Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество3 марта 2015 12:30

Ушел из жизни один из авторов педагогики сотрудничества

Владимир Караковский был директором школы почти полвека

В 70-80-х годах прошлого века его имя гремело по всему Советскому Союзу. Владимир Караковский был среди десятка учителей ставших популярными. За ними закрепилась слава "педагогов-новаторов". Амонашвили, Тубельский, Ильин, Днепров, Шаталов, Караковский.

У каждого из них были свои подходы. Но если говорить в целом, суть была в том, что в конце концов легло в основу "педагогики сотрудничества". Воспитание должно быть ориентировано на развитие внутреннегог мира ученика, а процессы обучения и воспитания разделяться не должны - это единое органичное целое. В школах, построенных на такой педагогике, учителя не ставили себя выше детей - они были просто рядом, решая задачи вместе со своими ребятами. Неформальные творческие дела, воспитывающие нравственного человека, коммунарские сборы, обсуждения книг, научные экспедиции, аукционы знаний.

В школе Караковского никогда не было скучно. А директорствовал Владимир Абрамович без малого полвека - в 1962 году его назначили директором школы в Челябинске. А с 1977 года он возглавил московскую школу № 825.

Вот что написал для "КП" директор другой знаменитой столичной школы - гимназии 45 - Михаил Шнейдер:

...Только что мы потеряли Владимира Абрамовича… Еще десять дней назад мы с коллегами в перерыве семинара о театральной педагогике говорили о нем, о том, что он болеет, вспоминали какие-то эпизоды, связанные с ним, и было тепло просто потому, что речь шла о светлом во всех отношениях человеке. И вот...

Так получилось, что именно Караковский определил мой выбор – в конце концов, только треть нашего выпуска исторического факультета МГПИ связала свою жизнь со школой – кто-то ушел в науку, кто-то занялся общественной деятельностью, а до детей дошли немногие. Учились мы весело, у нас были замечательные преподаватели, но все время говорили себе, что школа – «в крайнем случае».

И вот в 1977 г. к нам в группу пришел Караковский-младший, Владимир Владимирович, мы подружились, а потом мне повезло: я познакомился с Караковским-старшим, имя которого было хорошо известно, хотя он только недавно переехал из Челябинска. Он подарил мне свою книжечку под простым, видимо, редакционным, названием «Театр воспитывает». А еще через несколько месяцев мы пошли на экскурсию в его школу. Именно там он в прямом смысле осчастливил тысячи учеников, так его педагогика была чужда отборам, спецнаборам, зубрежке и вообще всему, что ставило препятствия. Он сам не раз в своей долгой и сложной жизни преодолевал барьеры и учил этому других. Но главное, он всегда был вместе с учениками, их родителями, многие из которых сами были когда-то его учениками, коллегами.

Как это у него получалось? На первый взгляд, очень просто. Я не помню, чтобы он проповедовал какие-то истины, он просто умел в каждой ситуации найти педагогический смысл, своей миссией (тоже не его слово) он считал помощь любому маленькому и взрослому человеку в этой полосатой жизни. В его школе было тепло всем – и «ботаникам», и хулиганам, как всем нам было тепло рядом с ним.

Когда мы с Караковским-младшим и еще сотней однокашников были на военных сборах во Владимирской области, его и мои родители договорились навещать нас с Володей по очереди. Как-то мы сидели у костра, больше молчали, и вдруг Владимир Абрамович сказал: «А знаете, я очень люблю смотреть на огонь. Вот так сидишь, думаешь о чем-то и начинаешь лучше понимать себя». Это было давно, в восьмидесятом. Но когда мы виделись в последующие годы, я понимал, что он не изменился и не изменится: спокойно и последовательно он продолжал делать то, что считал правильным - помогать всем, с кем свела его жизнь, расти свободными и неравнодушными.