Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика11 декабря 2014 22:00

От чего зависят цены на бензин

Его цена часто не совпадает со стоимостью нефти
Алексей КУЗНЕЦОВ

Действительно, коллизия. Цена на «черное золото» на мировой бирже продолжает устанавливать антирекорды последних лет. Если еще летом за баррель нефти давали $115, то теперь почти вдвое меньше - около $65. При этом литр бензина с начала года подорожал на 10% - до 33,5 рубля. С чем это связано? И будет ли топливо дешеветь в ближайшем будущем?

ДОЛЯ ГОСУДАРСТВА - 60%

Для начала давайте разберемся, из каких же составляющих складывается цена на бензин в России. Ведь одно дело - добыть нефть. Здесь мы действительно долгие годы находимся в числе лидеров. И совсем другое - получить из сырья продукт, пригодный для заправки автомобиля.

Как заявляют в Российской топливном союзе, доля нефти в конечной стоимости литра бензина чисто символическая - порядка 4%. Поэтому любые, даже самые серьезные колебания на мировой сырьевой бирже мало влияют на стоимость бензина внутри нашей страны.

На это действуют внутренние факторы. В первую очередь, налоговая политика. Так, до 60% в стоимости литра горючего - это налоги. То есть акциз на бензин и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который обязаны платить государству все компании, разрабатывающие недра, в том числе флагманы отрасли - «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» и другие.

Естественно, в цену закладываются услуги нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), расходы по транспортировке и торговые надбавки автозаправочных станций (подробнее - см. графику). И при этом цена на бензин сравнительно невысокая.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Конечно, тут можно привести в качестве контраргументы примеры других экспортеров нефти - например, Венесуэлы или Ирана. Мол, там заправить полный бак можно за 20 - 30 рублей на наши деньги. Но хорошо ли это? Такая щедрость происходит лишь благодаря субсидиям государства. Та же Венесуэла тратит на это порядка $12 млрд. в год.

ПОЧЕМУ В США ТОПЛИВО ДЕШЕВЛЕ?

В последние годы часто складывалась парадоксальная ситуация. В России, которая добывала и экспортировала огромное количество нефти, бензин зачастую был дороже, чем в Америке, которая, наоборот, до недавнего времени являлась одним из главных импортеров сырья в мире. В чем причина такой диспропорции?

Во-первых, сейчас это далеко не так. Из-за снижения курса рубля более чем на 60% к доллару, бензин в США сейчас стоит больше, чем в России. Во-вторых, ценообразование на топливо в Америке происходит по-другому.

Начнем опять же с себестоимости. Поскольку нефть американцам в основном приходится привозить издалека, то примерно 50% в розничной цене бензина - это стоимость сырья. Ведь обычно везут нефть танкерами через полмира - из арабских стран. Собственная сланцевая нефть – тоже не дешевая. Переработка на американских НПЗ забирает порядка 20%, а транспортировка и продажа на территории Штатов - еще 10%. В итоге на налоговое бремя остается всего 20%. То есть втрое меньше, чем в России.

При этом надо понимать, что США - исключение из правил. Штаты - исторически автомобильная держава. К цене бензина у местных избирателей очень трепетное отношение.

Совсем другая ситуация - в Европе. Взять ту же Францию, Германию, Италию или Великобританию. Там доля налогов в цене топлива примерно как в России (около 60%), а в некоторых развитых странах даже больше. Тем не менее, литр топлива в европейских странах и даже в Турции, которая в экономическом плане очень похожа на нас, - в два-три раза выше, чем в России.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

БУДЕТ РАСТИ

Не смотря на макроэкономические трудности, в целом по году подорожание бензина сопоставимо с уровнем официальной инфляции в стране. Но были и всплески роста стоимости. Один из главных факторов - это повышение акцизов на бензин. Они будут расти и дальше. Это заложено в бюджете на ближайшие три года и нашло отражение в «налоговом мневре» для нефтянки.

Также большую роль играет транспортный фактор. Например, тарифы на железнодорожные перевозки нефтеналивных грузов в России в ближайшее время вырастут на 10%. По оценкам, это прибавит около 30 копеек к цене литра топлива на АЗС.

Государство и нефтяные компании влияют на цену, но, поскольку бензин - это биржевой товар, на его стоимость оказывают давление и спекулянты. Агрессивные бензиновые трейдеры используют торговые программы-роботы. При этом их алгоритмы заточены исключительно на взвинчивание цен на бензин. С 1 июля этого года спекулянтов должны демотивировать штрафами. Тем не менее власти планируют сделать налоговые послабления. Например, тем, кто добывает нефть в сложных условиях Восточной Сибири или шельфа Арктики обещан льготный НДПИ. Ведь вложения в нефтедобычу там много выше, чем в традиционных регионах добычи. Если налоговое законодательство будет стабильным и предсказумым, учитывающим интересы и потребителей и компаний-производителей, то и цены на бензин и дизель будут на приемлемом для населения уровне.