Наука

Отработавшая свое ракета приземлилась на платформу в океане

Невероятно сложный технический трюк проделала команда SpaceX
Отработавшая свое ракета приземлилась на платформу в океане

Отработавшая свое ракета приземлилась на платформу в океане

Это потрясающий парень - Илон Маск. Заработав деньги на системе платежей PayPal, он вложил миллионы в две технологические компании - космическую SpaceX и в автомобильную Tesla Motors. И в обоих случаях достиг успеха!

Электромобили Tesla Motors становятся все более популярны. Это уникальные машины, способные проехать гораздо бОльшее расстояние, чем аналоги. При этом они невероятно комфортны и красивы.

SpaceX первой разработала и запустила мощную частную ракету Falcon 9 и построила корабль для Международной космической станции - Dragon. Пока он летает в грузовом варианте. Но уже представлен пилотируемый проект. И, если дело так пойдет дальше, через пару лет именно на Dragon будут летать на орбиту астронавты.

Но Маск на этом не успокаивается. Сегодня проведен еще один успешный технический эксперимент: первая ступень ракеты Falcon 9 смогла приземлиться! Не просто упасть, а вернуться в точно просчитанное место.

Корабль Dragon повез на МКС новую порцию грузов - в том числе систему Cloud-Aerosol Transport System (CATS) для мониторинга облаков и мельчайших частиц в земной атмосфере; материалы для изучения болезней головного мозга. А ступень ракеты, раскрыв стабилизаторы и включив собственный тормозной двигатель, опустилась на океанскую платформу в Атлантическом океане.

Приземление, как написал в своем Twitter Илон Маск, было жестким. Часть оборудования придется заменить. Но сам факт того, что ракета приземлилась - это уже очень здорово.

Зачем нужно научиться сажать отработавшие свое ступени? Из экономии. Все годы космической эры ракеты были одноразовыми. У нас в горах Алтая, где падают отработавашие свое ступени стартующих с Байконура ракет, валяются тонны дорогущего металла. Добраться к ним сложно. А если и доберешься - максимум, что с ним можно сделать - отправить на переработку.

Между тем в любом пуске стоимость самой ракеты составляет львиную долю цены.

Экономный Маск сконструировал Dragon так, чтобы его можно было бы использовать несколько раз. Теперь решил сберечь деньги и на ракете. Но вернуть корабль неповрежденным относительно просто. А вот ракету...

Буквально на днях я со своими приятелями - космическими специалистами - обсуждал новый проект Маска. Их мнение было единодушным - "посадить" ступень ракеты на платформу чертовски сложно и опасно. Представьте - это все равно, что окурок, пустив с большой высоты, воткнуть в пепельницу. Причем, в строго вертикальном положении.

Во-первых, из ракеты нужно стравить все оставшееся топливо - иначе взрыв. Во-вторых, многотонную махину нужно сразу же закрепить. Ну а в-третьих, как громадному "карандашу" точно воткнуться в платформу?

Но Маск это сделал.

Конечно, нынешнюю возвращенную ступень вряд ли можно повторно использовать - дешевле ее собрать заново. Но опыт получен. И результат для первого раза фантастический.

Кто знает, может со временем действительно мир научится делать многоразовые ракеты и корабли. И тогда путешествие к звездам станет существенно дешевле. А, значит, и доступнее для тысяч мечтателей, которые хотят увидеть мир из космоса.