Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Происшествия23 августа 2016 23:33

Чье раздолбайство погубило бизнес-джет во Внуково?

«КП» попыталась понять, кто за что отвечает в одном из крупнейших российских хабов [инфографика, видео]
21-летняя диспетчер-стажер Светлана Кривсун и водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко - среди задержанных по делу катастрофы во "Внуково".

21-летняя диспетчер-стажер Светлана Кривсун и водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко - среди задержанных по делу катастрофы во "Внуково".

Фото: РИА Новости

В деле об авиакатастрофе новые задержанные. В пятницу Басманный суд отправил на два месяца в СИЗО ведущего инженера аэродромной службы аэропорта Владимира Леденева и авиадиспетчера Александра Круглова. Леденев в ночь трагедии как раз и руководил колонной, в которой двигался на снегоуборщике Владимир Мартыненко. Его, напомним, суд также арестовал на два месяца по ходатайству следствия. Диспетчер Круглов находился за пультом в момент катастрофы. Рядом с ним также была 21-летняя диспетчер-стажер Светлана Кривсун. Следствие попросило отправить ее под домашний арест.

Между тем комиссия Межгосударственного авиационного комитета восстановила хронологию событий, предшествовавших трагедии (см. рубрику «Официально» и схему). Корреспондент «Комсомолки» пообщался с пилотами и диспетчерами - теми, кто хорошо знает, как все устроено во «Внуково». Картина получается занимательная и местами шокирующая.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

КТО И КАК ЕЗДИТ ПО ВЗЛЕТКЕ?

Как должна передвигаться вспомогательная техника? Ведь до трагедии самолеты и снегоуборщики умудрялись как-то разъезжаться.

- Если необходимо убрать полосу, то ее закрывают. Совсем, - объясняет один из диспетчеров «Внуково», попросивший не называть свое имя. - Для этого во все службы направляется оповещение, все об этом знают.

На полосу, как и в случае во «Внуково», выезжает целая бригада вместе с сопровождающим инженером (помимо злосчастного снегоуборщика, на поле находилось еще 6 машин).

- Представим, что проехать нужно тягачу, - объясняет диспетчер. - Он подъезжает к бровке и запрашивает разрешение пересечь полосу. Диспетчер старта связывается с коллегой, диспетчером подхода, и просит обеспечить интервал между идущими на посадку самолетами, например, в 5 минут. Диспетчер подхода, командуя самолетами в воздухе, создает этот интервал и сообщает об этом диспетчеру старта. Тот дает разрешение пересечь полосу. Тягач докладывает: полосу занял. Диспетчер старта зажигает специальное табло - о том, что полоса занята, теперь знают все службы. Перебравшись на другую сторону, водитель тягача докладывает: полоса свободна. И тогда диспетчер старта гасит табло и объявляет полосу свободной.

ПОЛОСА НЕ ЗАНЯТА - ЗНАЧИТ СВОБОДНА

Но что, если тягач не успел пересечь полосу за те 5 минут? Вдруг он сломается на самой середине? Тогда снижающийся лайнер отправляют на второй круг. Или вообще в другой аэропорт.

Несколько лет назад диспетчеров старта было двое, они сидели в «избушках» в начале каждой полосы. А в конце сидели еще два вспомогательных диспетчера. Они визуально контролировали, есть на полосе кто-то или нет. Но потом вместо этой четверки оставили одного - на вышке. Когда погода хорошая, он видит все. Но если туман, то работает такой принцип: если никто не докладывал о занятии полосы, она должна быть свободна.

- По инструкции диспетчер старта должен контролировать полосу по докладам и визуально в пределах видимости, - говорит вице-президент профсоюза авиадиспетчеров России Андрей Булин. - А локатор, про который все говорят, - это лишь вспомогательное средство. О его использовании даже нормативов нет.

- В ночь катастрофы из-за тумана с вышки не было видно ни точки старта, ни «Фалькона», ни крестовины, где произошло столкновение, - рассказывает диспетчер «Внуково». - О том, что на второй полосе и рулежках шла уборка снега, все знали. Но докладов о пересечении рабочей полосы не было. Естественно, диспетчер дал разрешение на взлет. Ведь на полосе никого не должно было быть. Да и не было - это подтвердили в МАКе.

ЛЕГЕНДА О ЛОКАТОРЕ

Устройство называется «Локатор обзора летного поля». Чтобы понимать: это не тот локатор, что ищет самолеты в небе. Скорее он напоминает радар на яхте, точками показывающий суда на водной глади. Подобные локаторы стоят во всех европейских аэропортах, да и у нас в «Шереметьево» и «Домодедово». Но внуковский локатор - это отдельная история.

Потому что он работает не совсем так, как везде. В других аэропортах на всей вспомогательной технике есть ответные станции, которые как бы говорят локатору: это я. Диспетчер видит всю технику и может следить за ее передвижением. А во «Внуково» ответные станции ставить не стали. Почему?

Мой собеседник-диспетчер пожимает плечами. Кроме экономии, объяснить нечем. Но это все равно что купить телевизор без звука и пытаться читать текст по губам актеров!

Без ответных станций локатор выдает ложные метки по десятку раз в день. Диспетчеры называют их «местниками» - от термина «местные особенности». Птица низко пролетела - вот тебе и местник. Если бы они проверяли каждый местник, аэропорт не принимал бы самолеты вообще - просто не успевал бы.

- При появлении местника руководитель полетов должен закрыть аэропорт, а потом убедиться, что полоса чиста, - объясняет диспетчер. - Перед вышкой (см. схему - Ред.) в принципе есть ворота. Но из соображений безопасности они не просто заперты, но заварены. И руководитель полетов должен сесть в машину, доехать до пассажирского терминала, там пройти полную процедуру осмотра, а потом уже добраться до полосы. Только тогда он может разрешить полеты. На все про все уходит почти час. Эта процедура ни в одной инструкции не прописана, поскольку локатор - средство вспомогательное. Его купили только для того, чтобы «Внуково» получил третью категорию - она позволяет принимать самолеты в условиях плохой погоды и, как следствие, зарабатывать больше денег.

ОФИЦИАЛЬНО

МАК: В момент столкновения самолет находился в воздухе

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета проанализировали записи из «черных ящиков» и запись радиообмена между диспетчерами и пилотом «Фалькона» в последние минуты перед трагедией. Приводим дословно самые интересные места из доклада комиссии.

✔ «Взлет самолета осуществлялся с ВПП 06 (магнитный курс взлета 58 градусов) от РД А11. Расстояние от места начала взлета до места столкновения с фрезерно-роторным снегоочистителем ~1000 метров. Столкновение произошло на пересечении взлетно-посадочных полос (так называемая крестовина).

✔ На момент события воздушное судно находилось под управлением стартового диспетчерского пункта «Вышка». Управление воздушным судном осуществлял диспетчер-стажер под контролем диспетчера-инструктора. При выдаче диспетчером разрешения на взлет воздушному судну полоса была свободна. Экипаж подтвердил разрешение на взлет.

✔ Через 10 секунд после подтверждения экипажем разрешения на взлет подсистемой контроля и обзора летного поля стартового диспетчерского пункта «Вышка» зафиксировано движение снегоочистителя по левой границе ВПП 19 в южном направлении в сторону крестовины. Запроса на разрешение пересечения ВПП снегоочистителем диспетчеру «Вышки» не поступало. После подтверждения экипажем разрешения на взлет никаких переговоров на диспетчерском магнитофоне до момента авиационного происшествия не зафиксировано.

✔ Через 14 секунд после начала движения самолета для взлета экипаж наблюдал объект, идентифицированный им как «машина, пересекающая дорогу». Наблюдение данного объекта не вызвало опасений экипажа, взлет был продолжен в обычной манере с соблюдением стандартных операционных процедур. Еще через ~14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем. Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением, после штатной команды на подъем носового колеса.

✔ В момент столкновения со снегоочистителем воздушное судно находилось в воздухе, приборная скорость составляла 134 узла (248 км/час). После столкновения стал интенсивно развиваться правый крен, что привело к столкновению воздушного судна с землей.

✔ Отказов в работе систем самолета и двигателей до момента столкновения со снегоочистителем не выявлено».

ХРОНИКА

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета проанализировали записи из «черных ящиков» и запись радиообмена между диспетчерами и пилотом «Фалькона» в последние минуты перед трагедией. Приводим дословно самые интересные места из доклада комиссии.

«Взлет самолета осуществлялся с ВПП 06 (магнитный курс взлета 58 градусов) от РД А11. Расстояние от места начала взлета до места столкновения с фрезерно-роторным снегоочистителем ~1000 метров. Столкновение произошло на пересечении взлетно-посадочных полос (так называемая «крестовина»).

...На момент события воздушное судно находилось под управлением стартового диспетчерского пункта «Вышка». Управление воздушным судном осуществлял диспетчер-стажер под контролем диспетчера-инструктора.

При выдаче диспетчером разрешения на взлет воздушному судну полоса была свободна. Экипаж подтвердил разрешение на взлет.

Через ~10 секунд после подтверждения экипажем разрешения на взлет подсистемой контроля и обзора летного поля стартового диспетчерского пункта «Вышка» зафиксировано движение снегоочистителя по левой границе ВПП 19 в южном направлении в сторону крестовины.

Запроса на разрешение пересечения ВПП снегоочистителем диспетчеру «Вышки» не поступало. После подтверждения экипажем разрешения на взлет никаких переговоров на диспетчерском магнитофоне до момента авиационного происшествия не зафиксировано.

Через ~14 секунд после начала движения самолета для взлета экипаж наблюдал объект, идентифицированный им как «машина, пересекающая дорогу». Наблюдение данного объекта не вызвало опасений экипажа, взлет был продолжен в обычной манере с соблюдением стандартных операционных процедур. Еще через ~14 секунд произошло столкновение самолета со снегоочистителем. Экипаж увидел снегоочиститель непосредственно перед столкновением, после штатной команды на подъем носового колеса.

В момент столкновения со снегоочистителем воздушное судно находилось в воздухе, приборная скорость составляла ~134 узла (~248 км/ч). После столкновения стал интенсивно развиваться правый крен, что привело к столкновению воздушного судна с землей.

Отказов в работе систем самолета и двигателей до момента столкновения со снегоочистителем не выявлено».

Напомним, авиакатастрофа с Falcon произошла в московском аэропорту «Внуково – 3» в ночь на вторник. Самолет зацепился за оказавшуюся на взлетной полосе снегоуборочную машину и рухнул на землю. На борту находилось четыре человека, в том числе глава французской нефтяной компании Кристоф де Маржери. Все погибли.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

АВТОРИТЕТНО

Новосибирский пилот, выживший 30 лет назад в подобной катастрофе: «Летчик во Внуково ничего не мог сделать»

Татьяна КОВЫНЕВА («КП»-Новосибирск»).

Сейчас Борису Степанову, командиру экипажа злополучного Ту-154, пилоту 1-го класса, 78 лет. То, что произошло с ним 11 октября 1984 года в омском аэропорту, очень похоже на аварию во «Внуково». Тогда, 30 лет назад, Ту-154 столкнулся с машинами КрАЗ и «Урал» при заходе на посадку. Все произошло из-за халатности наземных служб омского аэропорта.

- На мокрую взлетно-посадочную полосу отправили бригаду для просушки асфальта. Увидев внезапно загоревшиеся огни ВПП, ремонтники запросили диспетчера о причинах этих работы, но диспетчер молчал. Оказалось, что 23-летний парень, отец двух детей, уснул на своем месте. Из-за нехватки диспетчеров в омском аэропорту ни с кем другим связаться у ремонтной бригады также не получилось. А раз приказа покинуть полосу не было, они обязаны были закончить начатую работу до конца. Наш самолет столкнулся с несколькими машинами ремонтников, которые были без проблесковых маячков.

- Как думаете, пилот «Фалькона» во Внуково мог уйти от столкновения?

- Летчик обычно как действует? Ему дали разрешение на старт - он дал по газам и полетел. Все 38 лет, что я летал, во «Внуково» все летчики всегда запрашивали о положении этой развязки, на которой произошло столкновение. Все проходило гладко.

ВЕРСИЯ

Водитель перепутал полосы?

Но почему Мартыненко со своей машиной оказался на рабочей ВПП? Сам он этого не объясняет. Не исключено, что он просто перепутал перекрестки, принял взлетно-посадочную полосу за магистральную рулежную дорожку (см. схему). Она такая же широкая, но осталась севернее, у Мартыненко за спиной. Он мчался к своей бригаде, вероятно, в кабине играла музыка, а сам он, судя по всему, действительно был подшофе - есть медсправка из наркодиспансера, окончательные результаты анализа появятся через несколько дней. Вот и не заметил Мартыненко, что пересекает не ту полосу. Как не заметил и самолета, приближающегося справа от него.

СПРАВКА «КП»

Что такое аэропорт третьей категории? Как объясняет начальник юридического отдела профсоюза авиадиспетчеров России Олег Бабич, для получения третьей категории аэропорт должен иметь целый набор спецоборудования. В том числе мощные огни на ВПП и злосчастный локатор.

- Во «Внуково» формально все это оборудование есть, - говорит Бабич. - Но как только сильный туман или снег, аэропорт начинает рассылать в авиакомпании телеграммы, в которых говорится, что аэропорт временно работает не по третьей категории.

ВОПРОС-РЕБРОМ

Мог ли пилот избежать удара?

Машину, пересекающую полосу, пилот видел. Но не стал сбрасывать скорость и даже сообщать о своем открытии диспетчеру. Просто констатировал факт для «черного ящика». Связь между диспетчером старта и пилотом прекращается после начала взлета.

Может, пилот сам надеялся «перепрыгнуть» машину, оторваться от земли раньше столкновения? Ведь в тумане объекты кажутся дальше, чем есть на самом деле. Ему не хватило лишь несколько секунд. Иначе эту ситуацию сложно объяснить.

- Экипаж на разбеге мог убрать шасси и лечь на брюхо. Летчик мог бы успеть это сделать, получи он команду от диспетчера срочно прекратить взлет, - пояснил в эфире Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) Вячеслав Дулин, эксперт по безопасности полетов. - Самолет, конечно, вышел бы из строя, но такого трагического исхода не было бы. Возможно, пилот оценил расстояние до объекта как достаточное для того, чтобы успеть подняться в воздух. Но не рассчитал.

Автор - Наиль Валиулин

Автор - Наиль Валиулин

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Осталось понять, кого наказывать

Конечно, выезд водителя снегоуборочной машины на взлетную полосу - это самое настоящее смертельное раздолбайство. Но единственный ли он раздолбай в этой истории? А тот человек, что должен был следить за всеми снегоуборщиками на летном поле, он кто? Ведь машин, как выясняется, было целых семь! Почему инженер не шел в хвосте колонны и не следил, чтобы никто не потерялся? Ведь так положено по правилам.

Если экспертиза подтвердит, что Мартыненко был пьян, то какими эпитетами можно наградить его непосредственных начальников, пустивших старика за руль? А как можно назвать тех, кто ставил локатор без ответных станций, сделав его практически бесполезным в реальной жизни?

Если уж быть до конца честными, то стоит поразмыслить и над действиями пилота. Увидев на полосе машину, он не попытался избежать столкновения, хотя у него было целых 14 секунд. Он даже диспетчеру ничего не сообщил, а попытался взлететь.

Как говорят в голливудских фильмах, кто-то сесть должен. Теперь осталось разобраться, кто.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Диспетчеры Внуково опровергают, что во время взлета перед Falcon проскочили две машины

А источники в следствии утверждают, что двое водителей в этот момент везли по ВПП сломавшийся сигнальный фонарь

В пятницу, как ожидается, могут быть арестованы ранее задержанные диспетчеры и сменный инженер спецтехники Внуково. Напомним, в ночь на 21 октября в столичном аэропорту после столкновения со снегоуборочной машиной взорвался легкомоторный самолет Falcon. Погибли три члена экипажа и единственный пассажир, глава французской энергетической группы Total Кристоф де Маржери.(читайте далее)

МЕЖДУ ТЕМ

Первый вывод экспертов о катастрофе во «Внуково»: Перед взлетом «Фалькона» полоса была свободна

Следственный комитет России задержал еще четверых сотрудников аэропорта, которые могут быть причастны к гибели главы нефтегазового гиганта Total и экипажа его бизнес-джета

Утром в четверг в Басманный суд Москвы привезли Владимира Мартыненко. Водитель снегоуборщика, седой и растерянный, был в форменной внуковской спецовке, его руки тряслись, он часто отвечал невпопад. Решался вопрос об аресте. (читайте далее)