Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Общество23 октября 2014 3:55

Растим детей до пенсии

Вы уверены, что желаете добра своему ребенку, сотворив из него кумира?
Вы уверены, что желаете добра своему ребенку, сотворив из него кумира?

Вы уверены, что желаете добра своему ребенку, сотворив из него кумира?

Фото: Андрей КАРА

Недавно мне пришлось почти весь день провести в метро. Туда-сюда, туда-сюда. Ездила, людей разглядывала. И вот какое сделала наблюдение: чем старше пассажир, тем паршивее он одет. Про старушек не говорю: на 15 тыщ пенсии можно только хозяйственным мылом голову помыть. Но вот едет, допустим, тетка лет пятидесяти. Еще крепкая, поживет еще лет тридцать. Но сумочка «Ченг-фуенг», бареточки из клеенки, причесочка... Когда в гроб положат - тогда уж и причешут, и оденут – на последний бал Наташи Ростовой. И тут заходит какая-нибудь молодежь старшего школьного возраста. Смартфон-луивиттон минимум. Если парень, то ремень у него "Гермес", естественно.

Положим, серенькие тетки – не родительницы модных ребятишек. Родительницы, может, где-нибудь стоят в пробках на «БМВ» и «Ауди»…

Но даже если это допустить, то все равно очевидно: большинство людей «за…» в метро выглядят скверно, большинство подростков – будто шагнули с подиума.

Что, все малоимущие сговорились своих детей под замком держать, а зажиточные своим приказали в метро ездить? Флешмоб такой?

Нет, я думаю, другое. Осыпают гаджетами и «Гермесами» своих чад – даже те, кто не очень-то себе это может позволить.

Механизм известный: в любом классе есть пара-тройка трендсеттеров, у которых всегда свежий айфон и брендовые вещи. И вот уже родители всего остального класса из кожи вон лезут, чтобы у их кровинушек было не хуже, чем у Васи, которого привозит водитель на «Мерседесе» и который почему-то твердый хорошист, хотя его ни разу за полгода не вызвали к доске.

Современный человек живет в мире, где перепуталось зло и благо. Реликтовые ценности не увлекают. Господь уже не тот: Гагарин его не видел, а те, кто видят теперь, не внушают доверия.

Родина – не та. Как говорит писатель Дмитрий Быков, все мы сегодня эмигранты, но не мы с Родины уехали, а она из-под нас.

Мы выросли в одной стране, а наши дети - совсем в другой.

Мы жили в советском детерминированном мире, в котором «человек рожден для счастья», а теперь оказались в реальности, которую лучше объясняет сартровское «человек осужден быть свободным». Свобода – не столько счастье, сколько ответственность за свои дела.

Афоризм же про «счастье» - разоблачен и низвергнут, поскольку принадлежит вовсе не Горькому, как некоторые считали, а герою очерка "Парадокс" В.Г. Короленко, безрукому калеке, который-то как раз счастья лишен и острее чувствует несчастье…

Любовь к ближнему? Милосердие? А с какой стати? Еще чего. Самим мало.

Любовь неубедительна.

За исключением той, которую мы дарим детям. Это действительно твердыня – не поспоришь. Люди радостно уцепились за чадолюбие, как утопающий за соломинку. Декларация «Я живу ради ребенка» прибавляет и самооценки, и уважения. Опытные матери наставляют молодых: «Мужик – он что? Пришел-ушел. А ребенок с тобой навсегда».

Дети – божки безбожного времени.

И вот сегодня входит в метро младое племя. Ему предстоит жить в классовом обществе, где на зарплату молодого специалиста не то что смартфон не купишь – не прокормишься. Но родители судорожно пытаются оттянуть момент прозрения, имитируют декорацию всеобщего равенства, в которой выросли сами. Наряжают взрослеющего отпрыска в розовый позитивчик. Не будемте думать о нехорошем – о горе, страданиях, несправедливости. И – яко тает воск от лица огня - исчезнут нищие, старухи, калеки, больные собаки… Никому не нужно помогать, уступать место, выручать. Ведь у нас-то все хорошо, да? И наступит коммунизм в отдельно взятой судьбе – вашего ребенка. Он, может быть, и наступит, но что будет, когда ваши ресурсы - материальные или моральные – истощатся? Не окажется ли цена благодеяний слишком высока?.. Ведь, как справедливо замечает тот самый калека в «Парадоксе», «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».