Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-9°
Boom metrics
Общество3 июня 2015 20:40

Ударим базовым учебником по башке учителю!

Наш колумнист размышляет о том, к чему приведут новые образовательные инициативы Госдумы.
Наш колумнист размышляет о последних предложениях в сфере реформирования образования

Наш колумнист размышляет о последних предложениях в сфере реформирования образования

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Недавно поймал себя на том, что стал угадывать, какие учителя были у того или иного моего собеседника. Вот этого, угрюмого, учили въедливые формалисты, и теперь школа для него ассоциируется с походом к зубному. А эта, истеричная, всегда тянущая одеяло на себя, болела синдромом отличницы, подлизывалась к завучу, получила медаль, с тех пор неискренняя лесть – главное ее оружие.

Да, мы - родом из детства. Некоторые вырастают и взрослеют. А для некоторых единственным критерием истины на всю жизнь остается собственный детский опыт. В случае, когда есть пальцы и электрическая розетка, он точно незаменим. Но сколько раз вроде бы умудренные знакомые наотрез отказывались понимать и принимать то, что происходит в нынешнем образовании – «Неправда! А у нас в школе было не так!» И не достучаться, что школа 30-35 летней давности и нынешняя – совсем разные (разве что столы и доски с тех времен сохранились). «Как же, нас вот так учили – и выучили!»

Тот, кто постоянно не занят школьными делами или даже сталкивается с ними лишь на родительских собраниях раз в три месяца, даже не представляет, какие перемены произошли за последние пятнадцать-двадцать лет…

И потому такой бой разгорелся по поводу очередного законопроекта неугомонного депутата Яровой и ее активных товарищей. На этот раз глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, предложила ввести единые линейки учебников по всем основным предметам. Даже не единые, а единственные.

Вроде бы идея здравая и вроде бы как в ней забота о детях...

Если бы речь шла о детях страны Советов 1970 года.

Вкратце идея Яровой или тех, кто писал для нее документ, такая: нынешние федеральные стандарты слишком вольные, в них четко не прописано какую формулу и какой параграф к примеру 26 сентября на втором уроке по всей стране должны учить ученики шестого класса. Там больше про то, в каких условиях должны заниматься дети (светлые классы, электроника всякая, книжки легкие), как работать учителю... В общем, ужас, разброд и шатание.

Наверное, депутаты просто не знают, что кроме стандартов есть школьные программы, рекомендованные Минобрнауки, где все знания, которые должен знать ученик, прописаны.

В общем, чтобы в школе раз и навсегда был полный порядок, депутаты хотят ввести «базовое содержание» - вот от сих и до сих и все. Причем, это «от сих» - это «общепризнанные знания». («Общепризнанные», видимо, по депутатской терминологии это те, за которые проголосовало большинство).

А учебники с тем самым «базовым содержанием» - единственно верные и обязательные для использования в школе. А ежели какой ребенок излишне одарен и пытлив — тому дается не углубленное (как ныне положено), а расширенное образование и не по учебнику, а по учебным пособиям.

По математике, русскому языку, литературе и истории России предлагаются жесткие «общие линейки базовых учебников». По остальным предметам - «полужесткие».

В представлении думцев учеба в 15 году 21 века происходит так. Вот перешел ученик из школы «А» в школу «Б». В «А» ему предмет читала Марьванна, в «Б» будет точно такая же Марьванна-2. По тому же учебнику, по такой же методичке.

И в объяснении к законопроекту непременный отсыл к временам СССР — мол, там, когда ученик переезжал из Владивостока в Минск, приходил в класс с теми же самыми учебниками и с той же самой программой.

Но в том-то и счастье/беда (для кого как), что в советские времена вернуться уже невозможно. Другая экономика и другая информационная среда. Да и дети другие. Совсем другие.

Почему идея с базовыми учебниками, строго единообразной методикой сегодня не просто устарела, а просто опасна для страны? Попробую объяснить.

Времена, когда страны мерялись запасами золота, нефти, лесов и количеством построенных доменных печей уходят в прошлое. Полезные ископаемые исчерпываются, золото заменяет печатный станок. Все большее стран понимают — главное для развития — человеческий капитал. То есть умные, образованные, нестандартно мыслящие люди. Именно они могут придумывать новые компьютерные программы, неожиданные технологии и материалы, самолеты, космические корабли и смартфоны. То, что будут покупать другие, неспособные это придумать и произвести. Не случайно США уже десятилетиями скупает мозги. Не случайно в международных рейтингах лучшие по уровню образования страны те, где впереди планеты всей инженерная мысль — Финляндия (телекоммуникационные технологии, судостроение), Сингапур, Гонконг (электроника, биотехнологии, фармацевтика). И не зря Китай все строит и строит громадные здания университетов и академий.

Принципиально изменилась сама цель образования. Еще лет двадцать-тридцать назад (яркие школьные годы нынешних депутатов-реформаторов) знаний, полученных в школе и в институте, как правило, хватало на всю жизнь. Если что — можно было быстренько подучиться на курсах повышения квалификации в большом скучном доме.

Сейчас учиться нужно всю жизнь. Знания, полученные в самом продвинутом вузе, устаревают лет через пять-семь (в лучшем случае). То есть задача школы теперь иная — не забить голову знаниями, а научить детей учиться, привести к мысли, что процесс этот будет постоянным, и источников получения информации будет все больше и больше.

Простой пример — смартфон появился только 7 лет назад. Планшет — 5. А уже сейчас документооборот, торговля, множество сервисов заточено именно под такие устройства. Какие технологии будут через 3-4 года — вообще пока мало кто себе представляет.

То есть меняется суть школы, жесткая классно-урочная система, придуманная в 17 веке !!!! (все сели за парты, выучили параграф — и преподаватель счастлив) благополучно отмирает. Учитель — это уже не ментор, не носитель единственного знания. Его теперь можно в большем объеме получить, просто заглянув в Интернет.

Богатство не в единообразии, а в разнообразии детей – будущих гениев-программистов, врачей, способных делать операции, глядя на экран компьютера, слесарей, управляющихся с мощными станками ЧПУ, генных инженеров. И для того, чтобы раскрыть талант каждого, не единый учебник нужен, не скучные учителя…

Мало кто из родителей, депутатов и прочих озабоченных судьбой подрастающего поколения, представляет как Минобрнауки пыталось в последние пятнадцать лет оживить и осовременить наше школьное образование. И тут не вина озабоченных — минобровские чиновники, меняющиеся со скоростью переключения цветов в светофоре, и сами порой не могут сформулировать откуда мы шли и куда придем. Попытаюсь это сделать я, наблюдающий со стороны за спастическими и не всегда логичными попытками нашей школьной системы стать умнее и современнее.

Середина 90-х... Речь не о том, чтобы сохранить «советское образование», а о том, чтобы хотя бы сохранить учителей в школах. Точная цифра: в 1995 году из столичных школ уволилось 5 тысяч учителей — если считать, что в среднем в образовательном учреждении 50 учителей — значит, в один год 100 школ остались без педагогов. В регионах шел примерно такой же отток. Уходили самые толковые, смышлёные, активные — те, кто знал, что и без школы выживут (или проживут?).

К концу 90-х кадровая ситуация была аховая — невыплаты зарплат, недостаток кадров. В классах оставались те, кому деться больше было некуда. О каком качестве образования говорить, когда один учитель преподавал иностранный, географию, обществоведение и физкультуру?

И вот в такой ситуации нужно было не только учителей вернуть в школы, но и тех, кто остался стоять у доски, по-новому заинтересовать, научить новым технологиям. Отсюда и приоритетный проект «Образование», когда лучшие учителя и школы получали деньги на развитие. И жесткий контроль за своевременной выплатой зарплат. И создание базовых и стимулирующих частей зарплат, поневоле заставлявших педагога развиваться. И встряска замшелых Институтов повышения квалификации педработников, разрабатывающих теперь программы развития школ.

Да, уверен, единой стратегии (как документа) о том, что в школы должен прийти молодой, активный учитель, который сделает так, чтобы современным детям было интересно учиться, не было. Но общая логика властей была именно такой.

И понимание того, что сделать российскую школу современной, открытой, умной, конкурентоспособной можно только если «перековать» учителя. Это было сложно. Знаю учителей лет пятидесяти, которых чиновники буквально через колено ломали, заставляя изучать компьютер, электронные доски и вести дневники в Сети.

И вот сейчас можно сказать — многое получилось. Недавние уже не отечественные, а международные исследования показали —в наших школах 12 процентов учителей моложе 25 лет! А 60 процентов молодых учителей считают престижной работу в школе!

Понимаете? В школы пришли молодые, творческие ребята, которым интересно учить, которые понимают нынешних школьников. И к которым молодняк поколения iPad mini тянется.

В современной школе главное — не учебник, не учебный план, а учитель. Учитель, у которого есть возможность использовать десятки разных источников, сотни приемов, чтобы увлечь своих учеников. Наверное, люди, живущие в Охотном ряду, и не представляют, что теперь над одним проектом вместе могут работать ребята из нескольких классов и те, кто сегодня простыл и в школу не пришел. Что вообще учебник не обязательный атрибут школьной жизни и учитель имеет сегодня право излагать тему, так, как, по его мнению, будет лучше для запоминания учеников.

Наша школа не сделала, но явно делает мощный шаг вперед. И доказательство этому – уже другие международные рейтинги, в которых наши ребята каждый раз забираются все выше и выше. А в конкурсах «Учитель года России» все чаще побеждают яркие ребята, которым и 30-ти нет (Информатик из Мытищ Андрей Сиденко вон вообще попал в десятку самых влиятельных педагогов мира!)

И теперь, если законопроект товарища Яровой и ее товарищей превратится в закон, о творчестве в школе можно будет забыть. Один учебник, одна программа. Регламентируется все. Хорошо еще, что пока не требуют детей в класс заводить парами по двое. Учителя превратятся в говорящие головы, думать им уже не нужно будет - за них все будет придумано, разжевано и спущено сверху. Согласятся с таким молодые педагоги, которые уже не ностальгируют по советской школе, потому что сами в ней не учились? Будет ли ребятам хотеться ходить на такие уроки?

Сможем ли мы в условиях оранжереи с жестко установленной температурой, режимом влажности и графиком полива вырастить необычные растения? Смогут ли появиться интересно мыслящие, смелые, уверенные в себя ребята?

Если мы хотим в середине 21 века стать мощной, современной, продвинутой страной, использующей новейшие технологии, сегодня учителя надо поднять, помочь ему расправить крылья, дать свободу творить. А мы его раз - и единым учебником по башке.