Наука

Роскосмос станет госкорпорацией: эра генералов в космонавтике заканчивается!

Нынешнему главе ведомства Олегу Остапенко ищут работу
Нынешнему главе Роскосмоса Олегу Остапенко ищут работу

Нынешнему главе Роскосмоса Олегу Остапенко ищут работу

Фото: РИА Новости

Российский космос последовательно разваливали три генерала - бывший командующий Космическими войсками Анатолий Перминов, бывший зам министра обороны (при министре Сердюкове) Владимир Поповкин и еще один бывший зам министра обороны Олег Остапенко.

Злонамеренно они это делали или потому, что управляли сложнейшей отраслью так, как привыкли командовать армейскими людьми - тут еще разобраться надо. Факт в том, что особых прорывных достижений в период их командования не было. А спастические движения, которые должны были символизировать "успех" так и оставались сотрясением воздуха.

Ситуацию попытались спасти, организовав в прошлом году Объединенную ракетно-космическую корпорацию. Идея была, как я понимаю, такая: собрать все производство ракетной техники - и военного, и гражданского назначения - в одних руках, привести в порядок систему управления ею и, наконец, установить жесткий контроль за расходованием средств. На всякий случай сообщу: бюджет Роскосмоса не на много отличается от бюджета Минобороны.

За Роскосмосом хотели оставить политические функции - выработку стратегии развития отрасли, например. Но жизнь очень быстро показала - смысла в этом особого нет. Федеральная программа развития космонавтики утверждается правительством. Исполняет ее ОРКК. А чем занимается тогда Роскосмос?

И еще одно соображение: в таком деле, как космонавтика важен лидер. Успехам СССР - первый спутник, первый человек в космосе - мы во многом обязаны личности Сергея Королева. Закрытый, застегнутый на все пуговицы Олег Остапенко на роль лидера явно не подходил.

И вот, наконец, новость, которую на космических предприятиях ждали давно (знаю это точно): президент Владимир Путин поддержал предложение премьер-министра Дмитрия Медведева создать госкорпорацию на базе Федерального космического агентства и Объединенной ракетно-космической корпорации. И возглавить ее предложили главе ОРКК Игорю Комарову. Олег Остапенко от должности руководителя Роскосмоса освобождается.

- С учетом того, что он человек опытный, возможно было бы поручить ему какую-то работу в сфере космической отрасли, например возглавить совет директоров одной из холдинговых компаний, которые войдут в Роскосмос, - предложил по поводу Остапенко премьер-министр Медведев.

Знаю, что будут те, кто начнет и тут сомневаться: Игорь Комаров, что называется "не из отрасли" - до назначения главой ОРКК возглавлял АвтоВАЗ. Но тут вот такая проблема - сегодня в самой космической отрасли, увы, нет лидеров масштаба, достойного нашей страны. Надеюсь, что они скоро появятся. А Комаров - опытный управленец, он смог наладить работу находившегося в тяжелейшем состоянии автомобильного гиганта. Я, когда встречался с Игорем Анатольевичем, задал ему вопрос в лоб:

- Какими своими достижениями на АвтоВАЗе вы можете гордиться?

Комаров совершенно не смутился:

- Мы перестроили систему управления предприятием. Сейчас на нем собирают самые последние модели Reno и Nissan, подтянулось качество российских автомобилей, запущены новые модели.

Я не силен в автомобильной тематике, потому спрашивал у коллег, которые в "КП" много лет пишут об автомобилях. Они подтвердили: качество сборки наших машин стало заметно лучше и предприятие стало намного эффективнее.

Но одно дело наладить работу конвейера, другое - навести порядок в космической отрасли, где каждое изделие - штучная работа. Но и тут у Комарова есть преимущества - он не технарь, а управленец - его задача наладить современную работу прозводства, а не поддерживать "лавочки", каждая из которых работает на себя.

Я далек от идеализации Игоря Комарова. Но, по крайней мере, я вижу, какую команду специалистов он собрал в ОРКК. Это люди, которых уважают в отрасли.

И еще одно соображение: было в свое время много споров, когда руководителем НПО "Энергомаш" - знаменитой фирмы, которая прозводит ракетные двигатели - назначили Владимира Солнцева - "финансист (работал во Внешторгбанке), что он в космонавтике понимает". Но я видел, как он наладил работу, оживил прозводство, стал строить жилье для сотрудников. А американцы сегодня, несмотря на все санкции, вынуждены снова закупать двигатели "Энергомаша". Сейчас Солнцев возглавил наше главное космическое предприятие - ракетно-космическую корпорацию "Энергия". И, по-моему, и тут дела пошли на лад.

Может быть теперь пришло, наконец, время управленцев, финансистов - знающих, как наладить работу предприятия, как с толком тратить государственные деньги и думающих о будущем страны. Их задача обеспечить необходимым конструкторов, инженеров, рабочих - создателей космической техники. Гениев, способных совместить и талант инженера, и широту организатора производства, рождается по одному-два на столетие.

В общем, времена сегодня у космонавтики непростые. Но нужно двигаться дальше, к новым высотам (тут уже в прямом смысле) - впереди Марс!