Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество13 января 2015 22:00

Новый учебник истории в школах: когда?

Книжки обещали еще к 1 сентября 2014 года, но их нет и по сей день

Напомню: идея написать для школ новый, единый учебник истории появилась в феврале 2013 года. И почти сразу же вызвала споры. Нет, не о том, нужен ли он ученикам, а о том, каким он должен быть. Споры продолжаются уже почти два года...

В конце прошлого года на Всероссийской конференции историков специалисты снова всласть оттоптались по концепции единого учебника. А ведь именно на ее основе и должны быть написаны новые книги... Перечень всех базовых дат и фактов для учебника - историко-культурный стандарт - опять поправили и опять выложили в интернет для очередного обсуждения.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Так на какой документ ориентироваться авторам учебников? Причем сейчас речь-то уже идет не об одной книжке, а о целом комплекте...

- Теперь сроки такие: к первому марта у авторов должна бы быть готова вся предметная линейка из 5 - 6 учебников для разных классов - хрестоматии, пособия для учителя со справками по трудным вопросам отечественной истории, - объясняет Андрей Петров, ответственный секретарь Российского исторического общества.

Поэтому неудивительно, что пока нет ни одного историка, кто бы во всеуслышание заявил, что пишет новый учебник. А вдруг концепцию еще будут редактировать? Это не значит, что никто ничего не делает. Мне рассказывали, что за единые учебники взялись сразу несколько маститых авторов и издательств. Но все детали, кто, что и как, держатся в строжайшем секрете.

Вау-эффекта не будет

От единого учебника по истории много чего хотят. По первоначальной задумке, это должно быть что-то совершенно новое. Что-то такое, чтобы все дети его прочли и влюбились в историю.

- Хороший учебник, который будет нравиться детям и помогать учителям, нам нужен. А если это выльется в очередную фикцию, то и смысла в этом нет, - уверена Анастасия Крутилина, учитель истории и обществознания московской школы № 1623. - Очень хочется, чтобы детям было интересно изучать по нему историю, чтобы он был хорошо написан. Обычные учебники просто дают набор фактов, не более и две-три строчки о том или ином историческом деятеле. Детям это скучно.

- Единые учебники истории нужны еще и для того, чтобы убрать разницу в программах, если ребенок переходит из одной школы в другую, - объясняет Александр Гулин, учитель истории московской школы № 1828 «Сабурово». - Мобильность населения у нас высокая, дети часто с этим сталкиваются. И из-за разницы в программах начинают отставать.

Как быть учителям?

Пока же обещанных книг нет, как всегда, крайними оказываются учителя. Не скажешь же детям: ждите новые книжки, а пока учиться не будем. Учить сегодня по тем учебникам, которые есть. Но держат в уме, что концепция-то уже поменялась и трактовка некоторых исторических событий другая. Сами посмотрите, что учит ваш ребенок: если в его учебнике сказано, что в 1917 году было две революции - значит, книжке пора на помойку.

- Даже те учебники, которые в прошлом году вошли в Федеральный перечень и используются в школах, не соответствуют историко-культурному стандарту! - утверждает Александр Гулин. - Поменялась терминология, поменялся подход к пониманию процесса... Например, Октябрьскую и Февральскую революции стандарт рассматривает как одну, Великую русскую революцию. То же татаро-монгольское иго теперь называется «системой зависимости от ордынских ханов» - это более толерантно, я считаю. Кроме того, ни один существующий учебник истории не позволяет подготовиться к ЕГЭ без использования других материалов. Чехарда...

Перелицуют старые

- В историческом образовании сейчас происходит очередная реформа, - объясняет доктор исторических наук Алексей Лубков, профессор Московского института открытого образования. И философски добавляет: - У нас это вообще происходит регулярно. Следующее поколение всегда будет писать свою версию истории, находить дополнительные аргументы - в этом и есть смысл нашей науки. Единственным заслоном от постоянной реформации становится учитель.

Сегодня учителям-историкам нужно как-то исхитриться и, используя существующие книжки, преподавать предмет по-новому.

- Мы понимаем, что научной единой версии истории быть не может. Сейчас есть по крайней мере четыре действующих варианта российской истории - либеральный, консервативный, государственный, православный... - приводит пример Алексей Лубков. - Для сравнения, в христианстве существует четыре канонических Евангелия. И никто за всю почти двухтысячелетнюю историю христианства не попытался свести их к одному, единому Евангелию! Может быть, единый учебник может принести пользу. Но учитель остается ключевой фигурой, которая связывает разные смыслы и ценности.

Похоже, окончательного согласия между историками ждать еще долго. А раз так - совсем не факт, что и к 1 сентября 2015 года наконец появятся правильные единые учебники. Но тогда по каким книжкам будут учиться ребята?

Кликните для увеличения.

Кликните для увеличения.

Революции не будет

Но оказалось, что и без принципиально нового единого учебника (или единых учебников, как теперь принято говорить) школы не останутся у разбитого корыта. Сейчас издательства редактируют уже существующие учебники под новые требования. Может быть стиль изложения останется прежним, но новые термины и трактовки будут учтены. Они-то к 1 сентября готовы будут точно.

Тогда зачем вообще понадобилась вся эта шумиха с новым единым учебником, когда все проблемы можно решить доработкой существующих? Я обратилась в издательство «Просвещение» - здесь и нынешние книжки издают, и, по слухам, единые учебники готовят.

- Новые учебники нужны, даже если допустить, что прежние не противоречат концепции нового учебно-методического комплекса и историко-культурному стандарту, - пояснили в издательстве. - Изменилась структура школьного исторического образования, количество часов на изучение истории, хронологические этапы, лежащие в основе учебников... Прежние учебники в случае их соответствия историко-культурному стандарту будут действовать до перехода на новую структуру исторического образования. А новые будут внедряться постепенно, по мере такого перехода.

В общем, граждане-товарищи, зря шумели. Никакой революции в преподавании истории не намечается. Школьные книжки будут эволюционировать в соответствии с требованиями времени. Так, как это было и раньше!