Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Политика19 мая 2015 22:00

Жители Галичины о россиянах: Москаль жить не может без руководящих указаний

Путешествие по исчезающей стране: путевые заметки с Украины. Часть 3 (14) [фото]
Источник:kp.ru
В Ивано-Франковске портреты идеологов национализма взывают к жителям прямо со стен домов. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

В Ивано-Франковске портреты идеологов национализма взывают к жителям прямо со стен домов. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Продолжение. Начало цикла читайте на сайте kp.ru и в номерах за 18 и 19 мая с. г.

В предыдущих выпусках было рассказано, как, коварно проникнув в главный город Галичины Львов, автор убедился: настроения здесь не слишком ура-патриотические, да и национализм какой-то несерьезный, а этнографически-фольклорный...

Не посадил бы родной дядя - хвосты бы коровам крутил

В Ивано-Франковске, бывшем польско-еврейском Станиславе, зашел навестить старого знакомого, с которым когда-то вместе работали журналистами на Колыме (я писал, он фотографировал, затем ушел на телевидение). Хотя привезли его к нам на север в 1953-м как пособника бандеровского подполья. За то, что, как сам теперь говорит, носил провизию по хованкам и схронам. Посадил его родной дядя, брат матери. Дождался, когда хлопцу исполнится 18, и сдал прямиком в МГБ. Дали Ярославу на полную катушку - 25 лет лагерей и еще 5 поражение в правах.

Точно так же на барже из Ванинского порта и по той же статье доставили его будущую жену - она из соседнего села. Освободили обоих только в 56-м, тогда же и поженились. И зависли в Магадане почти на 45 лет. За это время ни он, ни она так и не избавились от специфического диалекта и исковерканных русских слов. Мы даже специальный словарик его произношений когда-то составили, где «флакон» означал «плафон», «кувадла» - «кувалда», «телообъектив» - «телеобъектив» и т. д.

Сам он о своей посадке особенно не распространялся, но мы-то знали!

- Слава, ну и как ты сейчас на это смотришь?

- А знаешь, я не в обиде, что так получилось. Ну кем бы я был, останься здесь? Крутил бы хвосты коровам? А так жизнь получилась интересная. Очень! Столько всего видел! Весь Север облетал и объездил! А людей сколько замечательных повстречал!

И в самом деле, как это ни странно звучит, но репрессии и посадка подтолкнули его судьбу к тому, чтобы стал человеком. Причем действительно успешным. Сначала отличным слесарем. Потом фотомастером. Лауреатом всяческих профессиональных премий. Даже ветераном, заслуженным деятелем культуры и чего-то там еще.

- Мне тут на родине, когда лагерный срок пересчитали (год за два), общий трудовой стаж вышел аж 71 год. Ну и пенсия поэтому 3 тысячи гривен (в переводе на рубли это получается почти 8 тысяч рублей, по украинским меркам вполне сносно - С. П.) Да и много ли одному надо - «шестерка», слава богу, на ходу, а за Быстрицей, это речка у нас такая, участок есть 4 сотки. То есть яблоки, сливы, вишня, помидоры с огурцами свои. А еще сын племянницы обычно двух кабанов держит: когда заколют, беру сразу 10 кило, а там цена другая, немагазинная. Так что, когда мне тут пару раз как репрессированному пайки приносили - крупа там, макароны разные, колбаса-кровянка, - я сказал: «Не надо, у меня и своё есть»...

- Ну хорошо, Слава, я рад, что ты не бедствуешь. А общая атмосфера у вас тут какая?

- Да всё у нас спокойно на западе Украины. И у нас, и во Львове. Это же там, на востоке, воюют. И когда это всё кончится? Кому это вообще надо?

- Говорят, народ от мобилизации бежит - кто в Польшу, а кто в Россию?

- Ну это же они на работу едут. Но не все же уехать могут. Многие вот теперь и в армию идут - там, говорят, платить стали хорошо. Опять же льготы всякие - на оплату «коммуналки» или учебу детей.

- Ты точно знаешь, что платят?

- Ну говорят... Сколько там под Донецком людей поубивало! Наших-то хоть сюда привозят, хоронят, а ваших, говорят, прямо в шахты сбрасывают, чтобы в России не узнали. У нас по телевизору кажут, что уже три шахты полные тел российских солдат.

- И ты что, веришь в эту чушь?

- Никакая не чушь! Ведь по телевизору же! Это у вас не показывают, а нам это говорят!

Нет, вы представляете, какой оглушительной должна быть укропропаганда, если она сумела убедить даже старого газетного и телевизионного волка? Понятно, что он вырос на том, что, если это написано в газете или произнесено с экрана, то так оно и есть. Сам-то он по-другому не работал.

Бывший колымский заключенный Ярослав Юрцуняк сейчас благодарит судьбу, что так повернулась его жизнь. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Бывший колымский заключенный Ярослав Юрцуняк сейчас благодарит судьбу, что так повернулась его жизнь. Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Мы на горе саложуям ядерный пожар раздуем

На других, не столь изощренных и осведомленных в деятельности СМИ, башни-излучатели якобы информации действуют еще более эффективно.

А там такое вещают - ну мама дорогая! Включаю новости по одному из национальных каналов: «Власти Украины не исключают, что лесной пожар в чернобыльской зоне - это результат поджога сепаратистами, которых толкает иностранное государство-агрессор». Каково, а?! Вот же ж злочинна Россия - то она, как полгода назад заявлял экс-министр обороны генерал Гелетей, тактическую атомную бомбу против неньки применила, а сейчас вот как раз в очередную годовщину чернобыльской трагедии радиоактивные леса подожгла, дождавшись ветра в сторону Киева!

Но при том формулировка осторожная - «не исключают». Чи е, а чи ни...

Параллельно начальник областного СБУ бьет в набат: «Мы сможем защитить от авиаударов только 12 процентов населения, потому что только на такое количество людей готовы бомбоубежища!» И никто ведь не задается простеньким вопросом: а что, кто-то собирается бомбить Ивано-Франковск?

«Забудь отца, забудь и матку - спеши повинность исправлять!» - это уже вылезшие из схрона и спешно полюбившие национальную поэзию 90-летние ветераны УПА красуются на экране в пошитой заново форме с детского цвета портупеями и призывают к мобилизации...

И вот апофеоз войны, как сказал бы художник-баталист Василий Верещагин: встреча в телестудии траченой молью ведущей, постоянно впадающей в экстаз, как в трясучку, с теми самыми бойцами, которые «прийшли с российско-украинского фронту, прийшли з АТО»... Трое «бийцов» в разномастном камуфляже с чужого плеча. У одного на «цифре» красуется нашивка: «Jackson. US air forces». «Нехай зникнуть вороги! Хай живе вильна Украйна!»

Та нехай...

Где еще, как не на Галичине, вербовщикам пополнять ряды карательного батальона «Азов»? Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Где еще, как не на Галичине, вербовщикам пополнять ряды карательного батальона «Азов»? Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

«Москаль - це раб!»

Вам интересно, что о нас думают западные украинцы? Мне вот интересно! Поэтому читаю в общественно-политической газете Ивано-Франковской области «Галичина» специальную страницу, которая так и называется - «Россия». Здесь печатаются письма и размышления читателей о нас. Например, соображения жителя областного центра Станислава Гринды «Единение вокруг водки» - под рубрикой «Прелести русского мира». Или колонку читателя Владимира Чипиги из городка Снятин «Природа москаля». Природа моя и наша, оказывается, такая: «Удельный москаль крепок своею врожденной беспомощностью. Это раб, который не может существовать в мире без «руководящих указаний». Ему надо сообщить, для чего он родился, что он должен говорить и думать, на каком боку спать...»

И ведь это совершенно серьезно! Они так в самом деле о нас думают! Как будто иной мир, а ведь до вполне равнодушного Львова меньше 100 км.

Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

Фото: Сергей ПОНОМАРЕВ

В следующем выпуске пойдет речь о тех жителях Галичины, у которых сохранился - несмотря ни на что - критический взгляд на происходящее. И как их шельмуют и преследуют.

Продолжение читайте в номере за 21 мая с. г.