Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics

Новые проекты и сервисы для инвалидов в России: как сделать жизнь комфортной для каждого

Представители общественных организаций и эксперты Фонда соцстраха обсудили меры, которые помогут повысить качество и доступность социальных услуг для людей с ограниченными возможностями
НИКОЛАЕВА Анна
Представители общественных организаций и эксперты Фонда соцстраха обсудили меры, которые помогут повысить качество и доступность социальных услуг для людей с ограниченными возможностями. Фото: ГЕРАСЬКИН Андрей

Представители общественных организаций и эксперты Фонда соцстраха обсудили меры, которые помогут повысить качество и доступность социальных услуг для людей с ограниченными возможностями. Фото: ГЕРАСЬКИН Андрей

ОТ ОБЩЕЙ СТАТИСТИКИ К ЛИЧНЫМ ПРОБЛЕМАМ

- Мы, как Фонд, оказываем большое количество льготных услуг инвалидам, поэтому очень важен вопрос: насколько хорошо мы работаем, насколько качественны эти услуги и как повысить их уровень и комфортность, - отметил руководитель Фонда социального страхования (ФСС РФ) Андрей Кигим, открывая «круглый стол». Вместе с экспертами ФСС в «Комсомолке» собрались представители ведущих общественных организаций инвалидов - не только для того, чтобы обсудить проблемы и способы их решения, но и сделать реальный шаг на пути улучшения ситуации: подписать соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Фондом.

Андрей Кигим, руководитель Фонда социального страхования (ФСС РФ).

Андрей Кигим, руководитель Фонда социального страхования (ФСС РФ).

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Такая совместная работа позволит нашим инвалидам получать более качественные технические средства реабилитации и услуги службы сурдоперевода, - пояснил вице-президент Всероссийского общества глухих Станислав Иванов. - Благодаря сотрудничеству в рамках соглашения мы сможем более точно, детально совместно выяснять и понимать, что конкретно нужно тому или иному человеку с инвалидностью, чтобы интегрировать его в общество и он смог вести полноценную жизнь.

«Мы наконец-то переходим от общей статистики к конкретному человеку, его личным проблемам, которых прежде не было видно за глобальными проблемами», - подчеркнул вице-президент Всероссийского общества слепых, депутат Государственной Думы РФ Владимир Вшивцев.

КТО ВЫБЕРЕТ САМУЮ «ПРАВИЛЬНУЮ» КОЛЯСКУ?

- Всероссийское общество инвалидов, как и другие общественные организации, это большая разветвленная сеть региональных и местных организаций, - рассказал председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), депутат Государственной Думы РФ Михаил Терентьев. - В частности, ВОИ представлена в 82 регионах Российской Федерации, это 2038 местных организаций, и такой массовый человеческий ресурс, безусловно, стоит использовать для того, чтобы обеспечить соблюдение интересов людей с инвалидностью в сфере предоставления технических средств реабилитации. Сейчас, подписывая соглашение, мы подошли к тому, чтобы сверить часы с представителями Фонда социального страхования, и после этого будем рекомендовать всем нашим региональным организациям конструктивно взаимодействовать с ФСС. Нам очень важно, чтобы в конечном итоге региональные отделения ФСС закупали более качественные технические средства реабилитации (ТСР).

Михаил Терентьев, председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), депутат Государственной Думы РФ.

Михаил Терентьев, председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), депутат Государственной Думы РФ.

О том, в каких именно направлениях будут работать общественники и Фонд в рамках подписанных соглашений, рассказал замруководителя ФСС РФ Алексей Кошелев:

- Первое - это участие экспертов от общественных организаций в составлении технических заданий на закупку ТСР. Кто, как не сами люди с инвалидностью, лучше всего знают, какие именно коляски или слуховые аппараты им нужны, чтобы максимально компенсировать проблемы со здоровьем и улучшить свое физическое состояние. В идеале хотелось бы прийти к тому, чтобы люди сами выбирали себе наиболее правильные, подходящие технические средства реабилитации, и характеристики таких ТСР прописывались в техзаданиях.

Второе направление - это контроль. Не секрет, что встречаются недобросовестные поставщики, которые, пользуясь теми или иными возможностями, отдаленностью от экспертов Фонда и/или потребителей, пытаются более дешевую продукцию выдавать за более дорогую. Фактически речь идет об обмане, подмене нормальных ТСР. И контроль самих представителей инвалидов, участие их специалистов в приемке товаров, которые мы закупаем, поможет оперативно выявлять злоупотребления, не допускать их.

Станислав Иванов, вице-президент Всероссийского общества глухих.

Станислав Иванов, вице-президент Всероссийского общества глухих.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ КАЗУСЫ

Третье направление сотрудничества ФСС и представителей общественных организаций людей с инвалидностью - доставка технических средств реабилитации непосредственно потребителям, каждому человеку, который нуждается в ТСР. «Возможны два варианта, - рассказал Алексей Кошелев. - Или средства реабилитации довозят непосредственно до потребителя, или раздают через пункты выдачи, которые могут быть как удобно, так и неудобно устроены в населенных пунктах». Поэтому также встает вопрос: насколько вариант доставки и выдачи устраивает человека, получающего ТСР. С помощью потребителей социальных услуг Фонд планирует контролировать выдачу, вовлекая в нее получателей ТСР и подбирая наиболее комфортный для них вариант.

Владимир Вшивцев, вице-президент Всероссийского общества слепых, депутат Государственной Думы РФ.

Владимир Вшивцев, вице-президент Всероссийского общества слепых, депутат Государственной Думы РФ.

Четвертое направление - вопросы, связанные с оказанием санаторно-курортных услуг. ФСС приобретает для людей с инвалидностью в среднем 168 тысяч путевок ежегодно, это большое количество, важная социальная услуга, и контроль за ее качеством очень актуален. «Увы, сейчас бывают случаи, когда в конкурсах по обеспечению санкуром участвует кто попало, - посетовал замруководителя ФСС. - До смешного доходит. Скажем, турбаза Челябинской области участвует в оздоровлении инвалидов Кубани. Скажите, какой инвалид с юга поедет через всю страну за лечением на турбазу в Челябинскую область?! При этом более дешевые путевки предлагаются именно в Челябинск, но как мы должны объяснять инвалиду, почему выбрали для него именно это направление, которое выглядит совершенно нелогичным?». Чтобы избежать таких и других казусов, ухудшающих ситуацию с санаторно-курортным обеспечением инвалидов, Фонд также планирует привлекать к участию в процедурах выбора санаториев представителей общественных организаций.

Алексей Кошелев, замруководителя ФСС РФ.

Алексей Кошелев, замруководителя ФСС РФ.

ИДЕЯ

Даешь выставку!

- Если стоит вопрос - как выбрать ту или иную качественную продукцию, технические средства реабилитации для инвалидов, то я отвечу: мировая практика показала, что лучший способ - это проведение крупных выставок, - рассказал вице-президент Всероссийского общества слепых Владимир Вшивцев. - Такие мероприятия позволяют изготовителям продукции наглядно показать ее, и, соответственно, на этих выставках должны присутствовать представители органов государственной власти, в том числе, Фонда соцстраха, представители инвалидных организаций. Экспертный совет в итоге сможет наиболее предметно и обоснованно определить, что на сегодняшний день соответствует качеству и цене, что возможно было бы приобрести для инвалидов той или иной категории. К этой практике нужно подходить, по ней сейчас работает весь мир.

НОВАЦИЯ

Стартовала программа контроля качества

- Наша задача - не просто сказать, что мы клиентоориентированная организация, а вместе с коллегами из обществ инвалидов создать такую среду, в которой сотрудники Фонда начнут относиться к потребителям, получателям социальных услуг, как сегодня относятся к клиентам в любом магазине, страховой или телефонной компании, - подчеркнул руководитель ФСС Андрей Кигим. - Скажем, если у вас заканчивается страховка ОСАГО, то вам несколько раз позвонят и напомнят, что нужно купить новый полис. А когда у инвалида заканчивается срок действия протеза, ему никто не позвонит и не скажет, что надо обратиться за заменой. Человек будет ждать полгода, а потом ему скажут: почему сам не обратился?

Чтобы не допускать таких ситуаций, в Фонде социального страхования решили ввести новый сервис: персональный информационный навигатор (ПИН). С 1 января 2016 года такой пилотный проект стартует в нескольких регионах России. «В начале года мы будем направлять инвалиду письмо о том, как выглядит его индивидуальный план реабилитации, когда он должен обратиться за получением того или иного ТСР, надо ли ему прийти к нам или сразу в ортопедическое предприятие, - поясняют в ФСС. - Человек должен понять, хочет ли он вообще получить протезное изделие от Фонда или принесет чек, купив такое изделие сам в рамках установленного перечня и лимита по ценам, и мы ему оплатим по факту. Поэтому, безусловно, социальный ПИН - это очень ответственный сервис, связанный с деньгами - ведь, если мы напишем такое письмо человеку, то потом будем не вправе отказаться от предоставления заявленных в нем услуг или нарушить сроки их предоставления».

Таким образом, ПИН - это фактически способ самоограничения и самоконтроля для сотрудников ФСС, по сути стартует программа контроля качества, подчеркивают в Фонде.

- Мы в полной мере поддерживаем такую инициативу, - согласился председатель ВОИ Михаил Терентьев. - Плановый подход будет очень способствовать тому, чтобы инвалид чувствовал себя комфортно. Человек будет знать, что в этом году он должен получить в таком-то месяце такое-то техническое средство реабилитации. С другой стороны, сам Фонд сможет проще и эффективнее организовывать плановые закупки нужных средств реабилитации.

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ

Люди с ограниченными возможностями: чем поможет государство?