Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды24 августа 2014 22:00

Сергей Соловьев: Кино я снимаю со скоростью света. А остальное время уходит на «буль-буль-буль»!

Режиссер, которому сегодня исполняется 70 лет, рассказал «КП», почему пришлось отложить съемки его нового фильма
Муза Сергея Соловьева Татьяна Друбич подарила ему дочь Анну (слева), которая теперь пишет музыку к фильмам своего папы.

Муза Сергея Соловьева Татьяна Друбич подарила ему дочь Анну (слева), которая теперь пишет музыку к фильмам своего папы.

Фото: ТАСС

Кабинет Соловьева на «Мосфильме» похож на мастерскую фотографа: все стены увешаны роскошными портретами знаменитых и незнакомых лиц. Из-под тонкой вуали глядит актриса Ирина Метлицкая. Это ее фотопроба на роль Анны Карениной. Развалившись в кресле, мечтает о распутной свободе добродушный Стива Облонский - Александр Абдулов. Олег Янковский в так и не сыгранной роли писателя Тургенева... А центральный портрет, который стоит на подрамнике посреди кабинета, я узнала не сразу. На нем - французская актриса Адель Экзаркопулос, прославившаяся главной ролью в фильме «Жизнь Адель» (за нее актриса получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. - Ред.). Соловьев же с Адель встретился еще до ее триумфа и предложил сыграть главную роль в своем новом фильме «Елизавета и Клодиль».

- Помнится, мы говорили об этом кинопроекте пару лет назад. Что изменилось с того времени?

- Новый фильм почти готов. Как говорил Рене Клер, осталось его только снять, - в своей ироничной манере отвечает Сергей Александрович.- Всех дел - на два месяца нормально спланированных съемок, и картина будет закончена. Актеры найдены, музыка записана (ее сочинила дочь режиссера Анна Соловьева. - Ред.), даже деньги есть, и вообще, казалось бы, никаких проблем. Но грянул кризис на Украине, против нас ввели международные санкции, и съемки пришлось притормозить.

КИНО ПРИТОРМОЗИЛИ ИЗ-ЗА САНКЦИЙ

- Какая связь между экономическими санкциями и съемками фильма?

- Оказалось, что прямая, поскольку картину я собирался снимать во Франции. Финансирование должно было идти через французские банки. Съемки на натуре, в квартирах, в гостиницах. Есть договоренности с хозяевами этих квартир и гостиниц. А сейчас... Никто открыто ничего не говорит, никто ни в чем не отказывает, но перемены в настроении ощущаются. Французские партнеры дают понять, что вроде бы торопиться и не надо, тянут. Они и сами пока не могут понять, работать им с нами или нет. Наверное, это объяснимо: кому хочется связываться с властями, которые так определенно поддержали санкции?

- Тогда расскажите хотя бы, о чем кино?

- Начало ХХ века. Две девочки, русская и француженка, из обеспеченных семей, сбежали из дома, испугавшись, что их минуют страсти нового века, революции и войны. Им захотелось в полной мере вкусить ХХ век. Но, конечно, они зря думали, что исторические катаклизмы их минуют, - ХХ век катком прошелся по их судьбам. Но дело не столько в сюжете, сколько в атмосфере, которую хочется в картине создать. В сущности это рождение колоссального культурного феномена, которое называется Серебряным веком. Мне кажется, дальнейшие события нашей истории лишь комментарии к нему.

- И теперь вынуждены ждать, когда международные отношения потеплеют?

- Ну что вы! Ждать и догонять - нет хуже. Естественно, не сидишь сложа руки. Со студентами ВГИКа сделали спектакль «Война и мир», который идет шесть часов. В это время вложился, по сути, весь роман от начала до конца. Сейчас ищем сцену, чтобы перенести этот спектакль. Первоначально планировалось показывать его в Малом театре. Но вот беда или радость: историческую сцену закрыли на реконструкцию. Еще 17 октября открывается выставка моих фотографий в Академии художеств на Пречистенке. Это, конечно, требует колоссального времени и огромного внимания. И все же ее подготовка доставляет огромное удовольствие. Там будет около 400 работ.

- Эти фотопортреты, развешанные в вашем кабинете, - экспонаты будущей выставки? Они сделаны вами?

- Ну да. В издательстве «Белый город» скоро выходит фотоальбом «Жизнь со скоростью одна сотая секунды», целиком состоящий из моих фотографий. Я снимаю с восьми лет. Так что за годы все это накопилось. Еще собираю картины «неизвестных русских художников». В основном их писали крепостные, они создали удивительный, ни на что не похожий стиль. Часть этой коллекции тоже будет представлена на выставке.

Сергей Соловьев с юности собирает любопытные вещицы, которые создали атмосферу мастерской художника. Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ

Сергей Соловьев с юности собирает любопытные вещицы, которые создали атмосферу мастерской художника. Фото: Валерий ПЛОТНИКОВ

«НИКОГДА НЕ СТАВЬ «ПИКОВУЮ ДАМУ»!»

- Однажды я разговаривала с Татьяной Друбич, вашей бывшей женой. Она сказала, что вы человек очень упорный. Все проекты, которые планируете, доводите до конца, несмотря на трудности...

- Иначе никак невозможно. Почти двенадцать лет я делал картину «Анна Каренина» с Таней Друбич в главной роли, хотя снял ее всего за три месяца. Ушли годы на то, чтобы эту картину я пробил. Все объяснялся с чиновниками, клянчил деньги. Деньги то давали, то отнимали. Сетовали: «Кому нужна еще одна Каренина?» То, наоборот, впадали в истерику: «Как же, как же, ведь это важнейшее произведение русской литературы». В такие печальные игры пришлось играть больше чем десятилетие. Когда меня спрашивают, почему так долго снимал картину, я поясняю, что снимаю очень быстро, практически со скоростью света. Все остальное время уходит на «буль-буль-буль» - на борьбу с бюрократическими хитросплетениями нашей жизни. Эта борьба требует большого спокойствия, уравновешенности и упорства. В России нужно жить долго. Работая в кино, нужно жить очень долго.

- Наверное, не только жить долго, но еще иметь легкий характер, чтобы не брать неприятности в голову?

- Наверное, да. Во всяком случае я стараюсь не погружать себя и окружающих в бесплодную рефлексию. Меня вообще пугает значительное выражение лица и некая мучительная гримаса непреодоленного несчастья. К тому же я ненавижу слово «мечта». Мечтать - это такое расслабленное непродуктивное состояние.

Вот писатель Михаил Булгаков не советовал нам строить планы, мол, только сумасшедший может планировать даже ближайшие полчаса. Почему? Потому что «Аннушка уже разлила масло». Я вроде бы не суеверный, просто Булгаков был исключительно умным человеком, понимающим все правильно. Мой учитель Михаил Ильич Ромм тоже обладал острым глубоким разумом. Когда-то он мне между делом посоветовал: «Если даже будет плохо, ни в коем случае не делай двух вещей. Не ставь «Пиковую даму» и «Мастера и Маргариту»...

- Почему?

- Я тоже спросил: «Почему?» Ромм ответил: «Нипочему. Не надо, и все». Михаил Ильич знал, что говорил.

- Давайте в день рождения я пожелаю вам закончить «Елизавету и Клодиль»...

- А еще пожелайте мне физического здоровья. Потому что нравственного - до фига, и от морального прямо распирает, - смеется Соловьев. - Второе пожелание должно быть таким: чтобы все крутилось так, как крутится. Потому что все, что должно произойти, обязательно произойдет. Уж если каким-то образом сложилась такая замысловатая история, в результате которой я все-таки появился на белый свет, то все остальное как-нибудь образуется.

- В чем же ее замысловатость?

- Мой отец служил в «Смерше», а мама была дочкой «врага народа». Ради того чтобы жениться на моей маме, отец переругался с начальством и развелся со своей первой женой. То и другое для смершевца было ужасными преступлениями, в результате которых родился я. Это случилось в городе Кемь, совсем неподалеку от Соловков.

Пять лучших фильмов

- «Станционный смотритель»

- «Сто дней после детства»

- «Чужая белая и рябой»

- «Асса»

- «Нежный возраст»