Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Звезды8 сентября 2014 14:19

Театральная осень-2014

Столица открывает театральный сезон
Источник:kp.ru
Пожалуй, самая интригующая премьера осени – «Борис Годунов», которого поставил Константин Богомолов. Фото: Екатерина ЦВЕТКОВА

Пожалуй, самая интригующая премьера осени – «Борис Годунов», которого поставил Константин Богомолов. Фото: Екатерина ЦВЕТКОВА

Как правило, у каждой труппы (из числа ведущих театров уж точно) к сентябрю-октябрю уже готова премьера, и чаще всего не одна. По поводу некоторых новых постановок завзятые театралы уже заранее приготовились ломать копья – слава бежит впереди паровоза. В общем, осень предстоит интригующая!

Мы вам расскажем о самых интересных премьерах, с которых начнется сезон 2014-2015.

Театр им. Вахтангова «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Если бы Бомарше знал, как его комедии будут любить в России, где к театру относятся с ревностным пиететом, он проникся бы чувством долга и наверняка постарался бы писать что-то очень социально ответственное. Но, он, к счастью, не был озабочен никакими духовными скрепами, поэтому писал комедии витальные, сочные, легкие, раскованные и остроумные, которые можно ставить на все лады, вплетая разные смыслы. Вот и Владимир Мирзоев, с одобрения вахтанговского худрука Римаса Туминаса, представляет свою версию «Фигаро» - делая акцент на «безумном дне», а «женитьба» - постольку поскольку. Все будет происходить здесь и сейчас, и возможно, это будет жестко. Главная тема спектакля - непримиримое столкновение человека системы «модерн» с махровыми традициями, давно изжившими хоть какой-то смысл, кроме обрядового. Человек умный и этически развитый неизбежно чувствует их мертвечину и не хочет вписываться в такой безумный мир (этот основной конфликт эпохи постмодерна). Главные роли отданы Максиму Суханову и Леониду Бичевину – а это означает бешеную энергетику, непричесанность (буквальную тоже), лукавство и коварство. Это означает, что тебя будут тормошить, играть с тобой, интриговать, шутить и пугать – будут, словом, лезть в душу. Вы услышите музыку Фаустаса Латенаса (это вахтанговский козырь!), Моцарта, Россини, Боккерини и Баха. А сами Моцарт и Россини, по замыслу Мирзоева, могут запросто заглянуть в гости к африканскому вождю, посидеть у костра, выпить чашечку кофе. Иногда трудно понять, в каком веке мы оказались: то ли в середине 20-го, то ли в 17-м, то ли в 21-м.

Можно еще посмотреть недавний одноименный спектакль Евгения Писарева в Театре имени Пушкина. Но в любом случае, от великого Бомарше всегда ощущение такое, как будто кислорода наглотался.

Ст. м. «Смоленская», Арбат, 26

11, 24 сентября, 5, 19, 26 октября

Цена билетов - от 1500 рублей

МХТ им. Чехова «Трамвай Желание»

Знаменитая пьеса Теннеси Уильямса тоже чемпион по числу театральных и киновоплощений. В МХТ ее поставил молодой режиссер Роман Феодори, уже хорошо знакомый зрителям своим «Укрощением строптивой» с Чулпан Хаматовой в Театре Наций. В «Трамвае» тоже, кстати, сплошные звезды - Бланш Дюбуа играет Марина Зудина (нервная, сложная психологически роль), ее сестру Стеллу - Ирина Пегова (сплошная экспрессия и безусловная удача!), Стенли Ковальски - Михаил Пореченков (одна эта фамилия – залог кассового успеха) и Михаил Трухин, играющий Митча любящим и терзающимся маминым сыном. Для многого здесь найдены изящные и даже поэтические решения – например, обнажение прошлого Бланш.

Стенли Ковальски - Михаил Пореченков (одна эта фамилия – залог кассового успеха).  Фото: Екатерина ЦВЕТКОВА

Стенли Ковальски - Михаил Пореченков (одна эта фамилия – залог кассового успеха). Фото: Екатерина ЦВЕТКОВА

История неразрешимого конфликта между близкими людьми у Уильямса – и так энциклопедия по психологии, а тут и накал и нравственный разлом и вовсе напоминает гражданскую войну в отдельно взятой семье. Здесь есть любовь, но все несчастны – поскольку любовь и счастье понимают по-разному. Метафорический, почти античный финал обнажает всю пропасть между этими понятиями. Здесь есть масса возможностей поморализировать. Что без сомнения каждый сделает, выбрав «во враги» того или другого персонажа в зависимости от жизненного опыта.

18 сентября, 5, 19 октября

Ст. м. «Театральная», Камергерский пер., 3

Цена билетов: 500 – 3000 руб.

Ленком «Борис Годунов»

Пожалуй, самая интригующая премьера осени – «Борис Годунов», которого поставил Константин Богомолов, главный театральный «ньюсмейкер» и радикал. «Карамазовых» и «Идеального мужа» горячо обсудили даже те, кто их не видел. Пушкинскую трагедию Богомолов (теперь штатный режиссер Ленкома) выбрал вместе с мэтром и худруком Марком Захаровым. «Выбор всегда происходит интуитивно, и тут мы с Марком Анатольевичем совпали, - сказал режиссер, которому близко не только ирония Захарова, но, по его признанию, эстетика Тарантино. В общем, фирменный стиль соблюден.

Фото: Екатерина ЦВЕТКОВА

Фото: Екатерина ЦВЕТКОВА

При полной сохранности пушкинского текста в нем есть авторские вставки (прозаические, вступающие в диалог с каноном). Ну а темы власти, манипулирования, цинизма и совести, поднимаемые в пьесе, в современном мире продолжают пышно «колоситься» как опара на дрожжах, так что режиссура Богомолова становятся оружием, разящим в яблочко. Кстати, к сведению особо зашоренных и рьяных защитников классики (нужны ли такие самой классике – это еще вопрос), на «Годунова» цензура нападала еще при жизни Пушкина. В ролях заняты Александр Збруев (Годунов, но в гриме джокера), Мария Миронова (Марина Мнишек, царица и сестра Годунова), Игорь Миркурбанов (Отрепьев), Виктор Вержбицкий (Пушкин-эмигрант и брат .Пушкина), Павел Чинарев (солдат удачи, отец Мгисаил и Королевич). Сочетание ролей – парадоксально и точно, и само по себе уже послание.

Кстати, в этом сезон Константин Богомолов выпустит и еще несколько спектаклей – например, «Гамлета в МХТ» и "Триумф времени и разочарования" по оратории Генделя Центре "На Страстном".

Ст. м. «Тверская», Малая Дмитровка, 6

19, 29 сентября, 7, 8 октября

Цена билетов: от 1000 руб.

Табакерка «Йеппе-с-горы»

Красочная премьера по изящной барочной пьесе Хольберга (скандинавского автора 18-го века) о безропотном простаке-крестьянине Йеппе, которого изменщица жена погнала за покупками на рынок, а он пропил деньги в трактире, уснул в навозной куче и невольно угодил в феерическую интригу. Его сначала сделали бароном, а потом за это же и повесили. Повешение, правда, тоже оказалось шуткой, но от этого бедному Йеппе, кажется, не легче. Комедия 18 века в наши дни приобретает печальную гоголевскую ноту и очень созвучна мытарствам «маленького человека» из русской классики.

Красочная премьера по изящной барочной пьесе Хольберга (скандинавского автора 18-го века) о безропотном простаке-крестьянине Йеппе, которого изменщица жена погнала за покупками на рынок

Красочная премьера по изящной барочной пьесе Хольберга (скандинавского автора 18-го века) о безропотном простаке-крестьянине Йеппе, которого изменщица жена погнала за покупками на рынок

Спектакль сделан режиссером Глебом Черепановым с большой щедростью. Начинается он уже в фойе пантомимой, стилизованной под площадные представления. Сама сцена (уже в зале) оформлена фрагментами из Босха, герои в великолепных костюмах появляются из зрительного зала и обращаются к нему же. Например, барон, похожий на Дракулу, убежденно, со смаком называя Йеппе быдлом, как бы ищет солидарности у почтенной публики, затем он оказывается говорящей головой в видеопроекции. Здесь есть еще куклы-перчатки, живой ансамбль старинных инструментов, пишмашинка-ундервуд и пиротехнические вспышки - а за всем этим визуально-смысловым богатством наблюдает какой-то инфернальный персонаж в черном капюшоне и с голыми руками, рисуя что-то песком по стеклу по только одному ему понятной прихоти. Ни дать ни взять – судьба человеческая.

Отдельно стоит сказать о Розе Хайруллиной, превратившей свою маленькую роль в концерт.

В ролях: Сергей Беляев, Александр Воробьев,

Ст. м. «Чистые пруды», Чаплыгина, 1а

18, 26 сентября

Цена билетов: 1250 руб.

Театр имени Маяковского «Декалог»

В «Маяковке» двойная премьера. Спектаклем «Декалог» открывается после капитального ремонта историческая сцена на Сретенке, ставшая теперь современным трансформером. Совпадение это или нет, но «Декалог» режиссера Никиты Кобелева и драматурга Саши Денисовой сделан в модном формате спектакля-бродилки и явится одновременно оригинальной экскурсией по новому театру. Таких «бродилок» в театральной Москве появляется все больше и больше и все они чрезвычайно увлекательны! Например Сталкер в Гоголь-центре, «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций и «Норманск» в Центре имени Мейерхольда. Ну а что касается Маяковки на Сретенке, то зрителей тут занесет и в буфет, и в гардероб, и на лестницу, и на склад (это вообще святая святых любого театра). Причем иногда может быть непонятно, видите вы элемент спектакля или же случайно застукали его сотрудников за своими занятиями. В «Декалоге» много документального (этакий полувербатим). Главная героиня живет на Сретенке и о ней и ее обитателях рассказывает. Об их разных грешках и проделках, о любви, о семьях. Но и не только здесь появятся императоры, пляшущие старушки и странные, фантастические девушки.

Также в новом сезоне труппа «Маяковки» ставит спектакли по произведениям Чехова, Гончарова и Чапека. Сам Миндаугас Карбаускис (худрук) сделают глобальный проект про Льва Толстого, пьесой и спектаклем «Русский роман».

В ролях: Зоя Кайдановская, Юлия Соломатина, Александра Ровенских, Юлия Силаева, Константин Константинов, Всеволод Макаров

Ст. м. «Сухаревская», Пушкарев пер., 21

19, 20 сентября

Цена билетов: от 500 руб.

Гоголь-центр «Девять»

Свой новый сезон «Гоголь-центр» открыл сценической версией по фильму Михаила Ромма "9 дней одного года" («Страх», «Братья», «Идиоты» и теперь вот "Девять" – итого замечательная четверка «киношных» спектаклей!).

Это - история трех молодых ученых-физиков

Это - история трех молодых ученых-физиков

Это - история трех молодых ученых-физиков: Ильи — успешного карьериста, его несостоявшейся невесты Лели, девушки со смятением в душе, и Мити — молодого ученого, готового отдать жизнь за науку. Классический треугольник – Илья любит Лелю, Леля любит Илью, а Илья науку. Поскольку Илья здоровый карьерист, а Леля по-хорошему романтична, то она выбирает Митю – ведь тот гибнет ради высшего блага. И вот ведь штука – над тем, что человек может пожертвовать собой ради науки и человечества, вовсе не тянет цинично хихикнуть в духе нашего времени. Здесь, как и во времена оттепели (в которую вписан фильм Ромма) это – НОРМАЛЬНО. Отсюда вопрос, который неизбежно возникнет по ходу спектакля: почему наша жизнь устроена так, что мы видим свое будущее лишь оглядываясь назад? Мы о нем говорим много – но неизбежно пропускаем остановку. «Девять» очень колоритный спектакль, а то, что он идет на Малой сцене добавляет ему какой-то доверительности, ведь все происходит на расстоянии вытянутой руки от зрителя. Персонажи настолько хороши и узнаваемы (Леля – Свтелана Мамрешева, Илья - Илья Ромашко, Митя – полюбившийся всем с «Мертвых душ» Семен Штейнберг), что даже упыри из ученого совета, запрещающие делать открытие, потому что в его основе американские (!) опыты, нам как родные. Их и сегодня куда ни глянь все больше и больше.

Ст. м. «Курская», Казакова, 8а

26, 27, 28 сентября

Цена билетов: от 600 руб.

Собственный проект по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" готовит и Кирилл Серебренников, он выйдет 12 мая.

Внимание! С ноября по февраль «ГЦ» будет на ремонте - в этот период ищите его спектакли на других сценах.