Общество

Хоть на полюс, хоть на Эльбрус надеваем российское

14 отечественных компаний приняли участие в знаменитой выставке одежды и оборудования для туристов и экстремалов OutDoor

«Делал как для себя...» Если мастер говорит вам эту фразу - все уже понятно. Это покруче знака качества в советские времена.

На выставке OutDoor в немецком Фридрихсхафене я познакомился с нашими мастерами, выпускающими куртки, штаны, рюкзаки, спальники, палатки, ботинки и много чего еще полезного. И понял, почему для походов на Северный полюс или для восхождений на Эльбрус экстремалы в последние годы выбирают отечественное. Все (или почти все), кто два десятка лет назад создавал эти компании и кто сегодня в них работает - сами завзятые путешественники. Можно с ними говорить о новой фурнитуре, о непромокаемой ткани, но в конце концов разговор обязательно свернет на рассказ об очередном восхождении или экспедиции по местам редким, красивым и нехоженым.То есть то, что сейчас выпускают наши компании, - это все «для себя».

- Знаешь, первые пуховики мы шили из флагов. Очень хороший капрон был! - гордо вспоминает Николай Наумов из Красноярска. Его компания «Рок Пилларс» сейчас одевает в яркие, легкие пуховики чуть не всю Сибирь. - Ткань добывали 1 и 9 мая. Подменяли государственные флаги на те, что сделали сами из ткани похуже.

- Моя бабушка в таком до сих пор на даче ходит, - подхватывает Юля Кузнецова из компании «БАСК» (название расшифровывается как «Байдарочно-Строительный кооператив» - и сразу становится понятно, с каких времен предприятие ведет историю).

В советские времена отечественных товаров для любителей экстремальных путешествий не было. Импортные были не по карману. Вот и шили, гнули, варили все сами. Сначала для себя. Потом и для друзей. Потом начали продавать. Фирмы, которые выжили в 90-х и развернулись в 2000-х, конечно, уже давно выбрались из подвалов и гаражей. У них миллионные обороты. Есть представительства за рубежом. Им стали заказывать специальную одежду и экипировку МЧС, Минобороны.

Одежда из коллекции «БАСК»: Теплая шапка-ушанка Arctic Hat. Мужская пуховая куртка-парка Yamal. Именно ее предпочитают покорители Северного полюса. Теплый зимний мужской пуховый полукомбинезон Taganay с высокой спинкой и грудкой. Фото: Сергей ОРЛОВ

Одежда из коллекции «БАСК»: Теплая шапка-ушанка Arctic Hat. Мужская пуховая куртка-парка Yamal. Именно ее предпочитают покорители Северного полюса. Теплый зимний мужской пуховый полукомбинезон Taganay с высокой спинкой и грудкой. Фото: Сергей ОРЛОВ

Да я сам не удержался и, несмотря на июльскую жару, перемерил кучу курток, штанов и ботинок, выставленных на общем стенде Russian Outdoor Village.

- А не в этих ли куртках грелась последняя экспедиция за Полярный круг? - вспомнил я одежку, в которой щеголял по редакционным коридорам коллега, которому повезло отправиться в такое путешествие.

- Точно! - подтверждает Юлия Кузнецова.

- А в таких комбинезонах ребята покоряли Эверест, - узнаю я другую коллекцию.

- Они самые! - помогает мне застегнуть куртку Камилла Ахмедова из компании RadFox.

Посмотреть новинки приехал на выставку и статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов. Он возглавлял в Санкт-Петербурге Федерации гребного спорта, горнолыжного спорта и сноубординга и Федерацию хоккея. А сейчас входит в попечительский совет Федерации хоккея России. Так что в экипировке знает толк.- Да вы и сами видите - сегодня то, что выпускают наши outdoor-компании, не уступает по качеству западным аналогам, - объясняет он. - А цены при этом ниже. На российском рынке сейчас более 30 предприятий занимаются производством собственной продукции.

А еще примерно 40 крупных и небольших компаний обслуживают это производство, выпуская инновационные ткани, специальную фурнитуру. Компании - производители одежды для экстремальных видов отдыха и туризма всегда считались полигоном для создания новых технологий. К примеру, сверхпрочные, облегченные, морозо- и износоустойчивые ткани появились во многом благодаря outdoor-сегменту. В создании экипировки для военных и снаряжения спасательных подразделений зачастую используются технологические решения, придуманные outdoor-производителями. Предприятия outdoor-сегмента использовали многие технологии космической промышленности. В частности, мембранную ткань, новые сплавы алюминия, сверхсовременные утеплители. Создание подобных технологических решений требует огромных затрат. Окупить их как раз и помогает outdoor-направление. Выходит, что государство, развивая эту отрасль, получает высокотехнологичные производства.

И добавляет:

- Одно из основных конкурентных преимуществ российских производителей - многолетний опыт. Наши компании не копируют уже созданные кем-то образцы одежды и обуви. Они их буквально изобретают в соавторстве со спортсменами, полярниками и альпинистами. Экипировка, которую выпускают российские фирмы, прошла огромное количество испытаний в самых сложных экспедициях. Часто модели после таких проверок дорабатывают, модернизируют.

Несколько российских компаний и прежде участвовали в OutDoor - приезжали сами. На этот раз при поддержке Минпромторга России впервые была организована совместная «выставка в выставке» - Russian Outdoor Village. И участвовали в ней 14 передовых компаний из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Рязани, Коломны, Обнинска и Подольска.

Одежда из коллекции RedFox: Каска, рюкзак, куртка и штаны разработаны отечественными модельерами специально для экстремалов. Берцы компании «Фарадей». В них специальная стелька, отводящая влагу, самоочищающийся протектор и уникальная вставка Ice Lock. Фот

Одежда из коллекции RedFox: Каска, рюкзак, куртка и штаны разработаны отечественными модельерами специально для экстремалов. Берцы компании «Фарадей». В них специальная стелька, отводящая влагу, самоочищающийся протектор и уникальная вставка Ice Lock. Фот

- Для наших предприятий очень важно участие в OutDoor, - объясняет Виктор Евтухов. - Для некоторых производителей, по сути, впервые представился уникальный шанс обменяться опытом с западными коллегами, найти партнеров по бизнесу, новые рынки сбыта, заключить взаимовыгодные контракты.

Впрочем, Минпромторг России не ограничивает поддержку отечественных производителей только помощью в организации выставок. И с банками ведутся переговоры, чтобы организовать максимально выгодные для предприятий кредиты. И компенсацию за приобретенное современное оборудование предоставляют. В общем, подставляет плечо.

- Знаете, у нас всегда была такая позиция: делать свое дело и быть подальше от государства, - признался основатель компании «БАСК» Владимир Богданов. - Но сейчас я вижу, что к управлению пришли молодые, активные, грамотные люди. И мы чувствуем их поддержку. Сотрудничество, которое сейчас налаживается, на мой взгляд, очень перспективно.

А ЧТО ВНУТРИ?

Тонкая, теплая, воды не боится

В России разрабатывают и новые материалы, до которых Запад еще «не дорос». Например, тоненький утеплитель, который придумали на фабрике нетканых материалов «Весь мир». На стенде его показывали под струями воды. Обычный утеплитель, как ни крути, влагу пропускает. Материал наших ребят тоньше, а капли с него скатываются словно с дождевика. Значит, такой утеплитель можно использовать в тонких и легких куртках, превращая их в непромокаемую одежду.

- Разработка совсем новая, - объясняет маркетолог Юлия Шерстюк. - Но уже получила несколько наград. Российские производители одежды ее используют и получают преимущество по сравнению с конкурентами.

МОЛОДЦЫ!

Не рвется!

Коломенская канатная фабрика в мире известна своей уникальной продукцией. Именно здесь изготовили уникальный шнур для фри-дайвинга на Северном полюсе. Канаты фабрики используют для изготовления альпинистского снаряжения, не имеющего аналогов в мире. А недавно канаты из Коломны закупили для обустройства целой сети веревочных парков в Юго-Восточной Азии.

Шагаем в берцах

Единственная российская компания, которая разрабатывает и изготавливает особую обувь для экстремалов, зовется «Фарадей». Ботинки выходят легкие, удобные, совсем не хуже западных образцов. Президент «Фарадея» Светлана Валентиновна Андрианова в 2014 году получила премию правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку новых материалов и технологий.

ЦИФРЫ

Выставка OutDoor - одна из самых крупных, посвященных альпинизму, туризму, экстремальному спорту, экипировке спасательных формирований, полярных служб, армейских спецподразделений.

В этом году в ней принимали участие 925 компаний из 39 стран.

Выставку посетили 21 912 гостей и 1046 журналистов.