Экономика

Грузовики-тяжеловесы должны платить за дороги

С 15 ноября владельцы 12-тонных большегрузов начнут возмещать ущерб, наносимый федеральным автотрассам
Илья МЯКИШЕВ
Ущерб дороге от одного 12-тонника  в 50 тысяч раз превышает вред от одной легковушки.  Илья МЯКИШЕВ

Ущерб дороге от одного 12-тонника в 50 тысяч раз превышает вред от одной легковушки. Илья МЯКИШЕВ

Оплата будет проходить через созданную систему, а собранные средства пойдут в федеральный дорожный фонд.

Во многих странах владельцы большегрузов уже не одно десятилетие платят за проезд по дорогам. В Евросоюзе действуют жесткие правила по принципу «пользователь платит». Это означает, что за разрушение дорог платят те, кто их портит и на них зарабатывает. Такое же правило положено в основу российской системы, получившей название «Платон».

Российские эксперты подсчитали, что ущерб дороге от одного 12-тонника в 50 тысяч раз превышает вред от одной легковушки. А 56% от общего ущерба федеральным трассам приходится именно на тяжеловесный транспорт. Сегодня государство тратит на дороги примерно 1 трлн. рублей ежегодно. Однако ущерб, который наносят грузовики с перевесом всем дорогам, равняется 2,6 трлн. рублей. При таком балансе улучшения состояния дорог не будет.

«Грузовые перевозки ведут не просто к повреждению верхнего слоя покрытия, а к разрушению самой дорожной конструкции. Как следствие наносится колоссальный вред не только экологии, но и дорожной сети страны, - отмечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. - Ни один плановый ремонт и перекладка асфальта эту проблему не исправит!» По мнению специалистов, введение платежей для большегрузов позволит избежать дополнительной финансовой нагрузки на владельцев легковушек - им не придется за свой счет облегчать жизнь транспортным компаниям.

Система предусматривает плату в 3,73 рубля за километр. Поступления в федеральный дорожный фонд могут составить около 50 млрд. рублей в год. Росавтодор рассчитывает, что это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние.

Оператор системы «РТ - Инвест Транспортные системы» начал работу с крупными компаниями еще в августе. К середине октября в системе было зарегистрировано уже более 138 тысяч грузовиков. Таким образом, большинство законопослушных транспортных компаний, которые опасаются простоя в бизнесе, отзываются о «Платоне» позитивно, отмечая возможность заблаговременно разобраться в системе.

«Регистрацию прошли. Она позволяет конструктивно освоить и проанализировать вопрос в полном объеме заранее. Нам нужны качественные дороги, это не только комфорт и безопасность в пути, но сокращение расходов, например, на запчасти и на топливо, поэтому введение системы ради приведения всех федеральных трасс в достойное состояние мы оцениваем положительно», - пояснил Сергей Валявко, заместитель директора транспортной компании Мэйджор Авто Транс.

Перспектива платить за ущерб устраивает не всех. Некоторые перевозчики оправдывают свое нежелание тем, что это приведет к росту тарифов на 15 - 20 процентов и в итоге ударит по потребителям. Росавтодор это опровергает, приводя выверенные расчеты специалистов.

Нельзя однозначно сказать, что все перевозчики увеличат тарифы на 3,73 рубля. Это высококонкурентный рынок, где сами перевозчики заявляют о том, что сейчас очень много черных игроков, которые демпингуют, не хотят платить налоги и мешают нормальному развитию бизнеса. Опыт Прибалтики показывает, что введение подобной системы не вызвало роста цен на товары. Перевозчики поясняют это тем, что заказчики не согласятся с повышением цен и обратятся к другим логистическим компаниям.

Тем не менее несколько ассоциаций грузовых автоперевозчиков обратились к главе правительства Дмитрию Медведеву с просьбой обнулить платеж на год. Любопытно, что намерение ввести платежи для владельцев тяжеловесного транспорта государство продемонстрировало еще в 2011 году, когда был принят соответствующий закон (№ 68).

Некоторые грузоперевозчики обеспокоились данным фактом лишь когда оператор уже представил готовую к запуску систему.

Понятно, что обнуление платежа перечеркнет планы дорожников по строительству и содержанию дорог на ближайшую перспективу.