Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+23°
Boom metrics
БАМ5 августа 2014 22:00

Как скрипачи Большого театра на БАМе уголь грузили

Страницы истории легендарного агитпоезда «Комсомольская правда» [фото, видео]
Великим счастьем было работать в нашем «красном эшелоне».

Великим счастьем было работать в нашем «красном эшелоне».

В год 40-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали вместе с непосредственными участниками тех событий, строителями-первопроходцами мы вспоминаем славные страницы истории. «КП» уже рассказывала о знаменитом агитпоезде «Комсомольская правда», колесившем когда-то по БАМу. В нем, в составе агитбригад, к строителям магистрали приезжали знаменитые артисты, космонавты, ученые. Копии своих картин привозили «Третьяковка» и Русский музей.

Мы очень благодарны одному из бывших руководителей агитпоезда Вере Лукошиной за предоставленные архивные фотографии и уникальные исторические документы и, конечно же, - за яркие воспоминания.

Здесь продолжение рассказа Веры Лукошиной.

РАЗОБРАЛИ РЕЛЬСЫ, ЧТОБЫ НЕ ОТПУСКАТЬ АГИТПОЕЗД

- Как-то зимой к нам приехал коллектив музыкантов - 17 скрипок Большого театра. Они отрезали от перчаток все пальчики и так играли. Выступали в отапливаемой военной палатке, но играть несколько часов на скрипке все равно было холодно. Но какой это был восторг! Они еще и уголь у нас грузили — для того, чтобы вагоны отапливать. Обычно этим занимались штатные сотрудники поезда, но скрипачи вызвались нам помогать.

Жили мы все одной семьей. У нас были замечательные традиции. Когда республиканские коллективы заканчивали свою работу в агитпоезде, то на прощанье готовили для всех в нашем вагоне-ресторане национальные блюда, например, узбекский плов. Чего у нас только не было! Молдаване привозили варенье, орехи; прибалты угощали знаменитыми «цеппелинами», а чудесная чурчхелла!

Каждый поселок строила своя республика и везде мы были самыми желанными гостями. Как же нас встречали в поселке Армбамстроя! Зима, мороз, мы выступили и вдруг вносят огромный стол, на котором лежат мандарины, апельсины, фейхоа, виноград, грецкие орехи, сладости, - стол ломился! Это был такой подарок!

И тут нам говорят: у нас завтра свадьба и очень просим, чтобы ваш вокально-инструментальный ансамбль на ней играл, а через три дня вы поедете дальше! Они разобрали рельсы, взяли и убрали два звена, и мы ни вперед, ни назад. Но все-таки, отыграв на свадьбе, на следующий день мы уехали, ведь нас уже ждали в другом поселке.

«Лицедеи» тоже приезжали на БАМ на агитпоезде «Комсомолки». Смотрите фотогалерею.

«Лицедеи» тоже приезжали на БАМ на агитпоезде «Комсомолки». Смотрите фотогалерею.

«ОПАСНОСТЬ ХОДИЛА РЯДОМ»

Мы были молодые веселые, беззаботные. Но строительство было часто сопряжено с опасностью.

Случалось, что люди гибли - в основном по трагической случайности: снежный заряд ударил, и трактор опрокинуло. На перевалах перепады высот до 40 метров на километр были. Я однажды спускалась на машине с ледника, его называли «тещин язык». Меня водитель перед поездкой спросил: «Ты грешница или нет?», а мы ехали по знаменитому Даванскому перевалу, и дверь я держала открытой. Водитель сказал: «Если что, сразу выпрыгивай!». На случай, если бы он не вписался в поворот. Страшно мне не было - молодость, азарт.

А когда мы съехали вниз, водитель – серьезный, взрослый мужчина достал лежавшую у него в машине пачку сахара и стал его жадно есть! Я такое видела впервые. Стоит, руки ходуном ходят. Он настолько волновался на перевале, что у него очень упал уровень сахара в крови. Вот так люди ежедневно и возили разные грузы по перевалам.

О ситуациях, когда кто-то куда-то полез по пьяни и погиб, я не слышала. Рабочие и сами это осуждали, говорили: зачем ты сюда приехал, если в бутылку заглядываешь?!

На трассе БАМа. Смотрите фотогалерею.

На трассе БАМа. Смотрите фотогалерею.

ВНУК КОЛЛОНТАЙ, СЫН ШМИДТА

Я ехала поработать на агитпоезд месяца на три, а все затянулось на пять лет. Я просто поняла, что мое место тут. Приехав через 8 месяцев в Москву, я пришла в свой любимый горком и увидела, что там ничего не изменилось: как будто и не было этих месяцев.

В ЦК комсомола не принято было общаться на личные темы. А на БАМе было невозможно сказать неправду, там не было принято хитрить: два пишем, три в уме. Или ты говоришь, тебе верят и принимают, или не принимают. Третьего было не дано. Но если тебя признали – твое место всегда у огня, всегда тебя ждет горячая еда, самое лучшее отношение, всегда тебе помогут и никаких проблем у тебя не будет.

Конечно, на поезде складывались и личные отношения, и свадьбы были. Иногда нам с руководителем поезда приходилось разрешать и конфликты. Был у нас один молодой человек из Москвы, который ни много, ни мало, выдавал себя за внука революционерки, первой в мире женщины-посла Александры Коллонтай. Он приехал на БАМ делать карьеру. При этом часто увлекался разными девушками. Мы с ним проводили беседы, совестили, а ребята однажды просто вывели его в тайгу и все объяснили. После этого проблем с ним не было.

Уникальный документ - страницы из бортового журнала агитпоезда за 31 декабря 1977 года. Кликни, чтобы увеличить.

Уникальный документ - страницы из бортового журнала агитпоезда за 31 декабря 1977 года. Кликни, чтобы увеличить.

Фото: Иван ВИСЛОВ

Вообще те, кто приезжал на БАМ исключительно делать карьеру, очень быстро уезжали, не выдерживали таких условий, когда ночью волосы примерзают к обшивке вагона.

У меня однажды тоже был очень сильный прокол. Между двумя нашими сотрудниками в то время развивался роман, о котором я ничего не знала. И однажды во время обеда девчонка взяла и в шутку высыпала своему возлюбленному на голову банку с перцем. Я ее за это очень жестко прилюдно отчитала. А потом вдруг поняла, что у меня с коллективом наметился холодок. Тогда я собрала всех и попросила объяснить мою ошибку. Мне все высказали. Было очень стыдно. Я публично извинилась, и после этого как рукой сняло.

Но я на всю жизнь это запомнила, и где бы я потом ни работала, никогда в жизни больше никому не делала прилюдных замечаний.

...Великим счастьем было работать в нашем «красном эшелоне», такая гордость была, и я росла вместе с новыми городами и великой магистралью. Я мечтаю, чтобы в истории нашей страны навсегда осталась легенда по имени «Агитпоезд «Комсомольская правда», потому что мы с ним породнились, в нем осуществились наши мечты, мы вместе строили БАМ.

Картинная галерея на колесах. Смотрите фотогалерею.

Картинная галерея на колесах. Смотрите фотогалерею.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Рассказ о том, как был оборудован агитпоезд, сохранился в архиве «КП». Вот что писала наша газета 18 сентября 1975 года:

«...Рассказывает руководитель группы художников ассистента кафедры Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское - Ред.) Акрам Гасан-заде:

- Внешне каждый вагон агитпоезда символизирует частицу истории комсомола, выкованную на ударных стройках пятилеток страны: Боярка, Магнитка, Днепрогэс, Комсомольск-на-Амуре…, КамАЗ, БАМ! Проект агитпоезда мы обсуждали не один раз.

Предстояло учесть, чтобы экипажу было удобно в нем жить и работать, и, во-вторых, не менее важно, чтобы агитпоезд привозил с собой веселое настроение, располагал к домашнему уюту. Интерьер мы выбирали мягких тонов – это современно и прибавляет комфорта. В двухместном купе нам удалось «расставить» платяной и бельевой шкафы, полочки для книг, столик, кресло…»

Встреча бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского в агитпоезде «Комсомольская правда».

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

Агитпоезд «Комсомольская правда» на БАМе. Часть 2