Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-2°
Boom metrics

Москва таинственная: Грустный Гоголь, последние дни в доме на Никитском и посмертные мифы

Продолжаем открывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская правда»
А вот так вас встречает в одном из залов знаменитая гоголевская шинель. Жутковато, да? Вглядитесь: тут еще и Нос присутствует!

А вот так вас встречает в одном из залов знаменитая гоголевская шинель. Жутковато, да? Вглядитесь: тут еще и Нос присутствует!

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Гуляем по Москве сегодня с Александром Мишиным, библиофилом, гидом общества пеших прогулок «Москвохода».

Мишин:

- Здравствуйте!

Андреассен:

- Мы договорились отправиться в «дом Гоголя» - дом, который ему не принадлежал, но где он жил. Напомню адрес. Москва, Никитский бульвар, 7-а. А проще, наверное, объяснить так: это тот дом, во дворе которого сидит «грустный Гоголь»...

Напротив дома, где жил писатель, сидит тот самый "грустный Гоголь". На постаменте изображены персонажи из его произведений.

Напротив дома, где жил писатель, сидит тот самый "грустный Гоголь". На постаменте изображены персонажи из его произведений.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Мишин:

- Да, этот памятник «сидит» там с середины 50-х годов. Вообще, в Москве памятники очень подвижные, бегучие. С десяток таких наберется - например, Иван Федоров, которого четыре раза двигали с места на место.

А здесь история более яркая. Наверное, Гоголю она бы понравилась. Ведь двойничество – сильный мотив его многих произведений. И вот обычно противопоставляют два памятника писателю. Это памятник Гоголю работы скульптора Томского на Арбатской площади (там есть надпись пошловатая: от советского правительства.) И памятник, открывавшийся там же, на Арбатской площади в 1909-м году в апреле скульптора Николая Андреева. Но вы знаете, я не склонен советского Гоголя ругать, а этого, «сидячего», хвалить. Когда Гоголя андреевского открыли, у многих были кислые лица: мол, это же декаданс, вырождение, неправильное и болезненное. А советский Гоголь - он скучноватый, но академически верный. Абсолютно профессиональный. Когда было 200-летие Гоголя, их хотели опять поменять местами. Слава Богу, хватило ума не заниматься вот этой традиционной московской суетой.

Когда вы идете по Никитскому бульвару и видите с левой стороны сидящего летом в темноте (потому что над ним купа деревьев, он как бы в беседке) Гоголя – это тот самый памятник. С правой стороны - дом. А когда вы еще чуть дальше проходите, видите торец этого дома. И окошко – это спальня Николая Васильевича, где он и закончил свою жизнь.

Вот так вас встречает в музее Гоголь.

Вот так вас встречает в музее Гоголь.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Это единственный сохранившийся дом в Москве, где он жил?

Мишин:

- Места такие есть. Хотя собственного дома у него в Москве не было. Либо Гоголь часто останавливался в семье горячо любившего его Сергея Тимофеевича Аксакова. Или у своего друга-историка Михаила Петровича Погодина. Там два раза Гоголь праздновал свои именины. Потом у них с Погодиным взгляды на разные вещи разошлись. И дружба закончилась.

Андреассен:

- И тогда он воспользовался приглашением переехать в особняк на Никитском бульваре?

Мишин:

- С конца 30-х годов Гоголь очень много времени проводил в Европе. Он говорил: я бы хотел, если бы была возможность, жить в двух городах – в Москве и в Риме.

Андреассен:

- Москва – третий Рим...

Мишин:

- Да, Тут связь есть. Кроме того, конечно, ему, как человеку, родившемуся гораздо южнее, в Москве хотелось тепла...

Герои «Мертвых душ» будто выходят на тебя из небытия.

Герои «Мертвых душ» будто выходят на тебя из небытия.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Сам же дом на Никитском, о котором мы говорим, имеет давние корни. Екатерина Вторая говорила: «Каждый дворянин в Москве хочет иметь не дом, а маленькое имение». Говорила с раздражением, потому что это не похоже на европейский город. Вот территория, вот главный дом, а вокруг - еще 20-30 строений: людские, конюшни, кузни и так далее. То есть, свое хозяйство. И этот дом, который в конце семнадцатого века принадлежал боярам Салтыковым, таким планировался.

Шло время. Менялись владельцы. Каждый вносил свои изменения. Сначала был первый этаж каменный на погребах, второй деревянный. Все это сгорело, как и бОльшая часть Москвы, в пожаре 1812-го года. Дом заново отстраивался. И в 1847 году его арендует чета. Бывший тверской губернатор Александр Петрович Толстой и его супруга Анна Георгиевна. Говорили, что у супругов исключительно братские отношения. Они были весьма религиозны. И вот на этой религиозной почве Гоголь с ними и сошелся.

Они пригласили его на тех условиях, что ему выделяется три комнаты. Когда мы с вами подходим к аркадам и подъезду этого дома, с правой стороны от входа все окна - гоголевские.

В гостиной Гоголя, кроме картин, - иконы. Писатель был очень набожным.

В гостиной Гоголя, кроме картин, - иконы. Писатель был очень набожным.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Одна из этих комнат - в которой он скончался, - очень темная. Музейщики (а там сейчас находится музей Гоголя) поддерживают, так сказать, атмосферу...

Мишин:

- Да, это комната, в которой жизнь его прервалась. В марте 1852 года при непонятных тогда врачам обстоятельствах. Врачи его лечили, лечили, пытались поставить на ноги. НА самом деле, мучили, я бы сказал. И если попробовать отвечать на вопрос: что же случилось с Николаем Васильевичем, почему он умер, то, наверное, дело не в каком-то заболевании, не медицинском диагнозе. Я вот на своих экскурсиях говорю так: если человек не хочет жить, никакие медицинские приправы и примочки не помогут.

Хозяева особняка жили на втором этаже, по этой лестнице Гоголь поднимался к ним на обеды.

Хозяева особняка жили на втором этаже, по этой лестнице Гоголь поднимался к ним на обеды.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

У Гоголя был духовный кризис. За несколько дней до смерти он сжег второй том «Мертвых душ». Печки этой уже не существует, она была от входа налево. Это не был камин в комнатах Гоголя. Он специально пошел в другое крыло дома. Попросил своего слугу, присланного маменькой из Диканьки, растопить этот камин. Потом ему сказал, удрученный очень сильно, мол, «черт меня ударил под локоть. Я хотел сжечь только немногое, а сжег все».

Андреассен:

- В одной из комнат нынешнего музея Гоголя висят часы. И время там зафиксировано на трех ночи. Считается, что в это время с 11 на 12 февраля 52-го года мир потерял очередной шедевр - Гоголь сжег продолжение «Мертвых душ».

В дупле дерева мы вдруг видим икону. Оказывается, в Диканьке рассказывают легенду о том, как однажды во время грозы молния ударила в дуб, и в его ветвях явился образ Николая Чудотворца.

В дупле дерева мы вдруг видим икону. Оказывается, в Диканьке рассказывают легенду о том, как однажды во время грозы молния ударила в дуб, и в его ветвях явился образ Николая Чудотворца.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Мишин:

- Музей очень интерактивный. Там и запись звука идущего поезда включают - как олицетворение того, что Гоголь много ездил по миру. До Палестины добрался. Был в Иерусалиме, у гроба Господня.

Как известно, в 1931 году, когда в Даниловском монастыре, где Гоголь был похоронен, устроили колонию для несовершеннолетних, которые потом там черепами умерших играли в футбол, решили перезахоронить некоторых, в том числе, Гоголя.

А это умывальник, можете представить.

А это умывальник, можете представить.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Наиболее достойных...

Мишин:

- Да. С точки зрения советской власти. И на тогда уже становившееся полузакрытым Новодевичье кладбище собираются перезахоронить писателя. И тут начинается опять же очень гоголевская история.

Во-первых, оказалось, что то место, где он был похоронен, - не просто могила, а целый склеп с кирпичным сводом. И пока этот свод ломали, наступил вечер. Когда добрались до гроба, то увидели, что скелет лежит в хорошо сохранившемся сюртуке, на остовах ног - сапоги с очень крупным каблуком. Тут надо сказать, что Гоголь был даже по тем временам очень небольшого роста – 159 сантиметров. И, как любой мужчина, хотел казаться выше. И якобы не было черепа - по одной из версий.

Сундук символизирует, что Гоголь много путешествовал. В комнате с сундуком включают звук поезда: вы будто едете куда-то. Вместе с Гоголем?

Сундук символизирует, что Гоголь много путешествовал. В комнате с сундуком включают звук поезда: вы будто едете куда-то. Вместе с Гоголем?

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Стали ходить слухи, что Гоголя похоронили живым. У этой легенды есть некоторое основание. Есть завещание Гоголя, где он пишет прямо: мол, не хороните меня до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Дело в том, что тогда в Европе ходили страшилки. Вскрытия же почти не делалось тогда. И иногда, когда человек впадал в такие вот кататонические тяжелые состояния, когда практически нет никаких проявлений жизни. Иногда на ногах делали надрезы – и у человека текла кровь... Гоголь знал про эти истории.

В последнем зале есть что порассматривать: он целиком посвящен героям произведений Гоголя, но не просто так, а с изюминкой и с мистикой.

В последнем зале есть что порассматривать: он целиком посвящен героям произведений Гоголя, но не просто так, а с изюминкой и с мистикой.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Например, в Англии умерла молодая, только вышедшая замуж за владельца замка красавица. Ее похоронили в семейном склепе. И слуги решили ее ограбить, потому что ее положили с драгоценностями, перстнями. Дня через три пришли, крышку сдвинули, залезли в могилу. Но с пальца все не удавалось снять перстень - и палец отрубили. В это время умершая вскочила и с криками из гроба убежала обратно в замок. Прожила еще 50 лет, родила семь человек детей. Ну, отсутствие пальца не мешает ведь этому. И такие истории Гоголю были известны. Поэтому он и предупреждал насчет своих похорон.

Конечно, это миф насчет погребения заживо. Скульптор Рамазанов, который снимал посмертную маску, говорит, что были признаки разложения - то есть, писатель умер.

А что касается отсутствия черепа, то была вторая легенда. Основатель Бахрушинского музея был, конечно, человеком маниакальным. Все артефакты он хотел прибрать себе. И говорили, что у Бахрушина была коллекция черепов выдающихся деятелей русской литературы, в том числе череп Гоголя, 9 или 10 черепов.

Вот так в последнем зале изобразили Ревизора.

Вот так в последнем зале изобразили Ревизора.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Нашли эту коллекцию?

Мишин:

- Не нашли.

Андреассен:

- Загадкам Бахрушинского музея, видимо, надо посвятить отдельную программу. А пока - выбирайте себе прогулку на сайте «Москвахода», не сидите дома, изучайте таинственную и прекрасную Москву.

А это все портреты писателя, собраны в одном месте. Похож на себя, правда?

А это все портреты писателя, собраны в одном месте. Похож на себя, правда?

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН