Песню «О боже, какой мужчина!» Натали сочинила в подарок сестре. Грандиозный успех оказался неожиданным.
Чуть больше года назад Натали числилась в эшелоне «легенд 1990-х» - не то чтобы забытых, но не самых актуальных артистов. Одна новая песня решила все: мегахит «О боже, какой мужчина!» - это русский гангнам-стайл, который распевают все, независимо от музыкальных вкусов и статуса. А 16 лет назад такой же эффект произвел «Ветер с моря дул». Как так у нее выходит? И что она чувствовала все эти годы, когда новые хиты не получались?
- Вас не задевает, что все говорят про ваше второе рождение?
- Я с этим согласна! Если мы говорим не про человека, а про певицу.
- Но ведь вы не переставали выступать.
- Меня не забывали. Но удивительно, как быстро я перешла в категорию «ностальгия». Этот момент был несколько шоковым. Хотя я быстро привыкла. Я ведь очень долго бежала от этой профессии.
- Вас беспокоила публичность?
- Я не совсем понимала свою профессию. Смотрела на других артистов и осознавала, что должно произойти что-то такое, чтобы твой образ ожил, чтобы его узнавали. Ты в игру эту включаешься, ждешь результата… А потом появляется «Ветер с моря дул». Я размышляла: «Почему именно эта легонькая песенка из моего пионерского детства стала популярной?» У меня было столько всяких страданий и переживаний в поисках самоопределения... Я мечтала о профессии учителя очень долго. Мне хотелось какой-то серьезности в профессии.
- А профессия певицы казалась вам несерьезной?
- Легкомысленной. Когда я пришла в шоу-бизнес, лучше всего мое внутреннее состояние, мои взгляды на жизнь характеризовала песня Цоя «Звезда по имени Солнце».
- И вы ее великолепно спели, хотя фанаты Цоя и обиделись.
- Это, конечно, делалось наобум. Вот ни одна песня мне так не подходила! Только я не могла это показать людям. Мне хотелось быть легче. И мне только предстояло этому научиться. Я не понимала, что такое легкомысленность.
- Вам было чуть за 20. Разве сложно быть легкомысленной в этом возрасте?
- Я восхищаюсь людьми, которые жизнерадостны изначально. У меня как-то наоборот получается - я родилась старухой! С детства у меня были серьезные цели: стать учительницей, выйти замуж, обязательно чтобы дети были.
- Родители с младых ногтей настраивали?
- Мама говорит, что я родилась такой - очень серьезной. Самая сложная задача была - стать на сцене юнее, легче, научиться танцевать по-настоящему. И не получалось. Я боялась успеха, денег. Мне казалось, что все это делает человека одиноким. А я не умела быть одной. Мне необходимо чувство нужности людям.
- Вам казалось, что ваш успех отдаляет вас от людей?
- Да. Когда журналисты спрашивали меня про успех, про взятые вершины, мне сразу хотелось самоунижения и самоуничтожения. Мне казалось, что если я об этом заговорю, то всего лишусь и останусь одна. Тогда мне казалось, что я много-много уже пожила. Но я не знала очень важных вещей, которые сейчас уже открыла. Я знала только, как быть серьезной.
- Когда популярность пошла на спад, для вас это была трагедия?
- Никогда мне больно от потери популярности не было. Я просто понимала, что это важная часть моей работы. А если у меня нет хита, значит, я плохо делаю свою работу.
- Но свой стремительный взлет вспоминали?
- Да какой там взлет! Это же был 1998 год, в стране кризис. Группа распущена. О гастролях не было и речи. Да, диски разошлись, едва альбом вышел. Но ведь процветало пиратство. Никакой этой звездности я не увидела. Зато не отошла от людей далеко - как все, сидела без копейки. Потом все улеглось, мы поехали на гастроли. Тяжелейшее время! Ты не знаешь, чем публику брать, не хватает театральной школы...
- Вам не жаль, что не стали учительницей?
- Уже нет. Я и в школьные годы все время занималась тем, чем и сейчас. У меня было очень много песен-посвящений - учителям, мальчикам. Когда я слышу упреки в легкомысленности, что мои песни - не искусство, я уверенно отвечаю: да, это не искусство в чистом виде. Искусству не важно, пригодится ли оно кому-нибудь. Оно само по себе. А у меня - прикладное творчество. Мне важно, чтобы оно пригодилось.
«Я испытывала вину за дурацкие песенки»
- Как же вы сочинили «О боже, какой мужчина!»? Годами мучились, портили бумагу?
- Конечно, я уже знаю законы написания шлягера. Есть куплеты. Должно существовать противостояние горя и радости. Драматизм. И припев, который повторяет основную мысль - как мантру. Я не могу себе позволить мантру с негативом. Это неприятно. И не только. Я спела «Ветер с моря дул, нагонял беду» и «Видно не судьба, видно нет любви» и в какой-то степени поплатилась за это.
- Что вы имеете в виду?
- Депрессии, которые я пережила, когда искала себя в профессии. Знаете, что я делала все эти годы? Работала над образом, который полюбился людям. У меня десять альбомов, 18 клипов! Там очень разные песни. Но все запомнили образ наивной девушки с широко открытыми глазами: «Считалочка», «Черепашка», «Ветер с моря дул», «Не стерпелось, не слюбилось». Все в одном образе. Я переживала, что нет движения. Но потом нашла выход. Я решила, что могу работать исполнительницей песни «Ветер с моря дул». Почему нет? Работают же люди Снегурочкой... А потом мне еще дали ярлык: «артист 90-х». И я обрадовалась! Что нашла себе еще один образ, в который могу входить и выходить из него. Почувствовала эту иронию, игру. И поняла, что я - артистка. Во мне созрела наконец бестолковая юная девушка. Это клоунада, театр. Я работаю мультяшкой, героиней из сказочки. И больше не страдаю. А ведь испытывала колоссальное чувство вины за эти свои дурацкие песенки. Но когда я столько накопала в себе глубины…
- Это понимание и вылилось в хит?
- Тут еще тема детей затронута. В последнее время я так сильно ее на публику открыла…
- Кстати, почему?
- Потому что повзрослела. Невозможна эта профессия без открытости. Я ее прямо нутром чувствую. «О боже, какой мужчина!» написала моментально, в течение часа. Увидела слова - прислала девушка (Роза Зименс. - Авт.). Среди ее философских глубоких стихов я увидела совершенно «цветной» текст. Как ребенок рисует красками разноцветными. И тема детей. У меня два мальчика, у сестры два мальчика, у брата мальчик. Одни мальчишки. А сестра безумно хотела родить девочку. У меня шальная мысль: сейчас для Олеськи песню напишу, она Сереге споет - мужу своему... А текст - на грани. Чуть-чуть в сторону, и он станет пошлым... Иногда спрашивают: как понять, это любовь или нелюбовь? Если смотришь детские фотки своего мужчины и понимаешь - хочешь такого же от него, то все - это она. Любовь. И эта тема, оказывается, не мне одной близка оказалась. Я не ожидала такого резонанса. Это была лавина. Меня вдруг признали артисты, продюсеры. Все были в шоке каком-то. И я вместе с ними. Между прочим, первая задача песни «О боже, какой мужчина!» сбылась! 14 марта 2014 года у сестры родилась дочка.
- Коллеги по цеху вам завидовали?
- Это одна из вещей, из-за которых я ненавижу популярность... Это всего лишь песня. Вот говорят: «Звезда». Я для себя уже определила, что это типа воздушного шарика: как он поднялся, так он и лопнул.
«Я люблю пол помыть, приготовить...» - рассказывает певица. Ну теперь понятно, откуда эта гармония формы и содержания...
«Я нормальная жена»
- У вас же с Александром скоро серебряная свадьба?
- Да вот... Мы не надоедаем друг другу. Потому что мы смотрим не друг на друга, а в одну сторону. Саша не любит, когда его называют продюсером. Говорит: «Я - координатор». Это полностью его идея была, чтобы я пела на сцене.
- Вашему старшему сыну Арсению уже 13. Его шоу-бизнес пока не манит?
- Он с опаской смотрит на публичность моей профессии. Однажды мы взяли его на мероприятие. Журналисты обступили. И его паника охватила: как меня защитить?! Я ему потом объяснила нюансы. Пока он хочет все попробовать - и футболистом думал стать, и даже священником одно время. Я очень боюсь определить ребенка сама - что он, допустим, танцор и должен ездить заниматься.
- У людей творческих профессий есть общее проклятие. Юмористов все время просят пошутить. Вас наверняка на семейных праздниках все просят спеть. Это раздражает?
- Нет-нет! Это настолько моя задача… Это даже не труд, а мое предназначение. Я и раньше на свадьбах пела. И сейчас, если попросят. Это действительно мое.
- Вы по-прежнему можете приготовить еду, закинуть вещи в стиральную машину? Или обзавелись домработницей?
- Нет, в доме помощниц нет, хотя Саша меня упрекает. Кричит: «Давай найдем домработницу!» Но у нас стандартная трехкомнатная квартира. А еще есть внутреннее желание - личное пространство приводить в порядок самой. Вот мне это важно.
- Пунктик.
- Пунктик! Я люблю это - пол помыть, обед приготовить. Если весь день работать, то с вечера суп сварю обязательно. Потому что у меня ребенок маленький, а няню я освободила от готовки. Конечно, иногда бабушки помогают. Но в нашем роду не было ленивых женщин, которые не смогли бы накормить семью. Не скажу, что я кулинар какой-то, но у меня достаточно вкусно получается. А как иначе? Когда родился второй, была в легкой панике: «Как я все это буду успевать?» Оказалось, что у страха глаза велики. Первый суп я сварила, пока сын у ног играл какой-то кастрюленцией. Соседка у меня есть, говорит: «Чего там варить-то, этот суп? Всего час». И действительно! Час можно выделить из любого графика.
- Я думал вас спросить, в чем секрет вашего многолетнего брака, но… Можете не рассказывать. И так ясно.
- Нет, я не идеальная жена, я просто нормальная! Самое страшное - быть идеальной, а нормальной - это хорошо.
«С депрессиями покончено»
- Правильно я понимаю, что период депрессий позади? Или бывает, заскребет в душе кошечка?
- С тем периодом точно покончено.
- Вы поняли про себя все?
- Да, и достигла понимания профессии. Какие банальные слова, казалось бы! Но я долго к ним шла. Невозможно без этих мук что-то в себе понять.
- Что именно вам помогло? Люди, книги?
- В трудные времена мне очень помогли книги эстонки Лууле Виилмы (парапсихолог, автор бестселлеров о самопознании и т. п. - Авт.). Она бывший гинеколог-акушер, а теперь еще и эзотерик. Это учение, основанное на отпускании стрессов. Неправильных мыслей, которые потом приводят к чувству вины, к страху, к болезням. Она учит прощать. То есть в общем-то это учение Христа в какой-то степени.
- Вы рассказывали, что искали утешения и в церкви.
Песен много, а главных хитов у Натали все же два: Анатолий (слева) и Арсений.
- Более того, я рассказывала, как в храме вымолила себе детей (супруги ждали первенца десять лет. - Авт.).
- Эзотериков там не жалуют.
- Да, но в моей жизни не встречалось ни одного эзотерика, который отрицал бы Христа. Эти книжки помогают понять важные вещи людям, далеким от религии. А в церковь я хожу до сих пор.
- Второе рождение певицы Натали выглядит логично: вы достигли просветления и…
- Только напишите «просветления» в кавычках! Я, конечно, хочу быть откровенной, но не могу себе позволить слишком подробно рассуждать на духовные темы. Как только об этом начинают говорить поп-дивы… Это нелепо. Я лишь чуть-чуть приоткрываю эту дверь - иначе не объяснишь, как я пришла к этому.
- Готовы ли вы к тому, что ваш следующий суперхит, который порвет эфиры, появится очень не скоро?
- Конечно. Глядя на мою историю, нетрудно понять, что мне не хиты нужны, а поиск и движение. Я ощущаю себя в общем потоке, мне важно мое прикладное значение. Я каждый день учусь жить здесь и сейчас, а не так, как иногда бывает: живем прошлым, мечтаем о будущем. Знаете, я хочу быть как журнал: модный, отвечающий именно сегодняшним ожиданиям. Чтобы и песня моя вот такой была... 
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Натали (Наталья РУДИНА) родилась 31 марта 1974 года в Дзержинске Нижегородской области. Сочинять песни начала еще в школе. Окончив педучилище, преподавала в младших классах. Была солисткой поп-групп «Шоколадный бар» и «Поп-галактика». В 1993 году переехала в Москву. В 1997-м записала кавер-версию песни Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце», чем вызвала шквал негодования со стороны поклонников рок-музыканта. Всенародная слава обрушилась на Натали после хита «Ветер с моря дул» (1998). Примерно с 2005 года Натали все реже появляется на телевидении, выступает на небольших площадках, концертах «легенд 1990-х». Перезагрузка произошла в 2013-м после оглушительного успеха сингла «О боже, какой мужчина!». Вышла замуж в 17 лет - осознанно, а не «по глупости». Александр Рудин - бессменный продюсер певицы. Пара воспитывает двоих сыновей: Арсения (2001) и Анатолия (2010).