Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика2 ноября 2015 22:00

Черномырдина уговаривали не отдавать Ельцину власть и «ядерный чемоданчик»

Пять лет назад не стало легендарного политика [фото, видео]
9 апреля 1998-го. Дом приемов на Воробьевых горах. Борис Ельцин поздравляет Виктора Черномырдина с 60-летием. А за две недели до юбилея президент отправил верного премьера в отставку... Фото: TASS

9 апреля 1998-го. Дом приемов на Воробьевых горах. Борис Ельцин поздравляет Виктора Черномырдина с 60-летием. А за две недели до юбилея президент отправил верного премьера в отставку... Фото: TASS

«Я все никогда не скажу», - часто повторял Виктор Черномырдин в интервью «КП».

И слово свое держал крепко. Когда пять лет назад, 3 ноября 2010-го, его не стало, умерла, казалось бы, и надежда «заполучить эксклюзив», проливающий свет на самые драматичные страницы нашей истории.

И все же остались свидетели. Старые диктофонные пленки и записи в блокноте. Попробуем восстановить некоторые картины давно минувших лет. А в собеседники я пригласил младшего сына Виктора Черномырдина - Андрея Викторовича.

Они не боялись «лечь под нож» в России

Одна из самых закрытых страниц в биографии Черномырдина - операция на сердце. Он обмолвился об этом лишь раз - в начале сентября 1996-го.

Да и то потому что Борис Ельцин всем рассказал по телевидению, что решил делать аортокоронарное шунтирование.

Я попросил Виктора Степановича прокомментировать это заявление - спросил, как он воспринял решение Ельцина лечь на операцию. «Как решение правильное и шаг мужественный, - ответил Черномырдин. - Кстати, это я посоветовал президенту сделать эту операцию. Почему? Потому что мне самому несколько лет назад такую операцию делали. Как видишь, живой».

Больше мы к этой теме не возвращались. Отсюда - и мои вопросы сыну Виктора Степановича Андрею...

- Андрей Викторович, что это была за операция? Когда это было?

- Примерно 1988-й год или 1989-й. Я тогда служил в армии рядовым, приехал домой. Отец в это время работал министром газовой промышленности СССР. Были проблемы с сердцем. Он решился на операцию - врачи настояли.

- Он тогда уже «Беломор» не курил?

- Нет. Уже давно не курил. Но, видать, проявились последствия... Он собрал семью за ужином. И говорит: «Я принял решение, мне будут делать операцию, непростую». На тот момент такие делались за границей. А ему предложили сделать здесь, в Москве. Он сказал: имейте в виду, что исход никто не гарантирует. Все может быть. Но тянуть нельзя было... Позже у Ельцина была точно такая же операция. Отец поделился своим опытом, что и должен был сделать, наверное, любой на его месте.

«Я не тот человек, который все делает исподтишка»

Ельцина оперировали 5 ноября 1996 года. Шесть часов, пока сердце президента было отключено, обязанности главы государства исполнял премьер Черномырдин, которому в числе прочего был вручен и «ядерный чемоданчик». В эти часы произошли события, которые могли бы привести к государственному перевороту и гражданской войне в России. Если бы несгибаемый ЧВС не проявил твердость.

- Андрей Викторович, когда ваш отец стал фактически президентом, что-то поменялось в его поведении?

- Он был еще более собран. И редко мы его видели дома. Чувствовал груз ответственности.

- К нему приходили доброхоты: «Виктор Степанович, а может, не будем передавать власть? Чемоданчик? Все в наших руках. Вы сейчас президент». Вы знаете об этом?

- Преимущественно из ваших публикаций. И из фильма Павла Селина «Степаныч».

ПОЯСНЕНИЕ АВТОРА

8 ноября 2010-го, через пять дней после смерти Черномырдина, я на свой страх и риск опубликовал в «КП» интервью, которое при жизни Виктора Степановича ни за что бы не напечатал. Он бы меня просто не понял. Впрочем, вот фрагмент того разговора с Черномырдиным...

«...А правда, что к вам тогда приходили люди и подбивали вас: Виктор Степанович, а давай не будем возвращать Ельцину власть?

- Ну и что? Мало ли чего было? Было все!... Зачем же говорить (возмущенно)? Зачем об этом кричать (повышая голос)? Для че-го?»

- Виктор Степанович, они действительно думали, что Черномырдин отнимет у Ельцина власть, пока он под наркозом?

- Это я не знаю, чего они думали...

- Что Черномырдин - это Руцкой?

- Кто?

- Ну Руцкой же хотел власти в октябре 1993-го. Вот. А вы же не стали.

- (Смеется.) Да ладно, перестань это... (Пауза.) Я не тот человек, который, как говорят, все делает исподтишка... (Ребром ладони - по столу.) И работать, и иметь отношения одни, а думать все по-другому... (Немного возмущенно.) Нет, я не из тех людей... (Опять пауза.) У нас была договоренность, кстати, с президентом - как мы работаем. И никаких отступлений я никогда в своей жизни (дальше - почти скороговоркой)... не делал. И не делаю. И не сделаю! Это мой принцип (пауза)... пожизненный.

Охотничьи байки. Никита Михалков показывает Виктору Черномырдину, как надо правильно прицеливаться. Фото: личный архив автора.

Охотничьи байки. Никита Михалков показывает Виктору Черномырдину, как надо правильно прицеливаться. Фото: личный архив автора.

Должны быть нормальные, честные отношения. А исподтишка там или куда, да чего... Конечно, какая... Я не знаю, как бы там кто поступил... Там все было в руках - пиши указ, принимай решения. Любые! Все! (Будто спохватывается: дескать, вот наговорил все же лишнего.) Да этого у меня... Даже в голове этого не было! Мало ли там?! Ну говорили, конечно, пытались... Да нет, я даже это во внимание близко... Даже на эту тему... Даже и не хочу даже...»

«Отец никогда не хотел быть президентом»

- Андрей Викторович, ведь получается, что Ельцин, который отправил премьера Черномырдина в отставку в марте 1998-го, накануне его 60-летия, фактически его предал.

- Нельзя сказать, что не было обиды. Отец, конечно, не ожидал такого. Он переживал сильно. Он это говорил и не пытался скрыть. Хотя больше молчал. И в себя уходил...

- Почему, несмотря на отставки, он был так востребован? Он стал при Ельцине спецпредставителем президента по урегулированию кризиса в Югославии. Часто туда мотался на самолете. Однажды был эпизод, когда его чуть не сбили.

- Было такое. Он летел из Югославии в Москву. Поднялся самолет. Отец, посмотрев в иллюминатор, увидел, что пролетают трассирующие пули...Или снаряды. Ну и как это расценивать? Специально ли? Случай зафиксирован в его книге «Вызов».

- Ваш отец хотел быть президентом?

- Нет. Никогда я от него не слышал о подобного рода желаниях. Он, может, что-то думал на этот счет. Размышлял. Так - в целом. Безотносительно к себе. Но конкретно о своем желании - нет, никогда утвердительно не говорил.

«Жил мужественно и уходил так же»

- Очень хорошо помню, как Виктор Степанович болел. Понимаю, что это трудный вопрос. Как он уходил?

- Он был в сознании.

- До последнего момента?

- Да. Эти дни он проводил только с нами, с близкими. Никому не звонил, никого не принимал уже. На телефонные звонки не отвечал. Единственное, Александр Заверюха (экс-вице-премьер РФ. - А.Г.) посетил его в больнице.

Директор Оренбургского газзавода Виктор Черномырдин (второй справа) с сыновьями Виталием (справа) и Андреем (в центре) на первомайской демонстрации. Оренбург, 1 мая 1974 г.  Фото: личный архив.

Директор Оренбургского газзавода Виктор Черномырдин (второй справа) с сыновьями Виталием (справа) и Андреем (в центре) на первомайской демонстрации. Оренбург, 1 мая 1974 г. Фото: личный архив.

- Виктор Степанович в ЦКБ умер?

- Да.

- У него инфаркт был? Об этом писали...

- То, что написали, очень близко к тому, что было. Ничего особенного и сверхъестественного.

- Он понимал, что уходит?

- Я думаю, да. Уверен.

- Он мужественно себя вел в последние минуты?

- Ему мужества не занимать. Он всегда был храбрым человеком.

- Какие-то слова…

- Нет. И так все было понятно. Мы просто находились с ним и, думаю, ему от этого было легче. И спокойнее...

САМАЯ СТРАШНАЯ СТРАНИЦА БИОГРАФИИ

«Басаев говорил: откуда я знаю, кто ты?»

14 июня 1995-го боевики Шамиля Басаева захватили в заложники около полутора тысяч жителей Буденновска. Телефонные переговоры с главарем террористов вел Черномырдин.

Автор этих строк находился в кабинете премьера, когда он разговаривал с Басаевым. Чуть позже, при встрече с Виктором Степановичем, я не мог не задать ему этот вопрос…

- Вам не стыдно было на глазах у всей России, у всего мира общаться с бандитом, да еще под его диктовку писать правительственные распоряжения?

- Под диктовку я ничего не пишу, - сказал Черномырдин. - Конечно, было противно. Но в тот момент я не думал ни о своих переживаниях на сей счет, ни о том, какое произвожу впечатление. Сверлила голову одна мысль: во что бы то ни стало освободить людей.

Андрей Черномырдин, сын Виктора Степановича: - Дома отец мало рассказывал о работе. О многом мы узнавали из его интервью «Комсомолке».

Андрей Черномырдин, сын Виктора Степановича: - Дома отец мало рассказывал о работе. О многом мы узнавали из его интервью «Комсомолке».

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Монологи Черномырдина из фильма Павла Селина «Степаныч» (НТВ):

«Они в окна выставляли женщин, между ног ставили пулемет - и вот это все нужно было штурмовать?..»

«Басаев мне говорит: «А откуда я знаю, что вы Черномырдин?» Я говорю: «Ты где сидишь там?» Он говорит: «В кабинете главного врача». «Телевизор есть?» - «Да, есть». - «Вот сейчас жди». И он видит картинку, и видит, что он со мной разговаривает, и мы начинаем разговор».

«Я ему говорю: «Слушай, Басаев, в больнице находится две тысячи человек. Вас все равно не выпустят. Но пострадают люди». «А мы знаем, - он говорит. - Мы смертники». Это у вас, говорит, трагедия, а у нас трагедии нет…»

КЛАССИКА

«Нам никто не мешает перевыполнить наши законы»

Как и когда рождались крылатые слова эпохи - знаменитые афоризмы Черномырдина? Как - он и сам не мог объяснить. А когда? Иногда прямо у меня на глазах. Правда, сам Виктор Степанович порой пытался этому воспрепятствовать...

- Чего скажешь тебе - ты все шлепаешь,- сердился он. - Выправляй! Чтобы нормально. Балаган ни к чему.

Ну, я и «выправлял». А аромат простой черномырдинской речи, конечно же, оставлял. Вот небольшая только часть этих россыпей, которые блеснули в том числе и в моих интервью с ЧВС...

«Мы выполнили все пункты от «А» до «Б».

«Где-то мы нахомутали…»

«Мы до сих пор пытаемся доить тех, кто и лежит».

«Беда не в том, чтобы объединиться, а в том, кто главный».

«Мы всегда можем уметь».

«Нам никто не мешает перевыполнить наши законы».

«С налоговым сюрреализмом надо кончать».

«Хотели как лучше, а получилось как всегда».

«У кого руки чешутся - чешите в другом месте!»

«Правительство - это не тот орган, где, как говорится, можно одним только языком».

«Какую бы общественную организацию мы ни создавали, все равно получается КПСС».

«Моя специальность и жизнь прошли в атмосфере нефти и газа».

«Секс - это тоже форма движения».

«Вам здесь не тут!»

«Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время, когда будет легче...»

«Курс у нас один - правильный!»

«Надо контролировать, кому давать, а кому не давать. Почему мы вдруг решили, что каждый может иметь?»

«Говорят, наш спутник без дела висит. У нас много чего висит без дела, а должно работать!»

«Кто говорит, что правительство сидит на мешке с деньгами? Мы мужики и знаем, на чем сидим».

«Россия со временем должна стать еврочленом».

«В харизме надо родиться».

(Коллекция «черномырдинок» из книги Александра Гамова «Хотели как лучше».)