В минувший понедельник в «Комсомолке» вышло интервью с министром по развитию Дальнего Востока Александром Галушка. Чиновник рассказал о том, как приходится обустраивать жизнь в регионе. После публикации беседки в редакцию обратился доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав ИНОЗЕМЦЕВ. Он поделился своей оригинальной идеей, как оживить Дальний Восток. Ниже - предложения экономиста.
Правительство ищет способы развития Дальнего Востока исходя из того, чтобы создать там условия для инвестиций лучшие, чем в остальной России. Но это вряд ли возможно. Потому развивать регион нужно с пониманием, что хотим мы того или нет, но наш Дальний Восток - это часть экономики Азии с ее особенностями. Нужно относиться к Приморью не как к «воротам в Россию» или «мосту» между Европой и Азией, а как к «российской точке роста» внутри Азии, которая позволит играть серьезную роль в экономике этой части планеты. Для этого нужна стратегия региональной вовлеченности.
Вот простой пример. Все азиатские страны развиваются как прибрежные экономики. От Японии до Малаккского полуострова расположены 13 из 20 крупнейших морских портов мира. Владивосток в их число не входит, потому что видится как «ключ» к России, вся экономика которой от Урала до Тихого океана меньше… сингапурской. Но если изменить задачу...
Юг Приморья не только граничит с Китаем, но и (что важнее) отделяет от моря громадные территории Китая (с 90 млн. человек и $750 млрд. регионального продукта). Производимые тут товары уходят на экспорт и в южные районы Китая через порты Даляня и Инкоу, то есть грузятся на суда в 1,1 - 2,3 тыс. км от тех мест, где были созданы.
Разве мы не можем стать идеальной транзитной зоной для грузопотоков из Северного Китая? Зарабатывать на уже существующих бизнесах, а не тешить себя сказками о гипотетических?
Для этого нужно ориентироваться на уже существующие у нас мощности. Работающие порты не подходят: они либо специализированы (угольные, нефтяные), либо расположены в не самом удачном месте. Порт Владивостока ограничен в развитии, поскольку построен по канонам начала ХХ века и находится в городской черте. Нужен новый современный универсальный глубоководный порт рядом с китайской границей - например, в бухте Троицы.
И не порт, а логистический узел нового типа - элемент глобальной экономики на российской территории. Грузы, направляемые из Северного Китая в порты Азиатско-Тихоокеанского региона, как и поступающие из них в адрес китайцев, должны проходить мимо российской таможни. Тогда проект можно реализовать на чисто коммерческих условиях, без госвложений - обретя новую «точку роста», создающую рабочие места и притягивающую капитал и технологии.
Механизм для этого известен - это «свободный порт» (porto franco), затягивающий на себя грузовые и финансовые потоки с соседних территорий. Владивосток в XIX веке превратился в столицу Приморья благодаря такому же статусу. Разумеется, в новом порту не должно быть наших «проверок»: тут будут действовать стандарты и техрегламенты стран-инвесторов зоны, а поставки в Китай идти по экстерриториальной авто- и железной дороге, организованной по образу той, что в годы холодной войны связывала ФРГ и Западный Берлин.
Примеры успеха подобных проектов есть. Посмотрите на Шеньчжень, который начал подниматься в 1980 - 1990-е годы! Здесь чуть менее чем на 2 тыс. кв. км производится 3,4% ВВП Китая. В 1980 - 2000 годах экспорт из этой зоны рос в среднем на… 42% в год. Город-порт изначально создавался как «свободная зона»: в нем не действует ряд китайских законов, норм и стандартов, допускается хождение иностранных валют, введен льготный налоговый режим. То же самое делалось ещё в 1980-х в «открытой зоне» Джебель-Али в Дубае - и не в последнюю очередь дало толчок к превращению эмирата в современную экономику, доля нефти в доходах которой снизилась за 30 лет с 84% до 20%. Вот оно - «слезание с сырьевой иглы» в «чистом виде»!
Учитывая масштаб экономики Северного Китая, новый порт сможет переваливать 80 - 100 млн. т грузов в год. Объект такого масштаба увеличит валовый региональный продукт Дальневосточного региона на 30 - 35% от нынешних уровней. Мы получим крупнейший универсальный порт в России, чью инфраструктуру можно использовать и в интересах российских грузоотправителей - например, для перевалки зерна, которое по своему качеству конкурентоспособно на тихоокеанских рынках.
Идея создания свободного порта на Дальнем Востоке прозвучала в конце прошлого года в Послании Президента России Федеральному собранию. Может быть, сосредоточиться на одном, но новаторском проекте - ведь опыт наших соседей показывает, что для успешного развития в Тихоокеанском регионе нужно не отличаться от Азии, а становиться ею.