Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Происшествия23 августа 2016 23:17

Затонувший траулер в Охотском море погубила жадность хозяев

В катастрофе с судном "Дальний Восток" погибли 56 человек [видео, аудио]
Авторы (2):
Павел СВИРИДОВ
Между тем, председатель комиссии по ЧС Камчатского края Сергей Хабаров уточнил сведения о возможных причинах катастрофы

Между тем, председатель комиссии по ЧС Камчатского края Сергей Хабаров уточнил сведения о возможных причинах катастрофы

Фото: РИА Новости

В ночь на четверг, 2 апреля, в 23:39 мск в северной части Охотского моря (между Камчаткой и Магаданом) затонул большой автономный морозильный траулер (БАМТ) «Дальний Восток» (порт приписки Невельск). Судно вело промысел минтая. На судне находились более 130 человек, из них 78 россиян и 54 иностранца. В настоящее время известно о 56 погибших: рыболовецкие суда, принимающие участие в спасательной операции, уже подняли их тела на борт. Спасти удалось 63 человека, их подобрали прибывшие на помощь суда. Поиски еще пятнадцати моряков продолжаются.На месте катастрофы работают около 800 спасателей.

По последним данным, состояние одного спасенного врачи оценивают как очень тяжелое. Вообще, все моряки получили сильное переохлаждение, ведь они достаточно долго пробыли в воде, температура которой не превышает нуля градусов.

- В числе основных причин происшествия, рассматриваемых следствием – нарушения правил безопасности эксплуатации и управления судна со стороны судовладельца и штурманского состава, - сообщил Дмитрий Хайбриев, руководитель Сахалинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета России. – А также неудовлетворительное техническое состояние судна.

В числе основных причин происшествия, рассматриваемых следствием – нарушения правил безопасности эксплуатации и управления судна

В числе основных причин происшествия, рассматриваемых следствием – нарушения правил безопасности эксплуатации и управления судна

Следственными органами по факту крушения БАМТ «Дальний Восток» возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ, часть 3 «Нарушение движения морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух человек». По этой статье лицам, которых признают виновными, грозит лишение свободы до семи лет.

- Идет выемка документации по данному судну, как у компании-судовладельца, так и капитанов портов, где было приписано данное судно, и из которых осуществлялся его отход. Принимаются меры по допросу судовладельца: условия проведения рейса, техсостояние судна и так далее.

Механик Александр Пронькин служил на траулере

Механик Александр Пронькин служил на траулере

Фото: СОЦСЕТИ

Между тем, председатель комиссии по ЧС Камчатского края Сергей Хабаров уточнил сведения о возможных причинах катастрофы. По его словам, в качестве основной версии крушения траулера рассматривается опрокидывание судна вверх килем (оверкиль) в процессе подъема одного из тралов.

- Предварительно произошел оверкиль в результате подъема трала с рыбопродукцией на верхнюю палубу, затем произошло опрокидывание судна, - сказал Хабаров во время селекторного совещания.

Власти Приморья пообещали помочь семьям моряков, погибших при крушении.

На борту «Дальнего Востока» находился рефмеханик из Калининграда Владимир Рохин

На борту «Дальнего Востока» находился рефмеханик из Калининграда Владимир Рохин

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Затонувший траулер в Охотском море погубила жадность хозяев

Василий Вельмескин, генеральный директор ЗАО «Пиленга»:

- Ранним утром вышли на связь капитаны с наших судов – БМРТ «Лангуста» и БАТМ «Пиленга-2», которые вели промысел неподалеку. Сообщили, что судно «Дальний Восток» терпит бедствие, практически уже утонуло. Им было приказано срочно выбирать трал, выдвигаться к месту бедствия и оказывать помощь по спасению людей.

Через некоторое время с «Пиленги-2» обнаружили плот с людьми. Плот был полузатоплен, на нем находилось пятеро живых и один погибший. Трое в тяжелом состоянии. Судовые врачи оказали им помощь, люди пришли в чувство. Экипаж «Лангусты» вылавливал людей непосредственно из воды – подняли на борт шестерых живых. Затем подошло БАТМ «Анива», подняли шесть тел – люди погибли от переохлаждения.

Там, где работали наши суда, была ледовая кромка, но потом все они вышли из льдов на чистую воду. Конечно, надо ждать расследования. Но есть рассказы спасенных. Второй механик – гражданин Латвии (кстати, судно перегоняли именно из этой страны), говорил членам нашего экипажа, что льда не было. По его словам, была потеря остойчивости. Судно было нагружено 1 150 тоннами рыбной продукции. И опять же, по его словам, топлива всего было тонн 50. А это потеря устойчивости! Такого допускать нельзя. Топлива должно быть больше, или чтобы имелся хотя бы жидкий балласт – вода в танках. Отсюда и все беды.

«Дальний Восток», по словам механика, выбрал трал, вытащил рыбу, и судно завалилось примерно на 10 градусов. Спасенный механик пояснил: судно начали выравнивать – дали команду ровнять крен. А ровнять-то нечем! Топлива всего 50 тонн и оно размазано по танкам. Дали команду идти на перегруз, на бункеровку. Пошли на разворот – и судно завалилось. Погода была свежая, ветер 10-15 метров в секунду, волна метра три. БАМТ лег на борт с креном градусов 30. Потом перевалило волной, стало давить ветром. Вода хлынула в цех, в машинное отделение. Генераторы встали.

Часть плотов при таком крене не удалось раскрыть. Когда судно тонет, срабатывают гидростаты и плоты вбрасывает за борт. Тот плот, с которого команда нашей «Пиленги-2» спасли людей, утонул прямо на их глазах, по-видимому, он раскрывался и всплывал уже из-под воды.

Удивляет, что на БАТМ «Дальний Восток» было так много людей – 132 человека. Ведь 100 человек на БАТМе – это уже плотно!

Много иностранцев в команде на российском судне это тоже ненормально. Такое обычно происходит в компаниях, которые экономят на зарплатах, так как малайцам платят немного. Вот и набирают. Некоторые судовладельцы, увы, на такое идут.

Такое судно, как БАТМ, утопить сложно. Я на подобных отработал капитаном 20 лет. Эти суда такое выносят и из таких передряг вытаскивают.

Капитан погиб. Тело подняли и опознали. Он работал раньше в системе нашей компании. Но по некоторым моментам он нас не устроил, и контракт с ним мы не продлили. Он перешел в «Магеллан».

Разговор с Василием Вельмескиным слушайте на Радио "Комсомольская правда":

СПИСОК НАХОДИВШИХСЯ НА ПОТЕРПЕВШЕМ КРУШЕНИЕ ТРАУЛЕРЕ

ГРАЖДАНЕ РФ

1.Седых Аркадий Валериевич,второй пом. капитана

2.Фипченко Роман Альбертович, матрос 1кл

3.Бойков Виталии Витальевич,матрос 1 кл

4.Огнев Роман Геннадьевич,третий механик

5.Акименко Александр Александрович,второй эл. механик

6.Кошляк Александр Сергеевич, реф. машинист

7.Пономарев Алексей Николаевич, реф .машинист

8.Невирковец Андрей Васильевич,моторист 1 кл

9.Дмитриевич Дмитрий Евгеньевич, моторист

10.Борисов Анатолий Викторович, моторист

11.Хузин Роберт Романович,токарь

12.Черненко Вячеслав Владимирович, мастер обработки

13.Губарев Алексей Викторович,машинист РМУ

14.Грулко Татьяна Петровна, повар 1 категории

15.Доровских Алексей Сергеевич, матрос

16.Сельвейструк Никита Сергеевич,матрос

17.Копылов Михаил Александрович, матрос

18.Луцук Евгений Александрович, матрос

19.Бут Александр Сергеевич,матрос

20.Магометов Дмитрий Раянович,матрос

21.Чихирь Юлия Игоревна, матрос

22.Тимофеева Ольга Николаевна,матрос

23.Лазарева Александра Васильевна,буфетчица

24.Харченко Василина Вячеславовна,дневальная

25.Добровольская Ирина Владимировна,прачка

26.Желомеев Вячеслав Александрович,ст.помощник капитана

27.Марванюк Анатолий Павлович, третий пом. капитана

28.Шпаков Антон Владимирович, Четвертый пом. капитана

29.Козин Сергей Викторович,пом. капитана no

30.Вахрамеев Евгений Владимирович,матрос 1 кл

31.Шгукагор Евгений Юрьевич,матрос 1 кл

32.Филатов Роман Денсекович,матрос 1 кл

33.Григоренко Эдуард Вячеславович,матрос 1 кл

34.Рябов Сергей Сергеевич,электрик

35.Слесаренко Евгений Александрович,слесарь ТО

36.Васильченко Анатолий Васильевич,матрос 2 кл

37.Безус Александр Анатольевич,матрос 2 кл

38.Бондарюк Максим Владимирович,матрос 2 кл

39.Орехов Вадим Викторович,матрос 2 кл

40.Овчинникова Наталья Павловна, матрос

41.Полищук Иван Александрович,матрос-артельшик

42.Гусев Алексей Леонидович,матрос 1 кл

43.Кисель Олег Константинович,ГЭС

44.Воробьев Олег Сергеевич,матрос 2 кл

45.Нырко Михаил Витальевич,матрос 2 кл

46.Витринус Евгений Игоревич,пассажир

47.Рахимов Асланхан Магомедович,ст.мастер обработки

48.Пантюхин Владимир Леонтьевич, пассажир

49.Шрайбер Иван Иванович,слесарь ТО

50.Пронькин Александр Андреевич,реф. механик

51.Рохин Владимир Васильевич,реф.механик

52.Фомин Юрий Павлович,моторист 1кл

53.Гниленко Дмитрий Николаевич,матрос 1кл

54.Суртаева Наталья Николаевна,матрос

55.Руденок Валерий Николаевич,ст.мастер добычи

56.Васильев Дмитрий Николаевич,матрос

57.Колпащиков Андрей Геннадьевич,матрос

58.Вебер Надежда Геннадьевна,повар 2 категории

Граждане РФ, проживающие на территории других государств

59.Притоцкий Александр Николаевич,капитан - директор

60.Добровольский Андрей Анатольевич,третий эл.механик

61.Мыколайчук Сергей Поликарпович,1-й механик ТО

62.Татаринцева Юлия Ивановна,повар 3 категории

63.Штандер Сергей Никитович,электрик

64.Гырбя Еремей Федорович,матрос 1 кл

65.Трибой Иван Павлович,матрос 2 кл

66.Сафаров Магомед Сафар Оглы,матрос 1 кл.

67.Талыбов Маилага Улдуч Оглы, четвертый механик

68.Магеррамов Мурадали Гурбан Оглы,моторист

69.Алиев Эльман Сардан оглы,мастер обработки

70.Шакаров Фазил Гилал Оглы, матрос 2 кл

71.Алиев Яшар Сардан Оглы,матрос 2 кл

72.Садигов Имамаддин Гидаят Оглы,матрос 1 кл

73.Прокопович Александр Яковлевич,боцман

74.Команденко Сергеи Николаевич,ст. моторис т

75.Абдуллаев Фарход Салуллаевич,матрос 1 кл

76.Хасанов Фарид Ильясович,мастер добычи

77.Белевиев Динис Владимирович,матрос

78.Кищик Вячеслав Викторович,старший механик

Иностранные граждане

Граждане Вануату

1.Nikiau Richard,технолог-консультант

2.Esea Karl,технолог-консультант

3.Nawia Ben,технолог-консультант

4.Norman Charley,технолог-консультант

5.Letlet John,технолог-консультант

Граждане Украины

6.Горобец Юрий,матрос 1 кл

7.Струпарик Максим, матрос 2 кл

8.Панко Анатолий, матрос 1 кл

9.Полников Сергей,машинист РМУ

Граждане Латвии

10.Куденко Николай Иванович,второй эл.механик

11.Пшенииин Николай Иванович,1-й электро механик

12.Капуза Федор Савельевич,мастер добычи

Граждане Республики Союза Мьянма

13.Min Htoo Hiet Aung,технолог-консультант

14.Min Rott Paik,технолог-консультант

15.Min Thein Oo,технолог-консультант

16.Myint Zaw Win,технолог-консультант

17.Rajays,технолог-консультант

18.Naing Naing,технолог-консультант

19.San Win Hlaing

20.Than Htike,технолог-консультант

21.Tin Htoo Naing,технолог-консультант

22.Kyaw Thet Htwe,технолог-консультант

23.Thein Tun,технолог-консультант

24.Zwe Wai Yan, технолог-консультант

25.Khin Maung Myint Anand Kumar,технолог-консультант

26.Kyaw Nay Min Nay Min Htat,технолог-консультант

27.Pyone Maung Maung,технолог-консультант

28.Myo Min Oo,технолог-консультант

29.Phyo Min Thant,технолог-консультант

30.Saw Thet Paing,технолог-консультант

31.Aung Ко Oo,технолог-консультант

32.Nyi Htut,технолог-консультант

33.Pai Thu Oo,технолог-консультант

34.Wi Lin Мое,технолог-консультант

35.Thet Paing Oo,технолог-консультант

36.Kyaw Thet Naing,технолог-консультант

37.Ко Ко Maung,технолог-консультант

38.HI Wan Мое Aung,технолог-консультант

39.Руае Phyo Lwin,технолог-консультант

40.Kyaw Kyaw,технолог-консультант

41.That Swe,технолог-консультант

42.Min Thu Ya,технолог-консультант

43.Htet Ко Ко,технолог-консультант

44.Kaung Myat Tun,технолог-консультант

45.Win Htut,технолог-консультант

46.Kyaw Ye Aung,технолог-консультант

47.Yar Zar Kyaw,технолог-консультант

48.Kyaw Swar Lin,технолог-консультант

49.Zaw Myint Aung,технолог-консультант

50.Han Lin Aung,технолог-консультант

51.Myo Zaw Win,технолог-консультант

52.Kyaw Swar Htun,технолог-консультант

53.Kyaw Win San,технолог-консультант

54.Toe Htet,технолог-консультант

ОФИЦИАЛЬНО

- Судно вышло на промысел из порта Владивосток 3 января, по документам на борту находилось 132 человека, - сообщила «КП-Хабаровск» помощник дальневосточного транспортного прокурора Елена Барсукова. - По последним данным из воды поднято 117 человек, 54 погибших и 63 живых. Дальневосточный транспортный прокурор провел экстренное совещание по координации действий, его заместитель Михаил Степчук срочно вылетел в Южно-Сахалинск.

По сложившейся практике прокуроры сейчас приступили к изучению документов. В первую очередь будут проверятся бумаги, подтверждающие готовность судна к плаванию, квалификация экипажа, наличие и состояние спасательных средств и своевременность подачи сигнала о помощи.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

«Судно ушло в рейс недоремонтированным…»

Бывший заместитель председателя «Сахалинрыбаколхозсоюза» Владимир Бочагов (город Южно-Сахалинск):

- Сейчас по ТВ и в Интернете уверяют, что затонувший траулер «Дальний Восток» был современным и прошел ремонт. Но на самом деле Притоцкий мне говорил, что это очень старый пароход. Притоцкого руководство фирмы пересадило на этот траулер 11 января нынешнего года с РТМ-С «Млечный путь». Он звонил мне 23 февраля с перегрузчика, и жаловался, что на судне полная разруха, оно еле-еле работает. То кран откажет, то еще что-нибудь необходимое. Пароход пришел в район вылова недоремонтированным! Экипаж собран с мира по нитке. В цехе рыбообработки работают "малайцы".

Поэтому лить грязь на человека, который был одним из лучших капитанов непозволительно. В свое время я лично принимал капитана Александра Притоцкого на работу. Было это в конце 1995 года. Он прошел Афганскую войну. Потом окончил мореходку и успел поработать в Приморье вторым помощником капитана. К нам устроился на судно-стеркодер третьим помощником. Поработал на всех трех наших стеркодерах. Много лет был капитаном на стеркодере «Мыс Докучаева». Пока работал у нас в рыбаколхозсоюзе окончил «Дальрыбвтуз» - штурманское отделение. Был одним из лучших капитанов. И если честно – один из лучших дальневосточных мореходов. Сам он с Украины, вся родня и трое детей живут в Тернопольской области.

Разговор с Владимиром Бочаговым на Радио "Комсомольская правда":

КОММЕНТАРИЙ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ

Сергей Сиянов, вице-президент «Ассоциации рыбопромышленников Сахалина»:

- Компания-судоваладелец к нашей сахалинской ассоциации отношения не имеет, и мы с ними никогда не контактировали. Насколько мне известно, в «Рыбакколхозсоюз» компания также не входит. Учредители у «Магеллана» не сахалинские – находятся то ли на Камчатке, то ли в Приморье. Относительно порта приписки Невельск: надо четко понимать, что судно типа БАТМ, у которого осадка шесть метров не в состоянии вообще войти в Невельский порт. И смысла в этом нет, делать ему там совершенно нечего. А рыбаки на судне могли быть набраны в команду со всего Дальнего Востока. Капитан мне тоже, увы, неизвестен, даже не знаю сахалинец он или приморец….

Судно находилось в районе лова минтая, где масса других судов. Занималось промысловой деятельностью. Все, что произошло – стечение обстоятельств, несчастный случай. И спекулировать на этом не стоит.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Эксперт о трагедии в Охотском море: Странно, почему траулер не успел дать SOS

Судно было исправно, капитан опытный, на путину сельди и минтая выходил не в первый раз. Что же стало причиной ЧП? На этот вопрос нам попытался ответить президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский.

- Вы знаете, в прессе высказываются предположения, что, якобы была ошибка капитана. Но в то же время в последнее время появилась информация о том, что имело место столкновение со льдиной. Я бы пока даже не рассматривал эту версию по поводу ошибки капитана, который, якобы, там ошибся, выбирая трал или еще что-то такое. Эти пароходы достаточно устойчивые для того, чтобы не утонуть от выборки трала, даже если там была какая-то ошибочная вещь произведена. А вот столкновение со льдиной – это вещь достаточно распространенная, вполне реальная и по сезону, и по месту нахождения судна, и посадка, на которой ловят вообще в нашем регионе (подробности)

Эксперт о ЧП в Охотском море: Траулер «Дальний Восток» мог затонуть из-за сильного ветра

«Комсомолка» попросила Виктора Умрихина, декана факультета судовождения Сибирского государственного университета водного транспорта, выдвинуть версии, из-за чего могло пойти ко дну судно «Дальний Восток»

Нашему звонку Виктор Павлович ничуть не удивился. О трагедии в Охотском море все люди, имеющие и не имеющие отношение к морской навигации, говорили с раннего утра. Если изначально назывались цифры: 43 погибших из 130 человек, находившихся на борту, то к обеду речь шла уже о 54 жертвах…(подробности)

Разговор с Петром Осичанским в эфире Радио "Комсомольская правда":

КСТАТИ

Затонувший траулер мог стоить около 30 млн долларов

Затонувший в Охотском море траулер «Дальний Восток» мог стоить около 30 млн долларов. Такое мнение высказал источник в рыбопромышленных кругах.

"Судно такого типа и года постройки, прошедшее модернизацию морозильного оборудования, оценивается на рынке не менее чем в 30 млн долларов", считает эксперт.

Чтобы сегодня построить новое судно такого класса необходимо затратить 40 млн долларов, а для того, чтобы укомплектовать его рыбопромысловым, навигационным и морозильным оборудованием понадобится еще 20-25 млн долларов (подробности)

ЕЩЕ ВЕРСИЯ

СКР: Затонувший в Охотском море траулер, вероятнее всего, столкнулся с препятствием

В Следственном комитете России (СКР) считают, что большой автономный траулер «Дальний Восток», затонувший в Охотском море в 300 километрах от Магадана, вероятнее всего, столкнулся с препятствием.

«На данный момент наиболее вероятной причиной стремительного затопления судна следствие считает возможное столкновение с препятствием», - говорится в сообщении, размещенном на сайте СКР. При этом там отмечается, что корпус судна был поврежден в районе машинного отделения (подробности)

МЕЖДУ ТЕМ

Владелец «Дальнего Востока» начал внутреннюю проверку в компании

Владелец затонувшего в Охотском море судна начал внутреннюю проверку. Изучается документация, проверяются возможные причины аварии. Представители организации рассказали, что сейчас развернут оперативный штаб по поиску и спасению моряков. Решается, куда будут доставлены выжившие члены экипажа, составляются списки (подробности)