Экономика

Самолеты - в облет Украины: Опозданий не будет, билеты не подорожают

Эксперты «КП» отвечают на вопросы о воздушном пространстве над незалежной
Многие зарубежные и российские авиакомпании решили подстраховаться.

Многие зарубежные и российские авиакомпании решили подстраховаться.

Фото: Анастасия НОВИКОВА

После крушения малайзийского «Боинга» недалеко от Донецка многие зарубежные и российские авиакомпании решили подстраховаться. Кто-то перестал летать лишь над Донецкой и Луганской областями, а кто-то - и вовсе над всей территорией Украины. Как это отразится на нас, пассажирах?

1. Все ли российские самолеты сейчас обходят территорию Украины?

Большинство крупных российских авиакомпаний уже отказались от полетов над территорией незалежной. Единственное исключение - рейсы в Киев и другие украинские города, которые не находятся в зоне боевых действий. К примеру, только «Аэрофлот» пустил в облет незалежной 35 маршрутов. В большинстве своем это рейсы в сторону популярных туристических направлений: в Болгарию, Грецию и Хорватию.

- Процесс изменения маршрутов отработан, - пояснил "КП" Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации. - Перед тем как совершить рейс, авиакомпания подает так называемый план полета, в котором сообщается, по какому маршруту воздушное судно будет совершать полет. Никаких неожиданностей быть не может.

В любом случае, лететь через Украину или нет - решение об этом авиакомпании принимают сами. Это можно уточнить, позвонив по «горячей линии» своего авиаперевозчика.

2. Вырастет ли время в пути и стоимость полета?

Как подсчитали эксперты, в среднем расстояние, которое будет вынужден преодолеть лайнер, вырастет на 300 - 400 км. А время в пути - примерно на 20 - 30 минут. Это приведет к дополнительным тратам. В целом потери российского авиабизнеса до конца года могут составить до $50 млн., подсчитали эксперты. То есть каждый вылет самолета в обход Укарины подорожает на $500 - 1000. Это дополнительные расходы на топливо, диспетчерское обслуживание и прочие затраты.

- Но проблема решаемая! Украина - это все-таки не Россия, которую невозможно облететь, - говорит Роман Гусаров, главный редактор портала Авиа.ру.

- Иногда задержки могут быть связаны с ожиданием разрешения на посадку, - говорит Сергей Извольский. - Или с метеоусловиями в районе аэропорта, вплоть до отправки воздушного судна на запасной аэродром в другом городе. Поэтому о каких-то серьезных потерях из-за облета говорить не приходится.

На стоимость полетов этот форс-мажор вряд ли повлияет, уверены эксперты. Даже несмотря на то, что определенные убытки авиакомпании все же понесут. Во-первых, билеты почти на все летние рейсы уже распроданы. Все-таки пик сезона отпусков. Естественно, компании не будут повышать цены постфактум. Во-вторых, осенью начинается низкий сезон, когда компании стараются продавать билеты по дешевым тарифам. Повышать цены - нет экономического смысла, есть риск вообще остаться без пассажиров, говорит Роман Гусаров.

3. Как решается вопрос со стыковками?

Многие пассажиры летают с пересадками. Но эксперты уверены: облет Украины никак на это не повлияет. Дело в том что, через территорию незалежной летали или летают в основном чартерные рейсы, а они - прямые.

- Важно время вылета, а время прибытия берется с запасом, - говорит Роман Гусаров. - Определенная дельта всегда закладывается. Поэтому, вполне возможно, даже расписание полетов корректироваться и не будет.

- Жалоб, связанных с опозданиями пассажиров, к нам пока не поступало, - говорит Сергей Извольский. - В среднем временной промежуток между стыковычными рейсами составляет как минимум 1 час, стандартно - 2 - 3 часа. Время, которое уходит на облет, не столь значительно, поэтому расписание рейсов не нарушается, облет практически не сказывается на регулярности.