Звезды

Мужчина, знай свое место!

На российские экраны вышла французская комедия «Джеки в царстве женщин», снятая карикатуристом «Шарли Эбдо» Риадом Саттуфом
Мужчины в придуманной кинематографистами стране обязаны заворачиваться в тряпку, наподобие хиджаба, они нежны, робки и плаксивы

Мужчины в придуманной кинематографистами стране обязаны заворачиваться в тряпку, наподобие хиджаба, они нежны, робки и плаксивы

Демократическая республика Бубун – царство победившего матриархата. Мужчины обязаны заворачиваться в тряпку, наподобие хиджаба, они нежны, робки и плаксивы и посвящают свою жизнь обслуживанию женщин. Главный герой Жаки (актер Венсан Лакост, и зря его перевели как «Джеки», Жаки органичней) живет с мамой (Лор Марсак). Он ждет ее с работы, чистит ей сапоги, смущается от слова «оргазм» и хлопочет по хозяйству, в перерывах кокетливо отбиваясь от соседки-ухажерки.

Хотя кухонные заботы Жаки слегка облегчены: каша – единственная разрешенная в стране еда – поступает в дома по трубам, как вода. Страстная мечта Жаки – жениться на наследнице престола, прекрасной полконессе (Шарлотта Гензбур), а для этого – ясное дело – попасть на бал.

Высшее руководство – генералисса (Анемон), ее дочь полконесса и их приближенные носят френч. Одеяние рядовых гражданок напоминает китель Мао Цзэдуна.

Вслед за кодовым словом «бал» Золушок-Жаки влечет из-за кулис остальных: «мачеха» (Дидье Бурдона) с сыночками и «доброго фея» - Мишеля Хазанавичуса, режиссера оскароносного «Артиста».

Фильм любопытен и потому, что Риад Саттуф, во-первых, этнический сириец и вырос в Сирии. Во-вторых, он по совместительству карикатурист журнала «Шарли Эбдо». Но я бы воздержалась от слишком близких сопоставлений с нашумевшим изданием.

Можно осуждать «Шарли» за похабщину в освещении исламизма, но кинокартину осудить – даже за это – никак невозможно.

Кому кино не понравится – так это только любителям порассуждать про «природное назначение женщины» и тому подобную белиберду.

Созвездие актрис так ловко справляются с мужскими масками (причем они играют не просто мужчин, а брутальных мужланов в сапожищах), что прямо чувствуешь: у людей наболело. Получилось внезапно и смешно. До сего момента история кино знала десятки отличных примеров переодевания дядьки в тетеньку, но не припомню ни одного случая, чтобы тетки, переодетые дядьками, доводили зрителя до состояния «пацталом» так, как это им удается в картине Саттуфа.

Чего стоит сцена, где Золушок уговаривает маму помыться, потому что от нее уже попахивает, и мама нехотя соглашается, морщась и почесываясь…

Или – когда Жаки уморительно конфузится, а Шарлотта Гензбур, с голливудским прищуром, хрипловатым от страсти голосом говорит ему: «Мне нравится твоя застенчивость…»

Трейлер сообщает, что «Джеки» наследует «Монти Пайтон», а первые рецензенты уже отметили аллюзии к Саше Барону Коэну и другим мастерам бурлеска. Но даже если бы фильм никому не наследовал и никуда не отсылал, все равно – идея беспроигрышная: комедия переодеваний плюс блистательный актерский ансамбль – сделали свое дело.

По глазам актрис я читала, какое колоссальное удовольствие они получают от игры: «Наконец-то оторвались». Точно такое же наслаждение я ловила и в выражениях лиц фильма «Батальон». Тоже картина сильная, но ведь кардинально другой жанр - трагедия… Объединяет их то, что просто приятно, наконец, сыграть те качества, которые традиционно – даже в искусстве – приписываются мужчинам. Потому что в жизни эти качества давно лишены половой ориентации. Некоторые – к счастью, некоторые – к сожалению.

Да, что-то необратимо меняется в этом мире...