Звезды

Элен Курагина и ребята: Почему в английской «Войне и мире» Пьер и Андрей так помолодели?

На этой неделе в Британии заканчивается показ нашумевшей телеверсии романа Льва Толстого. «Комсомолка» сравнила английский вариант с классической экранизацией Сергея Бондарчука
В Британии покажут последние серии экранизации бессметрного произведения Льва Толстова в версии БиБиСи.

В Британии покажут последние серии экранизации бессметрного произведения Льва Толстова в версии БиБиСи.

Джейн Остин по-русски

Сериал телеканала BBC нам начали показывать на этой неделе. Но большую часть британской «Войны и мира» все желающие уже посмотрели. И, в общем, остались довольны: по крайней мере, бюджет солидный, актеры неплохие, откровенной клюквы очень немного, князя Андрея не заставили танцевать «Калинку-малинку», хотя, медведь присутствует...

Но совершенно очевидно, что сценарист Эндрю Дэвис, ветеран британского телевидения, в свои 79 лет остался верен себе. Последние десятилетия он активно адаптировал для ТВ классические романы (Диккенса, Джордж Элиот, Уильяма Теккерея), а самым известным его проектом был и остается «Гордость и предубеждение» - сериал 1995 года, едва ли не вытеснивший из сознания британцев и британок оригинальный роман Джейн Остин. (Среди самых страстных его поклонниц была, как известно, Бриджет Джонс, десятки раз пересматривавшая сцену, в которой мистер Дарси в исполнении Колина Ферта выходит из воды в мокрой рубашке).

Вот и из «Войны и мира» Дэвис сделал английский роман XIX века, в какие-то моменты - почти ту же Джейн Остин с мокрыми рубашками. Мир влюбленности, интриги, хруст французской булки, - вообще взаимоотношения интересных людей в роскошных интерьерах и Дэвису, и режиссеру Тому Харперу милее, чем война. Еще на стадии рекламных роликов «Войну и мир» представляли почти молодежным сериалом - какие-то выстрелы, черепа, поцелуи и так далее. Конечно, в итоге все оказалось куда более чинно. Но бросается в глаза, что актеры удивительно молоды - особенно если сравнивать c фильмом Бондарчука...

В новой британской экранизации бросается в глаза, что актеры удивительно молоды! Фото: ВВС

В новой британской экранизации бросается в глаза, что актеры удивительно молоды! Фото: ВВС

Конечно, в начале XIX века к возрасту относились иначе - один очень известный продюсер любит вспоминать, что тогда в книгах писали «В комнату вошел 48-летний старик». Конечно, мы все со школы помним: при взгляде на пресловутый зазеленевший дуб Андрей Болконский думает, что «в 31 год жизнь еще не кончена». А тут уж как посмотреть, голубчик-с! Пройдет немного времени, и отец 33-летнего князя безжалостно сообщит ему, что он - «не первой молодости» и вообще слишком слаб здоровьем, чтоб жениться на шестнадцатилетней Наташе Ростовой. Учитывая ужасающий уровень тогдашней медицины, да еще опасную военную карьеру героев, думать о смысле жизни им надо было пораньше - потом могли и не успеть - и это накладывало свои печати на чело. Сегодняшние 30-летние зачастую - все еще мальчишки и девчонки.

И все-таки любопытно сравнить внешность и возраст актеров, игравших в советской и британской версиях.

Сравниваем возраст актёров в экранизациях с указанным в романе.

Сравниваем возраст актёров в экранизациях с указанным в романе.

Фото: Рушан КАЮМОВ

Безуховым мог стать спортсмен Юрий Власов, а роль Элен ушла от Вии Артмане

«Войну и мир» экранизировали несколько раз - самый первый фильм был снят в 1915 году режиссером Владимиром Гардиным, главные роли сыграли он сам и балерина Вера Каралли. Очень часто за Толстого брались на телевидении: например, та же компания BBC в 1972 году выпустила самую длинную, 20-серийную экранизацию романа, в которой Пьера Безухова сыграл молодой Энтони Хопкинс. А в 2007-м российское, французское и итальянское телевидение продемонстрировало сомнительный во всех отношениях четырехсерийный франко-итальянский сериал.

Но русским, конечно, зрителям известна в первую очередь «Война и мир» Сергея Бондарчука (1965-1967) - каноническая экранизация романа, произведшая фурор не только в СССР, но и на Западе. Там ее раскручивали как «первый в истории фильм, стоивший 100 миллионов долларов» - на самом деле он обошелся в 9,2 миллиона, в сегодняшних ценах это было бы 67 миллионов. «Война и мир» стала первым советским художественным фильмом, получившим «Оскара» в категории «Лучший иноязычный фильм». Длится четырехсерийная картина больше семи часов, и снята с большой торжественностью: Бондарчук экранизировал «Войну и мир» как Священное писание, со всей подобающей серьезностью.

Если перевести "тот" бюджет "Войны и мира" Бондарчука в "сегодняшние" деньги, то создание картины обошлось в 67 миллионов долларов.

Если перевести "тот" бюджет "Войны и мира" Бондарчука в "сегодняшние" деньги, то создание картины обошлось в 67 миллионов долларов.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Однако история фильма Бондарчука началась с предыдущей, голливудской экранизации. В Америке картина Кинга Видора вышла в 1956-м и прекрасно вписалась в ряд масштабных дорогих исторических картин (неважно - из истории древнего Рима, библейских времен или жизни викингов), которые были страшно популярны в 50-е и 60-е. В советский прокат ее выпустили в 1959-м. Она была в два раза короче фильма Бондарчука, и единственное, что почти не вызвало у советских киноведов сомнений - юная Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Хвалили также Генри Фонду в роли Пьера. Но в общем и целом все закончилось тем, что в советской прессе появилось письмо деятелей культуры с призывом создать свою «Войну и мир»: американский фильм «не передал ни художественных, ни национальных особенностей эпопеи Л. Н. Толстого, ни великого освободительного духа борьбы русского народа». На должность постановщика рекомендовали Бондарчука - человека солидного и положительного, пусть даже к тому моменту поставившего всего одну картину, «Судьбу человека» по Шолохову.

Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой.

Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой.

Министр культуры Екатерина Фурцева прекрасно знала, что это письмо появится (публиковалось-то с ее подачи), и уже прикидывала масштабы предстоящих работ. А сделать надо было очень много. Проблемы у Бондарчука возникали на всех этапах: трудно было найти кавалерию, трудно было снимать в утыканной телевизионными антеннами Москве... Позже Никита Михалков скажет, что на «Войну и мир» работал весь Советский Союз - это чистая правда, десятки фабрик изготавливали костюмы, декорации, мебель, оружие.

Перед тем, как взяться за "Войну и мир", Бондарчук снял "Тихий дон".

Перед тем, как взяться за "Войну и мир", Бондарчук снял "Тихий дон".

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Конечно, доверить в таком фильме ответственные роли Пьера, Андрея, Элен и прочих персонажей каким-то ветреникам было немыслимо. Самое главное - Пьера Безухова Бондарчук хотел играть сам, а ему было за 40 (но Генри Фонда на съемках американского фильма, на который периодически оглядывались, вообще было 50, и это мало кого смущало). Другим кандидатом на роль Пьера был тяжелоатлет Юрий Власов, довольно молодой (на момент съемок ему было 27). Но этот выбор казался уж слишком странным всем - в том числе тренеру Власова, по словам Бондарчука, «отсоветовавшему ему менять профессию». Надо думать, Бондарчук Власова долго не уговаривал.

Кандидатом на роль Пьера был тяжелоатлет Юрий Власов. ФОТО Валентина Мастюкова и Валентина Хухлаева /Фотохроника ТАСС + Кадр из фильма.

Кандидатом на роль Пьера был тяжелоатлет Юрий Власов. ФОТО Валентина Мастюкова и Валентина Хухлаева /Фотохроника ТАСС + Кадр из фильма.

К слову, Элен Курагину должна была играть Вия Артмане. Но Бондарчук решил снимать свою жену Ирину Скобцеву. Говорят, Артмане он в последнюю секунду сообщил, что она не подходит, а Скобцевой - что других кандидаток просто не нашлось!

Элен Курагину должна была играть Вия Артмане (на фото справа), но Бондарчук сделал выбор в пользу своей жены.  Фото: Валентин Мастюков/ИТАР ТАСС + Кадр из фильма

Элен Курагину должна была играть Вия Артмане (на фото справа), но Бондарчук сделал выбор в пользу своей жены. Фото: Валентин Мастюков/ИТАР ТАСС + Кадр из фильма

Партнеры должны были более или менее соответствовать Бондарчуку по возрасту. Бондарчук мечтал пригласить на роль Андрея Болконского Иннокентия Смоктуновского (37 лет на момент начала съемок), но тот был занят в «Гамлете» у Козинцева; 33-летний Олег Стриженов не стал сниматься; в итоге Андреем стал 34-летний Вячеслав Тихонов. А вот Наташу Ростову сыграла 20-летняя Людмила Савельева (Одри Хепберн было 26).

По разным причинам Смоктуновский и Стриженов не стали сниматься в экранизации и роль досталась Тихонову. Фото: ТАСС/ Кассин Евгений + Кадр из фильма

По разным причинам Смоктуновский и Стриженов не стали сниматься в экранизации и роль досталась Тихонову. Фото: ТАСС/ Кассин Евгений + Кадр из фильма