очень повезло и он оказался в романтичном круизе на одном из этих элегантных лайнеров, принадлежащих в те времена самому крупному в мире Черноморскому морскому пароходству.

С распадом Советского Союза исчезли и эти красавцы. Их банально сдали на металлолом. Круизы на отечественных судах закончились.

Так продолжалось двадцать лет. И вот, наконец, приятная для меня, как человека морского, родившегося в Одессе, новость: российский круизный флот возрождается. Узнал я об этом, оказавшись в Питере на борту круизного парома Princess Anastasia. Честно говоря, я не сомневался, что судно чужое, зафрахтованное нашей компанией. И очень удивился, что оно в собственности питерцев.

- «Принцесса» - наша, - объяснял мне гендиректор компании ST.PETER LINE Сергей Котенев.

- Зафрахтована? - уточнил я.

- Нет, мы его купили. Также как круизный паром Princess Maria. Он поменьше «Анастасии»...

Ничего себе!

Скажите: какая разница - российский "пассажир" или нет? Программы похожие, сервис стандартный. Но это как посмотреть.

Почему хорошо, что у России есть теперь собственные круизные суда? Это очень важный показатель экономической состоятельности страны. И ее независимости. Флот — и торговый, и пассажирский — это сила на море. Это возможность проводить собственную политику, распоряжаться собственными грузами и — что тоже важно — обеспечивать отдых своих сограждан. Пример? Да пожалуйста - Princess Anastasia на время зимней олимпиады в Сочи стала у причала этого черноморского города и работала как гостиница. Остальные суда пососедству были европейские и американские.

И пассажирам только на первый взгляд вроде бы все равно чье судно. Купил путевку — и поплыл. На самом деле, скажите, вам будет приятно, когда в ресторане, в магазинах на борту с вами говорят по-русски? Чтобы развлекательные программы тоже были на русском? И кино в кинозале показывали русское?

На Princess Anastasia экипаж, как и на любом другом современном судне, смешаный — русские, украинцы, литовцы, эстонцы. Естественно, все говорят по-русски. Но и немцы со скандинавами, которые путешествуют на «Принцессе» не испытывают дискофорта — все члены экипажа, которые общаются с пассажирами, говорят по-английски, по-немецки, по-фински или по-шведски.

Четыре года обе принцессы бороздят Финский залив и Балтийское море. Princess Maria - "челнок" - ходит из Питера в Хельсинки и обратно. Princess Anastasia — Питер-Хельсинки-Стокгольм-Таллин-Питер. Четыре дня. Четыре европейские столицы. Судно ледового класса. Не ледокол, конечно, но лед заливов ей не преграда.

«Анастасия» ходит круглый год по заведенному кругу — как большая морская карусель. Это удобно — можно заранее рассчитать маршрут и купить билеты.

Удобно. И недорого. Цены на каюту (именно каюту, а в ней может быть 4 койки — для семьи с двумя детишками например) — даже в высокий сезон от 200 евро.Теперь про особенностях такого путешествия на Princess Anastasia. Так как «Принцесса» все-таки паром, в плавание можно взять с собой любимого железного коня. И таким образом вы вообще свободны в передвижении. Скажем, дошли до Стокгольма, съехали в город и на четырех колесах изучаете Скандинавию. А потом вернулись в столицу королевства и снова погрузились на «Принцессу» и домой.

- Экипаж работает двадцать дней. Потом ему на смену выходит другая команда, - рассказывает мне капитан "Принцессы" Сергей Евстигнеев. Мне особенно принятно, что Сергей, как и сотни других морских волков России, Украины, стран Прибалтики окончил Одесское высшее инженерное морское училище. - Так что мы друг друга знаем уже несколько лет, работаем слажено.

Сергей - первый капитан пассажирского судна, получивший разрешение на самостоятельный заход в порт Санкт-Петербург. И первый русский капитан, которому шведы разрешили самостоятельный заход в порт Стокгольм. Это, конечно, говорит о квалификации моряка. Обычно во время захода в порты на капитанском мостике вместе со штатной командой работает лоцман.

Капитан Сергей Евстигнеев.

Капитан Сергей Евстигнеев.

Есть, конечно, круизы долгие - на десять дней, на две недели. Есть вообще кругосветки... Круизы на Princess Anastasia — штука удобная для тех, кто хочет ненадолго выскочить к морю — и отдохнуть, и посмотреть что-то новенькое. Если не был в балтийских столицах — составить первое впечатление о городах — самое то. Если был — можно «затачивать» поездку под определенную цель.

Вид на Хельсинки

Вид на Хельсинки

Скажем, поехали с детьми. В Хельсинки погуляли по самой большой крепости-острову в мире — Суоменлинна.

Самый крошечный памятник Хельсинки - архивному мышонку.

Самый крошечный памятник Хельсинки - архивному мышонку.

В Стокгольме — сходили в потрясающе веселый и яркий музей Астрид Лингрен, который называется «Юнибакен».

Такое впечатление, что в стокгольмский "Юнибакен" приходит только герои из книг Астрид Лингрен

Такое впечатление, что в стокгольмский "Юнибакен" приходит только герои из книг Астрид Лингрен

Швеция - королевство. Дворец монарха охраняют вот такие караульные.

Швеция - королевство. Дворец монарха охраняют вот такие караульные.

В Таллине отправились в «Летную гавань» - там недавно окрыли прекрасный интерактивный морской музей. Причем, для него отреставрировали уникальный ангар для гидропланов первой мировой войны, построенный по приказы Николая Второго. Или просто побродили по старому городу, попробовали знаменитых бутербродов с килькой, зашли в ресторанчик, где все блюда - даже мороженое - с чесноком. Ну и, конечно, закупились знаменитым ликером "Ванна Таллин". Он, кстати, теперь четырех видов - есть и шоколадный, и с лаймом.

Старый город Таллина - это нечто особенное. Сколько не бродишь, обязательно наткнешься на что-то новое, невиданное,

Старый город Таллина - это нечто особенное. Сколько не бродишь, обязательно наткнешься на что-то новое, невиданное,

Мы вернулись в Питер и я снова расспрашивал руководство ST.PETER LINE. Только теперь уже о планах. Паромы ходят, туристы есть. Все стабильно. А дальше-то что?

- А дальше - мы будем строить новое круизное судно, - говорит Сергей Котенев.

Princess Anastasia была спущена со стапелей в середине 80-х годов прошлого века. И российской компанией была куплена уже имея серьезную морскую историю. Теперь же - впервые за новейшую историю России - в Финляндии будет заказано судно специально для нашей страны.

- Это очень дорого...

Сергей пожал плечами:

- Мы собираемся развивать круизные линии. Мы все рассчитали.

По пути домой.

По пути домой.