Московских родителей обрадовали новыми поборами. Оказывается, нужно платить еще и за сдачу ЕГЭ! От 1000 до 1400 рублей с человека.
- На классном собрании учительница заявила: детям нужно написать тестовый ЕГЭ по математике, родителям это обойдется в 1380 рублей с человека, - жалуется в соцсетях Оксана, мама десятиклассника. - Все в добровольно-принудительном порядке. И записываться надо за два месяца.
Тем, кто до ЕГЭ еще не дорос, платить предлагают за контрольные:
- Школа сказала, что общегородские контрольно-диагностические работы стали платными, - рассказывает Наталья, мама восьмиклассницы. - Мы такие работы писали с 5-го класса, по разным предметам, и всегда бесплатно! А сейчас администрация говорит, что школа не может выложить за каждого ребенка такие деньги.
А что, если родители откажутся платить - ребенку двойку поставят? ЕГЭ не зачтут?
Вот и я решила тряхнуть своим кошельком и разобраться, что за платные экзамены предстоит сдавать школьникам.
ЕГЭ ИЛИ КОШЕЛЕК
Проводит эти контрольные и экзамены независимая организация - Московский центр качества образования (МЦКО). Здание затерялось во дворах в районе метро Кантемировская. Добраться без навигатора - нереально, даже карта не спасет. Судя по всему, раньше тут была школа: типичный «кирпич» на пять этажей со стеклянными дверями.
Записаться на экзамены можно прямо на сайте mcko.ru. Можно выбрать формат ГИА или ЕГЭ, или просто контрольную. Я записалась на ЕГЭ по математике. На базовом уровне. Заодно и проверим, правда ли, что этот экзамен сдаст даже пятиклашка!
Куковать до начала экзамена приходится в коридоре с толпой школьников. Ребята при ближайшем рассмотрении оказались двумя разными классами из одной школы. 10 «А» пришел писать русский язык, а сборная из 11»А» и «В» решила попробовать себя в математике повышенной сложности.
- Нас сюда классная отправила, - объясняют десятиклассники. - Сказала, как напишем, то в модуле и поставит.
- И что, все взяли и заплатили?
- Конечно! У родителей при слове «ЕГЭ» кошелек сам расстегивается.
На экзамен нас ведут через рамки металлодетекторов, каждого осматривает охранник: часы выложить, ремни снять. Школьники безропотно выворачивают карманы и по два-три раза проходят сквозь рамки досмотра. В кабинетах пустым зрачком нависают камеры, в коридорах - хмурые наблюдатели. А вот на самих заданиях сэкономили: тексты - на обычной белой бумаге.
- Это же просто тренировка! - объясняет экзаменатор. - Экзамен вы сдадите, баллы получите, но поступить с ними не сможете.
Писать тест резко расхотелось. Чего же я, на камеры смотреть пришла? Порешать задачки, «идентичные натуральным», можно где угодно - все они выложены в открытом банке заданий ЕГЭ. Что-то тут не то...
Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ
ДЕЛИТЬСЯ НАДО
Второй раз я прихожу в Центр уже на пресс-конференцию его руководства. О том, что экзамены платные, в рассказе директора Павла Кузьмина нет ни слова. И только в конце он проговаривается:
- Мы структура государственная, нас финансирует город. Коммерческих цен у нас нет. Ну а предметные диагностики, в том числе, в форме ЕГЭ - это дополнительная услуга. Семья сама решает, оплачивать ее или нет.
А зачем тогда учителя гонят детей на Кантемировскую? И этот вопрос обходят молчанием.
Зато удается узнать цифры - в месяц через Центр проходит около полутора тысяч школьников. В хлебные месяцы - до пяти тысяч. Большинство, соглашается Кузьмин, приходят именно на платные проверки.
- Школы не имеют права загонять учеников на платное тестирование, никаких сборов на это быть не может! - уверяет Павел Кузьмин. - Более того, школам выделяется достаточно средств на каждого ученика, чтобы они могли оплатить диагностику самостоятельно.
Но школе ведь есть куда потратить эти деньги, правильно? Особенно если родителей попугать экзаменами.
- У нас на днях прошли родительские собрания, где мы рассказали о Центре, - горячо рассказывает Марина Кудинова, директор гимназии №1579. - После этого многие мамы записали детей на сдачу ЕГЭ.
ИТОГ: ПЛАТА ЗА СПОКОЙСТВИЕ. ВОТ ТОЛЬКО ЧЬЕ?
Итак, что мы имеем? Центр, который берет задания из открытого банка данных (доступного всем), распечатывает на бумаге формата А4, устраивает декорации в виде рамок и камер, платит наблюдателям и... И зарабатывает на этом. Чем по большому счету это все отличается от работы, которую могли провести бы и в школе? Рамками и камерами? То есть моделированием стресса, который якобы должны испытать одиннадцатиклассники, оказавшись на ЕГЭ в незнакомом помещении? Хорошенькое дело!
Вопрос - а почему школы сами не могут организовать детям контрольные и пробные экзамены? Могут. И организуют. Тогда в чем фишка? За что платят родители?
За спокойствие. Свое и своей школы.
Дело в том, что Московский центр качества образования проводит тестирование школ. А на его основе составляются рейтинги столичных учреждений образования. От места в рейтинге зависит получение школой грантов и многих других выгодных и полезных плюшек. Загоняя учеников тестироваться за деньги школа как бы подстраховывает себя - ребята, набив руку на подобных экзекуциях в школе на тестировании скорее всего покажут лучший результат. Но тогда почему это должно быть за родительский счет?
СКАЗАНО!
Исаак КАЛИНА, глава Департамента образования Москвы:
- В Москве проводится разнонаправленная диагностика образовательных достижений школьников. Участие... является добровольным. Результаты таких независимых диагностик - это один из критериев в рейтинге московских школ. Нет достойных результатов, нет и ожидаемого места в рейтинге. Такие диагностики очень востребованы. Если в 2010 году в тестировании принимали участие 36 тысяч школьников, то в 2015 таких ребят стало 900 тысяч.
Эти диагностики позволяют освободить учителя от трудновыполнимой обязанности - быть объективными в отношении своих учеников. В конце концов, многие педагоги любят своих учеников, а объективно оценивать любимых - это неправильно.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Гонка за показателями
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
В советские времена было поветрие - создавали гигантские свиноводческие комплексы. Хрюшек так легче откармливать, обслуживать... Экономия. Ну и, естественно, «мы самые большие в мире»...
Не знаю, не специалист в сельском хозяйстве - может так для снабжения страны свининой и впрямь было лучше (хотя мяса на прилавках не хватало).
Сейчас создаются образовательные комплексы. И тоже вроде логично - эффективнее использутся наглядные пособия в лабораториях, учителя могут заменять друг друга, экономия на управленцах (вроде бы их меньше надо). Вот только проблема в том, что таким образом размываются, растворяются авторские школы. Учить детей - не комбикорма по кормушкам раскидывать. В школе нужна особая атмосфера, специальные учителя, то что называется дух. Это штука нематериальная. Но почему-то осязаемая.
Авторскую школу на 200 учеников создать можно. На 500 - можно попробовать. На пять тысяч - вряд ли. Да, с точки зрения технологий и холодного рассудка все будет зашибись. Но с другой стороны...
Я знаю всего пару-тройку объединений, которым удалось более-менее сохранить дух ядра - авторской, сильной школы, с которой все начиналось. Может быть потому, что до обьединения ее директорам удалось создать крепкое и достаточно большое ядро единомышленников, которое потому «размазали» по присоединенным учебным заведениям.
В остальных «комплексах» все по-другому. Мне звонят родители и жалуются - детей экзаменуют, лучших, сильных собирают в одно (гимназическое) здание, и они потом становятся «лицом» школы. А остальных - чтобы показатели не портили - распихивают по другим зданиям. Я советую: раз такая показуха - переходите в другую школу. А некуда, объясняют мне, все школы в радиусе 20-30 минут - теперь один комплекс и все «ходят под А...». Дожили, раньше районы «ходили» под бандитами. Теперь - под школьными директорами!
Я это к чему? Школам при нынешней системе, выходит, выгодно гнать детей на независимое тестирование. Особенно тех, кому предстоит сдавать ЕГЭ или ГИА. Выявит такое тестирование пробелы в знаниях - есть репетиторы, которые все подштукатурят. А уж на показательном тестировании в школе такой ученик покажет лучший результат.