Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Экономика31 марта 2015 22:00

Из Китая в Китай - через Россию

Известный экономист для развития Дальнего Востока предлагает построить в регионе свободный порт

В минувший понедельник в «Комсомолке» вышло интервью с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушка. Чиновник рассказал о том, как приходится обустраивать жизнь в регионе. После публикации беседки в редакцию обратился доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав ИНОЗЕМЦЕВ. Он поделился своей оригинальной идеей, как оживить Дальний Восток. Ниже - предложения экономиста.

Правительство ищет способы развития Дальнего Востока исходя из того, чтобы создать там условия для инвестиций лучшие, чем в остальной России. Но это вряд ли возможно. Потому развивать регион нужно с пониманием, что хотим мы того или нет, но наш Дальний Восток - это часть экономики Азии с ее особенностями. Нужно относиться к Приморью не как к «воротам в Россию» или «мосту» между Европой и Азией, а как к «российской точке роста» вну­три Азии, которая позволит играть серьезную роль в экономике этой части планеты. Для этого нужна стратегия региональной вовлеченности.

Вот простой пример. Все азиатские страны разви­ва­ются как прибрежные экономики. От Японии до Малаккского полуострова расположены 13 из 20 крупнейш­их морских портов мира. Владивосток в их число не входит, потому что видится как «ключ» к России, вся экономика которой от Урала до Тихого океана меньше… сингапурской. Но если изменить задачу...

Юг Приморья не только граничит с Китаем, но и (что важнее) отделяет от моря громадные территории Китая (с 90 млн. человек и $750 млрд. регионального продукта). Производи­мые тут товары уходят на экспорт и в южные районы Китая через порты Даляня и Инкоу, то есть грузятся на суда в 1,1 - 2,3 тыс. км от тех мест, где были созданы.

Разве мы не можем стать идеальной транзитной зоной для грузопотоков из Северного Китая? Зарабатывать на уже существующих бизнесах, а не тешить себя сказками о гипотетических?

Для этого нужно ориентироваться на уже существующие у нас мощности. Работающие порты не подходят: они либо специализированы (угольные, нефтяные), либо расположе­ны в не самом удачном месте. Порт Владивостока ограничен в развитии, поскольку постро­ен по канонам начала ХХ века и находится в городской черте. Нужен новый современный универсаль­ный глубоководный порт рядом с китайской границей - например, в бухте Троицы.

И не порт, а логистический узел нового типа - элемент глобальной экономики на российской территории. Грузы, направляемые из Северного Китая в порты Азиатско-Тихоокеанского региона, как и поступающие из них в адрес китайцев, должны проходить мимо российской таможни. Тогда проект можно реализовать на чисто коммерческих условиях, без госвложений - обретя новую «точку роста», создающую рабочие места и притя­гивающую капитал и технологии.

Механизм для этого известен - это «свободный порт» (porto franco), затягивающий на себя грузовые и финансовые потоки с соседних территорий. Владивосток в XIX веке прев­ра­­тил­ся в столицу Приморья благодаря такому же статусу. Разумеется, в но­вом порту не должно быть наших «проверок»: тут будут действовать стандар­ты и техрегламенты стран-инвесторов зоны, а поставки в Китай идти по экстерриториальной авто- и железной дороге, организованной по образу той, что в годы холодной войны связывала ФРГ и Западный Берлин.

Примеры успеха подобных проектов есть. Посмотрите на Шеньчжень, который начал подниматься в 1980 - 1990-е годы! Здесь чуть менее чем на 2 тыс. кв. км производится 3,4% ВВП Китая. В 1980 - 2000 годах экспорт из этой зоны рос в среднем на… 42% в год. Город-порт изначально создавался как «свободная зона»: в нем не действует ряд китайских законов, норм и стандартов, допускается хо­ж­дение иностранных валют, введен льготный налоговый режим. То же самое делалось ещё в 1980-х в «открытой зоне» Джебель-Али в Дубае - и не в последнюю очередь дало толчок к превращению эмирата в современную экономику, доля нефти в доходах которой снизилась за 30 лет с 84% до 20%. Вот оно - «слезание с сырьевой иглы» в «чистом виде»!

Учитывая масштаб экономики Северного Китая, новый порт сможет переваливать 80 - 100 млн. т грузов в год. Объект такого масштаба увеличит валовый региональный продукт Дальневосточного региона на 30 - 35% от нынешних уровней. Мы получим крупнейший универсальный порт в России, чью инфраструктуру можно использо­вать и в ин­те­ресах российских грузоотправителей - например, для перевалки зерна, кото­рое по своему качеству конкурентоспособно на тихоокеанских рынках.

Идея создания свободного порта на Дальнем Востоке прозвучала в конце прошлого года в Послании Президента России Федеральному собранию. Мо­жет быть, сосредоточиться на одном, но новаторском проекте - ведь опыт на­ших соседей показывает, что для успешного развития в Тихоокеанском реги­оне нужно не отличаться от Азии, а становиться ею.