Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Экономика4 апреля 2016 8:40

Недоступная ликвидность – часть общемирового тренда или российская особенность?

Ситуация в экономике России не способствует росту кредитования малого и среднего бизнеса в России
Олег ФРОЛОВ

По крайней мере, об этом уже на протяжении двух лет говорит большинство экономистов и представителей банков. Ставки, превышающие рентабельность 90% направлений бизнеса в России, растущие риски ввиду рекордного с 98 года сокращения потребительских расходов, снижение реальных доходов населения – все это, в первую очередь, бьет по малому и среднему бизнесу.

Как отметил президент банка "Югра" Алексей Нефедов, делать ставку только на крупных клиентов в долгосрочной перспективе является довольно опрометчивым решением, так как именно малый и средний бизнес обладает большим потенциалом развития, а следовательно, может стать для банка источником расширения своего присутствия в различных отраслях экономики - почве для "точек роста" российской экономики, о которых так часто говорят экономисты.

"Мы ищем возможности, точки роста во всей экономике страны для поддержки их как своим финансовым ресурсом, так и разнообразными партнерскими связями. Я уверен, что таким образом делаем верные инвестиции – предоставляем ресурсы компаниям, которые в среднесрочной перспективе продемонстрируют рост и тем самым поддержат ситуацию в стране в целом", - заявил Нефедов.

По его словам, чаще всего клиенты банка "Югра" нуждаются в кредитных средства для увеличения масштабов своего бизнеса на рынке, а это, в свою очередь, позволяет извлекать из процесса прибыль, способную заинтересовать как заемщика, так и кредитное учреждение.

"Важно трезво оценивать ситуацию, расширение клиентом рыночных позиций это не краткосрочный процесс и требует времени. Поэтому необходимо ориентироваться на кредитование не просто в текущем режиме самоокупаемых проектов, но самое главное – эффективных на среднесрочную и долгосрочную перспективу", - отметил Нефедов.

И, хотя, в России на текущий момент нехватка "дешевой и длинной" ликвидности для небольших предприятий является краеугольным камнем, так как в таких условиях практически невозможно вновь "запустить" рост экономики или же изменить модель ее роста, нельзя сказать, что эта проблема является локальной и не угрожает мировой экономике.

С начала 2018 года финансовые учреждения стран, которые согласились внедрить новый стандарт Базельского комитета, перейдут новый порядок расчета показателя чистого стабильного фондирования», предусмотренного в рамках пакета реформ "Базеля III" по регулированию риска ликвидности.

Согласно предлагаемым правилам, компании с более высокими доходами и низкой закредитованностью потребуют от банков меньший объем капитала, то есть у банков будет стимул кредитовать только крупные корпорации с наиболее устоявшимся бизнесом.

Таким образом, проблемы с которыми сталкиваются российские банки и бизнес – это лишь часть мирового тренда, усугубленная внутренними проблемами (санкции, ограниченный приток инвестиций). По прогнозам Нефедова, если в текущих условиях российскими властями в тандеме с представителями кредитных учреждений и бизнеса удастся решить данную проблему, то Россия имеет шанс вновь догнать по темпам роста ВВП развивающие страны.

Правительство оказала доверие банку, чтобы он мог привлечь дополнительный капитал через участие в программе докапитализации по ОФЗ. Однако "Югра" чувствует себя уверенно, и именно поэтому акционеры решили отказаться от участия в программе. Банк может справиться с докапитализацией самостоятельно, что еще раз подтверждает его лидирующее положение на рынке. "Стабильное положение банка должна подтвердить и плановая проверка ЦБ, которая связана с перерегистрацией головного офиса, который теперь будет находиться в Москве. Это стандартная процедура, связанная с перерегистрацией юрлица. "Югра" как банк федерального значения регулярно проходит такие проверки, которые касаются средств многочисленных вкладчиков, процедуры оформления договоров. Замечаний банк никогда не получал, так что это обычная часть процесса взаимодействия с регулятором", - говорит Михаил Маркин, аналитик Центра политических стратегий