Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество26 февраля 2016 13:56

Презумпция невиновности в странах Балтии отменяется

Инакомыслие становится виной, а политическим принципом власти становится старое недоброе убеждение, что «был бы человек, а статья найдется»
В странах Балтии инакомыслие становится виной. Фото: с сайта vokrugsveta.ru

В странах Балтии инакомыслие становится виной. Фото: с сайта vokrugsveta.ru

Суды и тяжбы в Вильнюсе, в Риге, в Таллине объединяет одно общее обстоятельство. Власти убеждены, что подсудимые уже виновны, убеждены в этом же солидарные с властями СМИ, убежден подконтрольный властным партиям верный электорат. Судебные процедуры, прокуроры-адвокаты, жалобы-апелляции нужны лишь для бюрократического оформления вины. Те, кто попал в жернова правоохранительной машины, оказываются виноваты заранее, заведомо, и должны доказывать свою невиновность, апеллируя к свои правам и свободам.

Один-де виноват в том, что правящим сегодня партиям политически целесообразно именовать его террористом. Так сейчас легла карта в покере международной политики. Другого «виноватят», чтобы обосновать свое право на «единственно верную» интерпретацию истории. Тому, кто доказывает иное и просто сомневается в достоверности «фактов» или - хуже того – предъявляет факты противоположные, всегда можно грозно сказать: «Твой дом – тюрьма!».

Инакомыслие становится виной, а политическим принципом власти становится старое недоброе убеждение, что «был бы человек, а статья найдется».

Но в этом месяце вступила в силу новая Директива Евросоюза, призванная обеспечить фундаментальное право на справедливое судебное разбирательство и соблюдение принципа презумпции невиновности. Не все государства ЕС твердо руководствуются принципом презумпции невиновности, хотя все его провозглашают. Провозгласить мало. Надо воплотить в жизнь.

Без презумпции невиновности невозможно никакое правосудие. Без правосудия нет ни справедливости, ни равенства перед законом. Без правосудия все до единого общественные и политические институты, прежде всего те, которые мы претенциозно именуем демократическими институтами – выборные и сменяемые органы власти, предоставляемые гражданам свободы и права, ловко и незаметно превращаются в политические инструменты для беззастенчивого манипулирования массами «электората» или даже в прямое и наглое принуждение силой.

Как в старой сказке, где карета в одночасье превращается в пустую тыкву, прекрасные лошади оборачиваются злобными крысами, а прекрасная принцесса становится рабыней-золушкой.