2015-02-18T19:59:24+03:00

Домашние задания должны уйти в предания

Потому что наши школьники вкалывают больше, чем мы, взрослые [инфографика]
Поделиться:
Комментарии: comments39
Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ
Изменить размер текста:

По Трудовому кодексу взрослый человек не может работать больше 40 часов в неделю. Отсидев (отстояв) свои законные восемь часов, вы приходите домой - все, устал, не трогайте меня. Правильно? А теперь поверьте: ваши дети вкалывают гораздо больше вас!

Свежее исследование Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает: российские школьники тратят на домашнее задание почти 10 часов в неделю. А теперь прибавьте к этому еще и шесть уроков (а то и семь). Да плюс факультативы, курсы и спортивные секции! И выходит, что дети загружены до 52 часов в неделю! На 12 часов больше, чем положено по закону взрослым! Неудивительно, что к выпускному школьники (те, кто честно выполняет все задания, а не увиливает) измотаны, как лошади после скачек. На отдых времени не остается.

ЧЕМ МЕНЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

Поэтому во многих развитых странах тенденция такая - домашнее задание уменьшать, чтобы не замучить детей раньше, чем они станут взрослыми и смогут отдох­нуть на работе.

Да, у нас идут некоторые послабления: аналитики выяснили, что с 2003 года (тогда проводили последние исследования) школьники в России стали тратить на подготовку к урокам на три часа меньше. Но все равно, в Европе и Азии ученики готовятся к урокам в два, а то и в три раза быстрее. И при этом опережают нас и по грамотности, и в математике...

Что же, наши дети настолько тупые, что им приходится учиться изо всех сил, чтобы хоть как-то держать уровень?

Как же вышло, что в других странах школьников ухитряются и домашним заданием не загружать, и результаты хорошие получать? Ответ: там совершенно другой подход к учебе.

Французская ассоциация родителей два года назад вообще устроила по этому поводу скандал: пусть дети занимаются в школе, а не дома, нечего на нас работу учителей перекладывать!

- Это правильно, - поддержал их президент Франции Франсуа Олланд. - Домашнюю работу следует отменить потому, что у детей из бедных семей нет на это времени. Дома родители не всегда уделяют ученикам должного внимания, в то время как в школе учащийся всегда может рассчитывать на помощь учителя.

УЧЕБА НЕ ДЛЯ ВСЕХ

При чем тут дети из бедных семей? А вот при чем.

- Домашнее задание может быть очень обременительным для детей из малообеспеченных семей, - объясняет один из авторов исследования Даниель Салинас, аналитик Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся стран ОЭСР (PISA). - У них может не быть спокойного места, где они могли бы его сделать. Им может не хватать на это времени из-за подработки и домашних обязанностей. Их родители не всегда готовы наставлять и помогать детям с заданием.

Кроме того, по статистике, школьники из обеспеченных семей тратят на домашнюю работу почти на полтора часа больше, чем их неблагополучные сверстники. А это значит, что одни придут на урок более подготовленными и смогут быстрее и лучше усвоить новый материал. Другие же чем дальше, тем больше будут отставать от программы. Как тут из двоек с тройками выбраться?

- Чем больше времени тратится на домашнее задание, тем больше разница между благополучными и неблагополучными учениками, - делает вывод Даниель Салинас. - Поэтому уменьшить объем домашней работы, чтобы свести на нет эту разницу, - вполне достижимая политическая цель.

ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ УЧИТЕЛЯ

Дело еще и в том, что объем домашнего задания - а значит, и уровень подготовки ребенка - сильно зависит от самой школы. Речь даже не о том, что в одних задают на дом больше, чем в других... Исследователи подсчитали, что в частных школах нагрузка больше, чем в государственных (хотя в нашей стране обычно ситуация противоположная). А в городских школах домой задают больше, чем в деревенских.

Так дело не в ученических успехах детей, а в социальной справедливости? Не совсем так: если учитель хороший, он объяснит тему во время урока так, чтобы ребята поняли. И это точно лучше, чем если дети вечером будут корпеть над учебниками - вместе с пришедшими с работы усталыми родителями, которые и сами уже не очень помнят школьную программу.

То есть освоение предмета не слишком-то зависит от того, сколько часов над ним протирают штаны. Важнее опыт педагога, его умение рассказать все интересно.

А КАК У НАС?

Почему же у нас до сих пор не отменили домашние задания, раз от этого одна польза? И ведь не скажешь, что не пытались - пару лет назад такое предлагали учителя столичных школ. Но дальше обсуждения дело не зашло.

- Мы сейчас вынуждены давать задание на дом, чтобы успеть пройти все, заложенное в программе, - объясняет Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы № 1828 «Сабурово». - У нас сильно сократили часы, по моему предмету, истории, например, до двух в неделю. А ЕГЭ ужесточился. Конечно, те, кто поступает на соответствующие специальности, могут выбрать углубленный курс истории, по 4 часа в неделю. Но все равно пройти всю программу за это время невозможно. Поэтому домашнее задание идет не столько для закрепления, сколько для расширения знаний, которые нужны для успешного поступления в вуз.

А ведь эту проблему в России решили еще 60 лет назад! Тогда петербургский педагог-исследователь Елена Яновицкая разработала методику, позволяющую отказаться от домашних заданий. «Тогда же, в 1953 году, главное, что вызвало в зале гул недоумения, - это отказ от обязательности домашних заданий. Но в этом отказе - первый краеугольный принцип нашей системы - школьную обязательную программу выучить на уроках (это 5 - 6 часов в день!), а остальное время - на лично выбранное дополнительное образование», - вспоминает она в своей книге «Большая дидактика».

То есть, чтобы образование стало качественным, нужно не тасовать учебные часы по разным предметам, а полностью перестроить программу!

Казалось бы: раз это было возможно 60 лет назад, то сейчас, в эпоху интернета и онлайн-образования, домашние задания вообще можно было бы забыть как страшный сон! Но нет, мы все еще связаны ими по рукам и ногам.

- Теоретически можно всю программу проходить в школе, если увеличить количество часов по всем предметам. Но на практике этого нет, - объясняет Александр Гулин. - Мы бы не задавали столько, если бы от детей не требовали высоких результатов. Потому что действует СанПиН, который ограничивает нагрузку в школе 35 часами в неделю. Максимум, что можно успеть в этих рамках, - дать два профильных предмета, а все остальное на базовом уровне.

Поэтому и нагружают домашкой по полной сверх законных 35 часов. Вот только вопрос - нам высокие результаты на ЕГЭ нужны или знания, которые не выветриваются на следующий день после сдачи экзамена? Или, если брать шире, здоровые дети?

Пока же, надо понимать, избавиться от домашнего задания нашим школьникам не светит. Реформы образования это обходят стороной. И единственное, что можно посоветовать, - грамотно распределять нагрузку. Если ребенок не хочет заработать себе глубокий стресс к концу 11-го класса, придется выбирать, к каким урокам готовиться, а какие аккуратно спускать на тормозах.

КСТАТИ

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3-х классах - 1,5 часа, в 4 - 5-х классах - 2 часа, в 6 - 8-х классах - 2,5 часа, в 9 - 11-х классах - до 3,5 часа.

По данным Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также