Звезды2 сентября 2015 18:45

Ирина Апексимова: Виктюк называл меня ведьмой. Но это имя ласкательное

Накануне театрального фестиваля, мы поговорили с популярной актрисой и директором театра на Таганке о новом сезоне и ремонте исторического здания
Ирина Апексимова и Роман Виктюк.

Ирина Апексимова и Роман Виктюк.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

5 и 6 сентября в день города в саду Эрмитаж пройдет «Театральный марш» – фестиваль под открытым небом. В течение двух дней нон-стоп будут идти спектакли 12 московских театров. Вход на фестиваль свободный. Автор идеи и продюсер фестиваля – Ирина Апексимова.

- Фестиваль дает не только эмоции, но и полное представление о том, что происходит в столичных театрах, - так считает Апексимова. - Программа рассчитана на любые вкусы и возраст. Дети увидят семь спектаклей. Премьеру представит театр «Практика», мастерская Дмитрия Брусникина - нашумевшую постановку на стихи Дмитрия Пригова «Переворот», а театр на Таганке - поэтическое представление на стихи Евгения Евтушенко «Нет лет». Этот спектакль поставил Вениамин Смехов. «Балет Москва» покажет постановку «Времена года». К тому же это старт новому театральному сезону.

- Когда начнется новый сезон в театре на Таганке и закончится ремонт здания? В марте, когда вас назначили директором театра, вас называли кризисным менеджером, который должен привести аварийное помещение в порядок. Но уже год театр не работает и спектакли в нем не идут…

- Ремонт начался еще до моего прихода. И потом был приостановлен. Чтобы возобновить работы потребовалось время. Сейчас, как вы видите, (с Ириной Апексимовой мы встретились в фойе театре, где работают бетономешалки, а строители выравнивают и штукатурят стены) — он в активной фазе. И пока мы будем играть спектакли в Театре киноактера, а в соседнем здании на Поварской, 20 начнем репетировать новые проекты. В октябре должен закончиться ремонт малой сцены, в декабре - основной. Приходится каждый день контролировать строителей, чтобы уложиться в сроки. Но я не кризисный менеджер и не прораб, правда некоторый опыт я получила, когда шел ремонт в театре Романа Виктюка.

- Кстати, в театре Виктюка, где вы были директором в течении трех лет, память о вас осталась, как о человеке жестком. Вроде бы даже Роман Григорьевич вас побаивался и за глаза называл ведьмой...

- Виктюк может выразиться и резче, и прямо в глаза. Это в стиле Романа Григорьевича. Так что ведьма в его исполнении - скорее имя ласкательное.

- Вам удалось найти общий язык с труппой театра на Таганке? Весной актеры выходили на митинг, протестовали против вашего назначения.

- У меня не было проблем с основной частью труппы, которая работает, играет спектакли. С актерами у меня прекрасные отношения. Но были и недовольные, они есть в любом театре. Несчастье этого театра заключается в том, что конфликты здесь постоянно подогреваются, не затухают почти никогда. Все уже привыкли, что в театре на Таганке всегда скандал.

- Есть и другая проблема этого театра - звездных имен в нем почти не осталось. Вас как директора это не беспокоит? Собираетесь приглашать звезд со стороны?

- Меня коробит, когда я слышу слово «вип» или «медийное лицо». Не перевариваю, когда люди идут в театр лишь для того, чтобы увидеть знакомое лицо, а потом обсудить, насколько этот актер поправился или постарел, сделал ботокс. Я не стремлюсь приглашать актеров с именем или скандальных режиссеров лишь для того, чтобы заинтриговать зрителей. Не этим надо привлекать публику, нужны интересные проекты, нужны люди талантливые, зараженные идеей. Если спектакль хороший, публика на него все равно придет, и своим интересом создаст тех самых звезд, о которых вы говорите. Как собственно и было, когда театр на Таганке строил Юрий Любимов.

Ирина Апексимова

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Спектакли Любимова сохраните в репертуаре?

- Да, мы восстанавливаем старый репертуар. Анатолий Васильев будет следить за постановками Юрия Петровича. Спектакль «Мастер и Маргарита» взялись восстанавливать Феликс Антипов и Юрий Смирнов, тоже старейшие актеры Таганки. Но будем репетировать и новый репертуар. В сентября начинают работать четыре молодых режиссера над пьесами: «Дракон» Евгения Шварца, «Золотой Дракон» Шиммельпфеннига, «Вий» и «Земля Эльзы». А с 1 по 4 октября - первый этап показа рабочих набросков и эскизов. Режиссеры будут защищает свою концепцию на публике. Сразу станет понятно, складывается работа или нет.

- С вдовой Юрия Любимова - Каталин - удалось найти общий язык? Одно время говорили, что наследники могут запретить играть любимовские спектакли.

- Теоретически они могут запретить. Но у нас с Каталин хорошие отношения. Нет повода для конфликта. Поэтому собираемся играть спектакли Любимова, а наследники будут получать авторское вознаграждение.

- Мемориальный кабинет Любимова тоже сохранится?

- Кабинет останется на своем месте. В нем будут проводить реставрацию специалисты, которые очень хорошо в этом разбираются. А главное — относятся к памяти Юрия Петровича с трепетом и уважением.

- Вам хочется выйти на сцену в спектакле, все-таки Ирина Апексимова в первую очередь - актриса?

- Очень хочется, но пока держу себя в руках. Когда мне удастся сделать хотя бы одну хорошую премьеру, тогда у меня появится моральное право выйти на сцену в качестве актрисы. Иначе будет неправильно.

- Когда вас назначили директором Таганки, а вы еще в то время были директором в театре Романа Виктюка, вас сравнивали с Олегом Табаковым, который тоже руководит двумя театрами. Как воспринимали такое сравнение?

- Мне было очень лестно. Олег Павлович - мой учитель. Но, к сожалению, мы сейчас редко общаемся.

- Многие актеры вашего поколения, например, Евгений Миронов, Сергей Безруков возглавили театры. Это новый тренд, когда популярный артист становится менеджером?

- Женя Миронов руководит очень успешным Театром Наций. Сергей Безруков, не побоялся взяться за непростое дело. Все-таки Губернский театр не в центре города, а на окраине рядом с метро Кузьминки. Не всякий зритель туда поедет. Но я вижу, как Сергей старается. И если вы обратили внимание, Безруков, Миронов, и я - ученики Олега Табакова. Видимо, кроме актерского мастерства, Олег Павлович научил своих студентов еще чему-то полезному.

Программа фестиваля «Театральный марш»

5 сентября

Большая (основная) сцена

11.00-12.00 Театр кукол имени С.В.Образцова - «Али-Баба и сорок разбойников»

14.15-15.30 Детский музыкальный театр имени Н.И.Сац - «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста»

18.15-19.00 Театр «Балет Москва» - «Времена года»

20.50-21.50 Театр на Таганке - «Нет лет»

23.30-1.00 Театр «Практика» - премьера Сцена «Ракушка»

12.15-13.15 Детский музыкальный театр имени Н.И.Сац - «Съедобные сказки»

15.45-17.00 ТАПЕР-шоу. Классические и современные мелодии в оригинальных аранжировках сплетены в единый саундтрек.

19.15-20.40 Центр имени Вс.Мейерхольда - «Алиса и государство»

22.00-23.00 Центр имени Мейерхольда - «Stand Up Цимермана» Беседка №1 (мини-спектакли для детей)

11.30-12.15 Театральный проект «Игровые чтения» - «Дюймовочка»

13.30-14.00 Театральный проект «Игровые чтения» - «Муми-Тролль и Алмазное поле»

15.00-15.30 Театральный проект «Игровые чтения» - «Муми-Тролль и пес Юнк» Беседка №2

12.30-13.15 Театр «Снарк» - «Сказка, скрипка, саксофон» Газон у театра Сфера

12.00-15.30 Творческий центр «Среда» - «Ожившие джунгли» (мастер-класс по хэнд-арту для детей) Площадь у Новой оперы

23.00-23.30 Театр Новая опера им. Е.В.Колобова - «Черное» Коридор между театром Сфера и административным корпусом

17.15-18.00 LiquidTheatre - «2189» 6 сентября

Газон у Театра Сфера

15.00-17.00 Андрей Бартенев - интерактивная инсталляция для детей по мотивам сказок А.С.Пушкина» Сцена

18.00-19.00 Мастерская Дмитрия Брусникина - «Переворот» Место: Сад «Эрмитаж», ул. Каретный ряд, 3

Билеты: Вход свободный.